search
main
0

Время тревоги и надежды. Из доклада Елены Чепурных, заместителя министра образования РФ

Все чаще мы слышим, что родители и педагоги сегодня не занимаются воспитанием детей, что в России больше нет сильных, авторитетных детских организаций. Это не так.

СтатфактВ федеральный реестр детских и молодежных общественных объединений России входят 21 детское и 24 молодежных общественных объединений.В каждом регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми.

Облик современного детского общественного объединения очерчен нормами и положениями законов Российской Федерации, документами международного значения – и это является достижением последних лет. Но, к сожалению, нет содержательного единства в ответе на вопрос: «Что такое детская организация, а что объединение?» – когда речь идет об объединении детей разных социальных и национальных групп с целью их участия в преобразовании общества.

Существующее многообразие детских общественных объединений – свершившийся факт. Именно признание права выбора объединения за ребенком, зафиксированное в Конвенции о правах ребенка, делает невозможной монополию какой-либо организации на все детское население нашей страны или отдельную ее часть. Зачастую, выступая инициаторами той или иной модели общественного объединения детей без участия в разработке этой модели самих ребят, взрослые существенно ограничивают ребячью инициативу, вызывая с их стороны пассивность, равнодушие, социальную дискомфортность, некритичность.

Отсутствие реально действующих механизмов реализации закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» стало первопричиной трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются детские общественные объединения (отсутствие стабильного финансирования, статуса взрослых в детских объединениях). Необходимо согласование управленческих, организационных усилий всех сторон. При этом стратегия заключается в разработке и реализации тактических шагов на нескольких уровнях: государственных задач, общественных приоритетов, юридических гарантий, идеологической направленности, личностного интереса, ведомственной компетентности.

Наше министерство в отношении к детскому движению исходит из тщательного анализа ситуации, сложившейся в каждом федеральном округе, регионе, области, городе, районе, населенном пункте. Взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями было, есть и останется одним из приоритетных направлений государственной политики министерства. Тенденции развития воспитательных систем в образовательных учреждениях в последнее десятилетие потребовали существенного пересмотра сложившегося ранее механизма взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений и детских общественных объединений.

Еще в 1993 году коллегия приняла очень важное по тем временам решение «О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации», определив стратегию сотрудничества системы образования и детских общественных организаций. Развитие демократических процессов в обществе, а значит и в школе, привело к тому, что взамен единственной в стране Всероссийской пионерской организации были созданы многочисленные детские объединения – экологические, спортивные, патриотические, религиозные и другие, возникающие на основе общих интересов. Однако все они оказались лишены традиционной прежде государственной помощи и поддержки, что негативно сказалось на их жизнеспособности в новых социально-экономических условиях.

В нашем сотрудничестве с детскими движениями произошло немало позитивных изменений: взаимодействие на основе партнерских отношений, заключение договоров, оказание юридической и финансовой поддержки, предоставление права пользования помещениями школ, учреждений дополнительного образования стало нормой во многих регионах России. Но в развитии детского движения наметились и серьезные методологические, организационные проблемы. Среди них – отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения их деятельности. Ощутимые потери понесла и массовая общеобразовательная школа, вытеснив из воспитательного процесса надежного и действенного союзника.

Одной из актуальных проблем, затрудняющих эффективность нашего взаимодействия, считаю отсутствие на федеральном уровне некоего единого исполнительного органа, в состав которого вошли бы представители всех или большинства ныне действующих организаций. Речь не идет о создании единой детской общественной организации по примеру пионерской. Однако, учитывая, что цели и задачи этих организаций, по сути, одни и те же, можно вести разговор об объединении усилий, с тем чтобы координировать их деятельность по взаимодействию с государственными структурами, включая Минобразование России. Знаю, что в ряде территорий лидеры детских общественных организаций и объединений уже заключают договора (соглашения) о взаимосотрудничестве на региональном уровне, создают координирующий орган для взаимодействия с другими социальными институтами.

Вопрос идеологии был и остается краеугольным при создании и развитии любого общественного объединения. В детском объединении речь идет в большей степени о формировании его субкультуры (символы, атрибуты, традиции). Избрав девизом слова «За Родину, добро и справедливость», одна из крупнейших детских организаций СПО-ФДО даже в самые непростые периоды своего 13-летнего существования демонстрировала открытость и готовность к диалогу со всеми политическими партиями и движениями в интересах детей. Наша идеология – это общечеловеческие ценности, уважение личности, сохранение норм коллективной жизни и преемственности.

Личностный уровень, конечно же, связан с отношением семьи к выбору ребенка. Это крайне важно для создания положительного имиджа организации в обществе. Зачастую сами родители готовы выступать добровольцами, вожатыми объединений для своих детей. Поэтому тактически необходимо определить этапы становления и развития детских объединений в образовательных учреждениях, где ребенок проводит большую часть своего времени. Вариант создания детского объединения в образовательном учреждении уже есть. Это программа развития детских объединений героико-патриотической направленности в образовательных учреждениях, в которой ведущая роль определена вожатому.

Юридический уровень деятельности детских объединений необходимо постоянно совершенствовать. Для решения вопросов финансирования программ и проектов нужны гарантии государства. Это одна из стратегических задач лидеров детских объединений.

Уровень общественных приоритетов по сравнению с 1990 годом изменился кардинально: от непримиримости и отторжения каких-либо форм организации детей – к их новой востребованности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте