Будущее невозможно знать. Однако его можно прогнозировать, о нем можно мечтать и самостоятельно создавать его. Например, выкладывая в песочнице фигурки, которые ассоциируются у человека с атрибутами-символами или признаками того будущего, о котором мечтается, или разгадывая смыслы метафорических карт. Субъектная позиция человека будет проявляться в понимании, что в этом образе желаемого будущего, о котором он мечтает, которое он задумал, он может и готов сделать сам. Здесь не преподаватель учит студента жизни и указывает, как правильно или неправильно, а сам обучающийся, чувствуя себя причиной собственной активности, готов взять на себя ответственность, принимать решения и действовать, достигая намеченных целей. Но что вообще такое эта загадочная «субъектность», с чем ее едят и как находят? Разбираемся в нашем материале.
Этот мир придуман нами
По периметру кабинета расставлены ящики с огромным количеством фигурок из самых разнообразных материалов. На столах – песочницы разной формы с разным наполнением. Песок в них разный по размеру, на ощупь и даже по цвету. Самый необычный – черный, магматический.
«Есть гипотеза, что каждый выбирает песочницу в соответствии со своим текущим состоянием. Те, кто более твердо стоит на ногах, выбирают мягкий и мелкий песок. Те же, кому не хватает опоры в жизни – более твердый и крупный. Магматический черный – те, кто полон внутренних противоречий, «конфликтует» с самим собой», – делится Эльвира Валерьевна Лихачева, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда.
Песочница используется как площадка для создания новой реальности. Тема сегодняшнего занятия – психология новорожденных. Эльвира Валерьевна дает задание: отобрать фигурки, которые у студентов ассоциируются с образом новорожденного малыша. Работать можно как индивидуально, так и в группах. Любопытно, что каждый студент видит свое: одни берут фигурки детенышей животных, другие используют морскую ракушку вместо колыбели, третьи приносят в песочницу растения («дети – цветы жизни»), четвертые в роли импровизированной пуповины видят нитку бус, пятые иронически обыгрывают появление детей из капусты и принесение аистом…
На занятии, прежде чем описывать возрастные особенности ребенка в период новорожденности, Эльвира Валерьевна объясняет студенткам, что сам этот этап в литературе называют кризисным, а процесс родов очень трудоемкий, и переживается не только матерью, но и ребенком. Новорожденному малышу надо будет адаптироваться к новым условиям существования, и преподаватель информирует студентов, о том, какие моменты и эмоции переживает человек, только появившийся на свет.
Усвоенные знания студенты тут же закрепляют в песочницах: при этом рассказывают о том, что делают, по модели ТЭМП: телесные ощущения, эмоции, мысли, поведение.
«Метод ТЭМП пришел к нам из когнитивно-бихевиоральной терапии и может быть использован как самостоятельное упражнение для повышения осведомленности и контроля над собственными реакциями. Это позволяет последовательно прислушаться к своим физическим ощущениям в теле, переживаниям, мыслям и побуждениям, мотивам, найти согласование между ними, состояние конгруэнтности (соответствия), гармонии. Похоже на то, когда мы настраиваем струны музыкального инструмента, чтобы музыка зазвучала)», – отмечает Эльвира Валерьевна.
Четко, как в библиотеке
«На самом деле, проблема большинства студентов при написании большой и сложной научной работы, начиная от курсовой, завершая дипломом и диссертацией, состоит не в том, что они не способны на это в принципе, а в своевременности старта и разделении процесса на этапы, — откровенничает Эльвира Валерьевна. — Если ребята тужатся, но никак не решаются начать, они приходят сюда, в песочную лабораторию, и тогда фигурки начинают играть роль глав и параграфов их научной работы. Что такое первая, небольшая по объему, но очень важная часть курсовой? Правильно — титульный лист! И когда ребята видят перед собой готовое начало, их психологическое состояние значительно улучшается, появляется уверенность в собственных силах, и дело спорится быстрее. Порой одолевает лень, прокрастинация, или просто отсутствует навык самостоятельного планирования с выделением шагов и этапов работы. В песочнице можно выстроить траекторию своих собственных действий и процесс взаимодействия с научным руководителем. Задать себе вопросы и попробовать ответить на них, взглянув на складывающуюся картину с разных сторон. Как это вижу я как студент, как видит это руководитель. Т.е. опять же моделируем, обозначаем вехи, которые надо достигнуть в процессе подготовки курсовой работы. Такая визуализация даже запоминается легко, как аффирмация.
Помогает работа с песком и во время сессии. Ребята приучаются грамотно планировать время, проигрывают сложные чувства, снимают эмоциональную блокировку. В процессе рождаются новые идеи, неожиданно выплывают старые знания, казалось бы, давно позабытые, снижается уровень стресса за счет моторной активности.
«Признаюсь по секрету: если преподавателям надо решить какой-то важный вопрос, ну, бывает, застопорилось дело, и ни одной свежей мысли в голову не приходит, обращаются к той же технике, что и студенты. Песочное моделирование за счет возможности визуализации позволяет развернуть ситуацию, вызывающие затруднения, иллюстрировать ее при помощи фигур, проиграть возможные пути и оценить последствия принятых решений. Повышается вовлеченность в процесс, снимается напряжение, за счет того, что снижается ощущение неопределенности, непредсказуемости, неуправляемости процессом. И вот, по итогам работы “в песочнице” умудренный опытом преподаватель, приходит к осознанию оптимального решения поставленной ранее задачи», – делится Эльвира Валерьевна.
А еще песочная лаборатория РосНОУ помогает развитию у студентов субъектности.
«Быть субъектом — значит, принимать ответственность за свою судьбу, не перекладывать ее на внешние обстоятельства и окружающих. Человек со сформированной субъектностью нацелен на оптимальный результат и не ждет, что все получится само собой. Он понимает, как может влиять на итоги деятельности, и прикладывает оптимальные усилия, чтобы добиться желаемого, а также заранее учитывает, просчитывает препятствия, которые могут помешать ему в достижении целей. У такого человека гораздо выше шансы не только построить успешную карьеру после окончания вуза, но и помогать самому себе в любой сложной жизненной ситуации. Фактически он вполне может стать квалифицированным пользователем психологическими знаниями и компетенциями, без особых потерь способен достигать задуманное в условиях напряженной конкуренции», — подчеркивает Лихачева.
Методика все та же: ролевое моделирование ситуации успеха/неудачи с помощью вымышленных персонажей — игрушек, сценариев поведения в случае ошибки, анализ рисков и выработка оптимальной стратегии поведения по итогам работы. При этом студент находится в максимально безопасной, расслабленной атмосфере, никто не давит на него, и сам он понимает, что нет единственно верного или абсолютно неправильного варианта действий: есть только выбор и его последствия. И вот уже перед нами — человек, способный активно влиять на ход событий и менять грядущее к лучшему.
Новое — хорошо доработанное старое
Лаборатория песочного моделирования не является изобретением современности. Его прообразы зародились несколько десятков тысяч лет назад. Костяные фигурки, используемые для моделирования будущего, археологи находили в захоронениях древних египтян, в китайских гробницах, в местах неолитических поселений на юге современной России. В 19-ом веке методику песочного моделирования описал в своей книге британский фантаст Герберт Уэллс по мотивам наблюдений за состоянием собственных детей во время игры. В отдельный психотерапевтический метод песочную терапию в тридцатые годы прошлого века выделила Маргарет Лоуэнфельд, педиатр и пионер детской психологии. Эта активная и эрудированная женщина работала с больными и психологически неблагополучными детьми. Одна из форм терапии заключалась в использовании фигурок для создания ребенком модели того, что он в данный момент хочет отобразить, — «технике построения мира». Позднее на методику Лоуэнфельд обратил внимание швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг, посоветовав доработать ее своей ученице Доре Калфф. Та с благодарностью восприняла рекомендации наставника и спустя пару лет создала собственную методику, получившую название sandplay (дословно — «игра с песком»). Позднее песочной терапией заинтересовались в Японии, Китае, Соединенных Штатах Америки, сегодня она распространена фактически по всему миру, в том числе в образовательных учреждениях — от детских садов до вузов.
«Три года назад Российский новый университет (РосНОУ) вошел в число организаций, на базе которых созданы федеральные инновационные образовательные площадки, составляющие инновационную инфраструктуру в сфере высшего и дополнительного профессионального образования. Минобрнауки каждый год отсеивает участников проекта по внедрению инновационных образовательных платформ. Российский новый университет уже в 2024 снова успешно подтвердил статус площадки, которой руководит Александр Сергеевич Огнев, профессор кафедры общей психологии и психологии труда. Программа деятельности инновационной платформы разделена на этапы, и сейчас мы находимся на стадии апробации своего опыта в других вузах. Так, нашу методику успешно применяет Финансовый университет, Московский психолого-социальный университет, Московский педагогический государственный университет, вузы-партнеры РосНОУ из Приднестровья, из Китая и др.», — рассказывает Эльвира Валерьевна.
Как показывают наблюдения и беседы, а также научные исследования, проведенные при помощи тестов и инструментальной диагностики (кардиокод, полиграф, айтрекер), выбранные фигурки при построении песочных композиций и ассоциативные карты человек субъективно наделяет собственным смыслом, и оперирование с ними может то расслаблять и успокаивать, то иметь противоположную роль своеобразного объекта, восприятие которого тонизирует и заставляет быть собранным.
Методика песочного моделирования — процесс интуитивный и с большим трудом поддается вербализации. Как человеку, который построил модели на песке, сложно объяснить свои внутренние переживания, так и специалисту трудно описать методические составляющие его собственной работы. Поэтому коллектив РосНОУ взялся сформулировать именно методику применения этого простого, на первый взгляд, инструментария. В широком доступе — научные публикации: масса статей и четыре монографии, описывающие результаты исследовательской деятельности. Сейчас психологи РосНОУ готовят серию методических публикаций. А создание полноценного учебника по методике песочного моделирования и полномасштабной модели обучения тех, кто будет применять ее на практике — задача следующих лет.
Все гениальное — универсально
РосНОУ использует песочное моделирование в профессиональной подготовке психологов и педагогов-психологов, а также в реализации учебных дисциплин «Жизненная навигация» и «Технологии персональной эффективности», направленных на формирование универсальных компетенций у студентов всех направлений подготовки. У преподавателей Гуманитарного института есть опыт внедрения песочного моделирования в преподавание таких дисциплин как «Психология здоровья», «Консультирование и коучинг в работе с зависимостями», «Профилактика аддиктивного и девиантного поведения» (доцент Николаева Любовь Петровна), «Основы психокоррекции» (доцент Козинцева Полина Александровна), в преподавании немецкого языка (доцент Клюева Екатерина Валентиновна), в логопедической работе (старший преподаватель Сапожникова Ольга Борисовна) и др.
«Песочное моделирование показало свою эффективность в работе с людьми разных профессий. Например, Александр Сергеевич Огнев имеет опыт в работе с летными командами. У пилотов есть учебный курс CRM — Cabin Resource Management, синтез социологии, психологии и педагогики. Его главная задача — улучшить командную работу экипажей, повысить психологическую устойчивость летчиков. Специалисты РосНОУ доказали на примере работы с летчиками, что песочное моделирование резко увеличивает осознанность их деятельности, повышает их стрессоустойчивость, снижает уровень конфликтности, делает работу всего экипажа более слаженной, упрощает механизм принятия решений в нештатной ситуации, помогает рассчитывать оптимальные стратегии развития будущего в контексте конкретного эпизода. Также имеется опыт внедрения песочного моделирования в работе с педагогами школ, в подготовке волонтеров, в подготовке вожатых детских летних лагерей, в работе с разными категориями безработных граждан, в подготовке специалистов по работе с ПТСР и др.», – заключает Эльвира Валерьевна.
Как показала практика, методика песочного моделирования прекрасно сочетается с работой с метафорическими ассоциативными картами. Это могут быть как авторские колоды МАК, которые изготовлены типографским способом, так и изготовленные своими руками – это могут быть фотографии, иллюстрации и их фрагменты. Наиболее популярны из таких самодельных являются те иллюстрации, которые сноподобны, размыты и абстрактны, в которых каждый находит свой отклик, свой смысл.
На своих практических занятиях преподаватели РосНОУ разъясняют студентам, что, строя композицию из фигурок в песочнице, выбирая ассоциативные карты, рассматривая их, и далее объясняя свой субъективный смысл построенных песочных композиций, наборов, выложенных перед собой карт, человек глубже пытается разобраться в своих переживаниях, мотивах, потребностях и желаниях. Рассматривая построенную композицию, студент дает себе возможность как бы со стороны взглянуть на прошлое, которое сохраняется в его воспоминаниях и опыте, на происходящее, то есть настоящее, или на прогнозируемое будущее. В этом случае фигурки или картинки визуализируют для самого человека либо какие-то происходящие события, помогают разобраться и сформулировать свое отношение к ним, либо определить вероятностные сценарии, пути дальнейшего собственного поведения в сложившихся обстоятельствах, подумать о том, какие последствия можно спрогнозировать, придерживаясь той или иной стратегии поведения. В этом случае находящийся рядом психолог (преподаватель), как и студент, смотрит на развернувшуюся перед ним картину, задавая вопросы, помогает обучающемуся самому подробнее рассмотреть свой опыт, отношение к нему, и решить, что и как воспринимать – где был его промах, а где достижение, из чего он вывел урок для себя, что берет с собой как опыт и учтет в будущем, и как это может сказаться на нем самом, его самочувствии, переживаниях, отношениях и деятельности, какой путь или какие пути (ведь их может быть несколько) необходимо пройти, какие препятствия – преодолеть, с какими людьми вместе можно следовать этой дорогой, как с ними взаимодействовать. Студент сам подбирает фигурки, как символы, как напоминание, как сигнализирующие маяки, которые позволяют не сбиться с намеченного пути.
Мой собственный взгляд падает на карту с зернами спелого граната. Я спрашиваю разрешения ее взять, и мне дают добро.
«А что эта карточка означает?» — интересуюсь я.
«Не знаю, — загадочно улыбается Эльвира Валерьевна. — Смыслы порождает тот, в чьи руки она попала. В данном случае — Вы. Почувствуйте себя хозяйкой собственной судьбы, действуйте смелее!»
«Что сказать, ну, что сказать, устроены так люди: желают знать, желают знать, желают знать, что будет», — звучит в моей голове незатейливый мотив.
У лаборатории песочного моделирования и ее сотрудников определенно будет все хорошо — и очень долго: это я точно знаю.
Фото предоставила Алена Юрченко
Комментарии