Учительская профессия сродни профессии артиста. И дело здесь не только в необходимой доле импровизации, и совсем не в репетициях перед выходом к своему юному зрителю, и не в обязательной рефлексии того, как аудитория оценила твой выход… Вопрос здесь скорее в том, что все эти действия, сопутствующие основой деятельности, распространены во времени и не обязательно привязаны к основному месту работы – не важно, говорим мы о творческом работнике или о педагоге. Только признать это некоторым директорам до сих пор трудно, поэтому время, проведенное учителем исключительно в стенах школы, становится для них основным мерилом работы подчиненных. «Учительская газета» неоднократно затрагивала эту проблемную тему в своих публикациях (см. №51 от 22 декабря 2015 года, материал на сайте от 1 марта 2016 года – http://ug.ru/article/906). О новых поворотах темы – сегодняшний материал.
Чего же не хватает руководителям школ, которые до сих пор настаивают на кабинетной работе, и учителям, которые не могут отстоять свое право на труд за пределами четырех школьных стен? Министерство образования и науки РФ предположило: предельной прозрачности и однозначности трактовок нормативных актов. Именно поэтому сегодня подготовлен проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Он идет на смену хорошо известному приказу №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». По словам заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, новый приказ обладает существенно более понятным списком норм, которые улучшат положение не только педагогов, но и директоров. На первый взгляд удивительно, ведь чаще всего пострадавшей стороной в конфликтах являются учителя… Впрочем, оказывается, директорам не легче, ведь, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, а здесь и вовсе вольное обращение с нормами трудового времени учителя становится прямой дорогой к правонарушению и увольнению. Не называя регионов, Минобрнауки дает понять: сегодня уже есть прецеденты увольнения руководителей образовательных организаций, упорно не желающих действовать в рамках существующих норм труда и отдыха относительно вверенных им коллективов…Слухи ползут всегда, а с помощью Интернета масштабы их распространения становятся просто колоссальными. На фоне появления нового приказа Минобрнауки молниеносно пошли разговоры о том, что министерство «в очередной раз собирается заурегулировать режим и даже допустить произвол работодателя». Павел Сергоманов поспешил успокоить взволнованную профессиональную общественность и напомнить, что Минобрнауки уже 10 лет назад установило особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогов, прекрасно осознавая, что чем безразмернее труд учителя, тем ниже уровень качества образовательных результатов, поэтому ни о каком «очередном заурегулировании и произволе» речи идти не может. Нужно внимательно и вдумчиво читать тексты нормативных документов, к чему он и призвал участников вебинара для региональных образовательных ведомств, специально организованного министерством, чтобы раскрыть детали проекта нового приказа.Новый приказ предполагает, что старый, №69, утратит силу, но это не означает, что вместе с ним уйдут в прошлое и все его положения. Напротив, большинство из них легли в основу нового, но были скорректированы с учетом норм, закрепленных в Законе «Об образовании в РФ». Двукратные общественные обсуждения проекта нового документа, согласование с Минтрудом, Минздравом, Общероссийским профсоюзом образования и Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, позволили сохранить все качественное и работоспособное, что было в существующем документе, и сделать новый еще более внятным и доступным для понимания. О том, что новый документ не автономная правовая единица, свидетельствует и необходимость его комплексного использования совместно с приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».Это не случайно, ведь согласно приказу №1601 в зависимости от занимаемой должности педагогическим работникам устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, либо норма часов учебной работы за ставку зарплаты. Это касается объемов времени, уходящих у педагогов на проведение уроков как их основной профессиональной обязанности, то есть нормируемой части учебной работы. Но, как известно, для профессии учителя характерна и вторая, или, говоря министерским языком, «другая часть педагогической работы», включающая и подготовку к урокам, и ведение журнала и дневников, и участие в разработке рабочих программ, и консультации для родителей. Все это требует затрат рабочего времени, которые нельзя точно определить, и становится камнем преткновения в классических конфликтах на тему «36 часов». Новый приказ призван урегулировать особенности выполнения именно другой части педагогической работы. Причем, как отметила эксперт отдела по вопросам общего образования аппарата Центрального совета Общероссийского профсоюза образования Вера Понкратова, понятие «другая часть» и более привычная слуху «ненормируемая часть» вовсе не одно и то же: согласно трудовому законодательству они по-разному определяются, регулируются и соответственно по-разному оплачиваются.Пока новый приказ еще не вступил в силу, стоит разобраться в том, что ожидает педагогов и директоров. Так, проект документа предполагает, что регулирование другой части педагогической работы теперь ведется не «графиками и планами работ», а различными способами в зависимости от вида работ. Способам этого регулирования посвящен обширный пункт 2.3 проекта приказа. Работодатель, по словам Павла Сергоманова, не может вмешаться и проконтролировать выбор способа: контролю подлежат лишь образовательные результаты, но никак не конспекты урока или формы организации подготовки учителя к уроку.Согласно проекту приказа учитель теперь не «разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ», а принимает «участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ)». Причем включаться в эту работу могут наиболее квалифицированные педагоги, обязывать каждого учителя принимать участие нецелесообразно. Разработка авторской программы опять же может идти столько времени, сколько учителю необходимо, и там, где ему удобнее всего размышлять и фиксировать свои идеи, и это необязательно школьный кабинет.В новом приказе будет урегулировано и ведение журнала и дневников – «в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка». Точно так же будет решаться и вопрос регламентации времени общения с родителями учащихся. И никто теперь не вправе вмешаться – все исходит из выбранного конкретной школой формата и сроков взаимодействия с родителями.«Планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством», будет урегулировано и все, что касается участия педагогов в работе педагогических, методических объединений и родительских собраний. Нельзя обязать педагога в любое удобное время встречаться с родителями в ущерб его личной занятости и тем более принудить участвовать в «срочном совещании через 2 часа». Все эти вопросы должны быть предварительно запланированы и урегулированы.Затронул проект приказа и вопрос «окон» в расписании, поскольку это имеет прямое отношение к рациональной организации времени учителя. Тем не менее, несмотря на то что директора просили узаконить «окна», их наличие лишь разрешили, причем с письменного согласия педагогов, поскольку некоторым вместо непрерывного ведения 6 уроков комфортнее вести, например, по три с «окном».В то же время новый приказ отменяет нормы о суммировании перерывов во время спаренных учебных занятий с целью их дальнейшего использования для выполнения другой педагогической работы, а также вводит запрет на привлечение педагогических работников их руководителем к работе в оздоровительных лагерях, осуществляющих свою деятельность в другой местности. Направление же в лагеря, расположенные в «своем» населенном пункте, допускается с письменного согласия учителя.Случилось наконец и долгожданное: теперь в пункте 2.4 проекта приказа указано, что присутствие учителя в школе в его «свободные дни» не требуется.Таким образом, очевидно, что паника насчет «заурегулирования» необоснованна. Наоборот, новый приказ, по словам Павла Сергоманова, пытается помочь педагогу стать свободнее, независимее перед лицом завышенных и противоречащих трудовому распорядку и здравому смыслу требований и в конечном счете ведет к существенному улучшению условий труда и ясности в отношениях между учителем и директором.Перечень документов, регламентирующих вопросы определения рабочего времени педагогических работников:- Конституция РФ (ст. 37 (ч. 5), ст. 55 (ч. 2, 3);- Трудовой кодекс РФ (ст. 92, ст. 100, ст. 333);- Закон РФ «Об образовании в РФ» (ст. 47 (ч. 5 (п. 1), ч. 6, ч. 7);- приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;- а также после вступления в силу – приказ Минобрнауки России «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». С 1 марта по 1 апреля 2016 года на всероссийском уровне прошла проверка соблюдения в школах трудового законодательства. Инициатором проверки стал Общероссийский профсоюз образования. В итоге, по словам Веры Понкратовой, оказалось, что во многих школах эффективные контракты пока являются ими только по названию…Предварительный список наиболее частых ошибок в трудовых договорах выглядит следующим образом:- трудовой договор конкретного работника неотличим от типового. Отсюда и учителя физкультуры, которым вменяется в обязанности проверка тетрадей, и сомнительно равномерная нагрузка в 18 часов для каждого члена педагогического коллектива, и прочие несуразности, проистекающие от невозможности или нежелания сделать трудовые договоры предельно конкретизированными. Хотя на самом деле это не так сложно, ведь каждый в школе занимается своим делом;- «ненормированная» рабочая деятельность рассматривается как «другая». В трудовом договоре оказываются прописаны как обязательные дежурства в школе во внеурочное время или даже за пределами школы (в клубах и на дискотеках), обязанности по обходу домов с целью выявления детей, подлежащих обучению, в то время как вся эта деятельность может осуществляться лишь с письменного согласия педагога и только за дополнительную плату, а последняя – даже при участии представителей правоохранительных органов. Тем не менее в попытке уйти от типового формата в трудовой договор включается все то, что лишь чисто гипотетически может быть задачей конкретного учителя;- указание фиксированной продолжительности рабочего времени в 36 и более часов в неделю. Впрочем, это уже скорее печальная традиция, нежели вопиющее нарушение. К разряду последних относится случай указания рабочего времени педагога начальных классов в объеме 40 часов в неделю, что категорически не согласуется с обязательной сокращенной продолжительностью рабочего времени педагогов этой категории.
Комментарии