Продолговатая рубленая деревенская постройка. Белые наличники окон. Голубые проемы дверей. На крыше еще осталось несколько кусков шифера, из-под которого высовывается старая, но не сгнившая дранка.
В пустых и просторных комнатах два мальчика. Среди вороха бумаг, порванных учебников и сваленных в кучу контурных карт, пробирок и документов они ищут камни. Вот полевой шпат и кварц легли в найденную специально для коллекции коробку. Осталось найти только кусочек мрамора и гранит со странным названием «рапакиви». Два мальчика – это мой брат и я, только более двадцати лет назад. А в этом здании была деревенская школа, в которой учились наша бабушка и ее сестры. Разоренная и опустошенная школа глубоко врезалась мне в память как образ безразличия, равнодушия к своему будущему.Всегда поражался тому, сколько моя бабушка знает стихов. Когда в школе мне надо было учить наизусть стихотворение, она направляла меня, подсказывала нужные строчки, даже не смотря в книгу. И хотя высшим образованием она похвастаться не могла, полноценное знание школьной программы всегда помогало ей в нашем обучении.Абсолютно уверен, что качество жизни человека зависит от него самого: от формулировки им жизненных целей, принципов, внутренней мотивации, трудолюбия. Но в то же время знаю, что и среда, в которой человек растет и развивается, оказывает на него влияние, формируя его жизненные цели, принципы, мотивацию к определенным видам деятельности.Человек, не желающий развиваться, в современных условиях мало чего может достичь. Ребенка, который не стремится к самосовершенствованию, можно назвать педагогически запущенным. В подобных обстоятельствах роль мотиватора должен брать на себя наставник, педагог, учитель. Только тот, кто умеет донести до ребенка важность получения образования и самосовершенствования, может называться педагогом. Такие люди есть и будут. Главное – найти среди них своего Учителя.Это не так легко, но возможно. Возможно, когда у ребенка есть выбор, когда ребенок может общаться с уважающими детское мнение взрослыми, когда он может посещать не только школу, но искать своих учителей в домах творчества, в клубах по месту жительства, в детских общественных объединениях. Когда ребенок может пробовать и не бояться, что у него что-то не получится, когда его воспринимают таким, каков он есть, когда образование неформально и притягивает к себе своей красотой и глубиной. Только при такой ситуации взрослеющий человек способен дорожить образованием, стремиться к развитию.Поколение наших бабушек и дедушек получало образование в военные годы в эвакорайонах, в деревенских и городских школах в тылу. Осознание ценности образования они впитали со всеми трудностями того времени. Мы же, живущие сегодня, не всегда отдаем себе отчет в том, что образование ценно. Качественное образование дает человеку широкий спектр возможностей реализовываться в различных областях жизни.Получая экономическое образование, я не предполагал, что буду применять его в работе с детьми. Казалось бы, туризм, краеведение, история, какая тут может быть экономика? Но все не так просто. Когда мы говорим о технике безопасности, вспоминаем теорию вероятности. Где больше вероятность упасть на железнодорожный путь? Около края платформы или же вдалеке от него? Когда готовим летнюю экспедицию, знакомимся с основами управления проектами. Когда говорим о московских купцах, знакомимся и с тем, как у них были организованы дела в начале XX века, какая реклама помогала им выйти на должный уровень.Вот и сейчас употреблю экономический термин, хотя не сторонник мнения о менеджерском управлении школой. Получение образования – это серьезные инвестиции: инвестиции в человеческий капитал, в качество жизни. Если образование лежит мертвым грузом, потраченные усилия и инвестиции бесполезны, окупаемость нулевая.Но стоит только начать действовать, придумывать, создавать, творить – образование оживает: идеи возвышаются, появляется возможность выходить за рамки стереотипов, с мудростью использовать накопленный опыт, с оптимизмом смотреть в будущее.В тот июньский день 1993 года, когда мы с братом пошли в соседнюю деревню посмотреть на упраздненную школу, кусочек мрамора из комплекта дидактического материала по геологии мы нашли, а вот кусочек гранита – рапакиви я привез только спустя десять лет из экспедиции в Ленинградскую область.Игорь Агапов – Константину Андрееву после мастер-классаИгра меня, конечно, греет.Но, как занять огромный зал,Нас Костя обучал. Андреев…Начальник все не приезжал…И, балансируя на грани,Был Константин во всей красе…Когда подъехал департамент,Уже готовы были. Все!
Комментарии