«Школа – второй дом» – это не просто крылатая фраза. Даже принимая во внимание, что в каждом образовательном учреждении может быть и есть свой учебный план, состоящий из многих позиций: дополнительное образование, факультативные занятия, элективные, ребенок (по скромным подсчетам) проводит в школе 160 и более дней в году. Естественно, что жизнь в школе кипит в полном объеме, при этом не исключаются травмы и травмоопасные ситуации.
Учебный день достаточно четко регламентирован и состоит из уроков, где ребенок находится под чутким руководством педагога, дисциплинирован и постоянно занят разными видами деятельности, и перемен, во время которых вся энергия ребенка прорывается наружу. Засидевшись на уроке, дети проявляют максимум фантазии, организуя себе активности: перила, ступени, подоконники и подлестничные пространства становятся зоной особой опасности; портфели, письменные принадлежности, телефоны – травмоопасными инструментами. Причем постоянная потребность многих современных детей в наличии телефона представляет отдельную многогранную категорию опасности и требует особого подхода.
Вопрос сокращения травм, как физических, так и психологических, во время перемен актуален для всех школ. А значит, актуальным становится поиск способов организации полезного и разумного времяпрепровождения ребенка на перемене. Давно доказан тот факт, что смена ребенком деятельности быстрее приводит к восстановлению его внимания, и именно активность, а не полный покой способствует восстановлению работоспособности.
Прекрасным инструментом для решения этого вопроса становится организация активных перемен. В этом году наша школа впервые опробовала на себе этот опыт.
Совместная деятельность с педагогами-предметниками, социальными педагогами дала большие возможности для создания разнообразных направлений: утренняя зарядка (лучше всего прижилась в начальной школе), музыкальные перемены, дыхательные разминки, караоке, зумба, тематические недели, эстафеты, мастер-классы, волонтерская деятельность, кураторство (больше пришлось по душе кураторство, которое мы назвали обратным – когда младшие школьники курировали старших), мини-квесты, викторины. Конечно, мы еще не достигли большого опыта и результатов, но то, что дети стали сами обращаться с идеями, больше становится количество участников, – это хороший и стимулирующий результат. Большую результативность, бесспорно, дают заинтересованность и участие классных руководителей. Надеемся, что мы обязательно придем к тому, что все участники процесса станут опытными союзниками в организации правильной активности.
Анастасия БУЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1547
Комментарии