search
main
0

Время собирать камни

Кадровый вопрос необходимо решать на государственном уровне

Чтобы что-то производить, нужны средства. Но не только они, ведь без наличия грамотных специалистов ни одна отрасль не сможет быть эффективной, сколько денег в нее ни вкладывай. Об этом говорили на конференции «Кадры для промышленности. Подготовка к новой индустриализации. Проблемы, решения», которая прошла в Торгово-промышленной палате.

– Наша задача – сделать мир комфортнее, а Россию – сильной, – сказал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин. – А без промышленности это невозможно. Но если мы закупим станки, на которых некому работать, тоже толку будет немного. К сожалению, со стороны государства мы не видим особого желания сформировать более-менее внятную кадровую политику.

Как результат – большинство выпускников вузов испытывают проблемы с трудоустройством, им предлагают низкие зарплаты, не обеспечивают жильем, у людей нет ощущения уверенности в завтрашнем дне и осознания, что они будут востребованы не только сегодня, но и завтра, послезавтра. При этом надо отметить и другое: работодатели хотят, чтобы каждый их сотрудник обладал целым набором положительных качеств, а подавляющее большинство тех, кто приходит к ним из университетов, этим набором не обладают. Следовательно, налицо оторванность системы образования от нужд промышленности.

По словам Константина Бабкина, несмотря на очевидность проблемы, Минобрнауки не провело ни одной встречи с ТПП, чтобы хотя бы наметить пути ее решения. Главное ведомство высшего образования будто бы специально обходит эту тему, и даже в госпрограмме «Приоритет 2030» упор сделан на гранты, а не на взаимодействие вузов и работодателей. Председатель Совета ТПП не мог удержаться от соблазна привести цитату экс-министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, который когда-то сказал, что «нам нужны не творцы, а потребители». (Полный вариант фразы: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». – Прим. авт.) И попутно забросил увесистый булыжник в огород Минкульта, который «никак не стимулирует молодежь идти на производство, потому что за последние десятилетия не появилось ни одного фильма про инженеров, конструкторов, строителей, но огромное количество – про всяких преступников и бандитов».

Проректор по учебной работе Донского государственного технического университета Владимир Колодкин возразил, подчеркнув, что его вуз понимает вызовы XXI века и знает, кого нужно готовить.

– Мы с самого начала настраиваем студентов на то, что современный специалист должен быть творческой личностью, уметь работать в команде, выстраивать эффективную коммуникацию, обладать критическим мышлением, цифровой грамотностью, а главное – быть готовым к решению реальных производственных задач, в том числе в условиях неопределенности, – перечислил Владимир Колодкин. – Для этого при университете создан Институт опережающих технологий «Школа Икс» – стратегический проект по трансформации инженерного образования в рамках реализации программы развития ДГТУ. И его выпускники максимально приближены к тем запросам работодателя, о которых здесь упоминали. При этом нам пришлось параллельно решать и проблему преподавательских кадров. Ведь чтобы готовить студентов на высшем уровне, необходимо, чтобы каждый педагог высшего образования постоянно держал руку на пульсе, знал о производстве не понаслышке, проходил регулярные стажировки и курсы повышения квалификации.

Очень эмоциональным и резким было выступление генерального директора АО «ТАУРАС-ФЕНИКС» Светланы Данилиной.

– Я глубоко убеждена: каждый инженер независимо от того, какой технический вуз он окончил, должен обладать стандартным «джентльменским набором» компетенций – уметь чертить, знать сопромат, владеть основами проектирования, конструирования и так далее, – заявила она. – А к нам в последнее время приходят творческие и коммуникативные личности с широким кругозором, но они, к сожалению, не знают элементарных вещей, которых как раз от них и ждут как от инженеров. И, согласна, Минобрнауки эту проблему не решает никак, нам приходится многим вещам обучать людей с нуля. Сегодня в моде IT, только и разговоров об информатизации производств, искусственном интеллекте, программировании. Но почему совсем забыли про тех, без кого ни одно производство не работает и в ком сейчас острейший дефицит, – про фрезеровщиков, токарей, слесарей и т. п.?

Светлана Данилина при этом отметила, что свои проблемы они решают сами, однако если с тем же самым сталкиваются и остальные работодатели, значит, это системная проблема, об этом надо говорить на высшем уровне. Однако никаких инициатив со стороны головных министерств нет, что странно.

На этом фоне несколько неожиданным прозвучало выступление директора ассоциации разработчиков и производителей «Консорциум средств, ресурсов и технологий производства высокотехнологичной продукции», профессора МИФИ Арсения Брыкина. По его словам, работодатели действительно всегда хотят получить такого сотрудника, который и швец, и жнец, и на дуде игрец, то есть идеального работника, и искренне возмущаются, почему система образования им таких кадров не предоставляет.

– Но мы забываем вот о чем, – напомнил он. – Не только мы выбираем работников, но и они нас. И люди, видя, что не соответствуют завышенным запросам одних, ищут других и, что интересно, находят (кстати, не только у нас в стране, но и за рубежом). Мы также забываем о том, что поколение, рожденное в XXI веке, мыслит иными категориями, оно вросло в социальные сети, настроено на фриланс, предпочитает работать дома, по свободному графику и так далее. А еще можно возмущаться, но лучше все-таки принять как данность и учитывать тот факт, что современные молодые люди с младенчества настроены на получение информации одновременно по нескольким каналам, при этом они не способны долго держать в памяти что-то одно, поэтому им постоянно надо напоминать о поставленной задаче и сроках ее выполнения. Хотим мы этого или нет, а это так.

За государство решил заступиться Игорь Борискин, директор Забайкальского аграрного института – филиала Иркутского государственного аграрного университета имени А.А.Ежевского. По его мнению, в вузах в идеале должно быть установлено самое современное оборудование, на котором надо обучать студентов, чтобы они потом могли совершено безболезненно встроиться в производственный процесс. Однако технологии совершенствуются слишком стремительно, за ними не угнаться, каждый месяц появляются все новые, более совершенные станки и аппараты.

– Согласитесь, каждый раз закупать очередную новинку – на это ни у одного вуза никаких средств не хватит, – констатировал он. – Другое дело – предприятия, там возможностей больше. Поэтому выход я вижу в том, чтобы теорию студенты получали в стенах вуза, а практические навыки – на заводах и фабриках. Но это уже не от государства зависит, а от руководства вуза. К тому же у нас даже по закону работодатели обязаны участвовать в процессе подготовки специалистов для той или иной отрасли. Вот и пусть включаются в дело.

А вообще, напомнил Игорь Борискин, начинать надо со школы. О каком желании трудиться на производстве может идти речь, если в школе физический труд под запретом, а дети вырастают в убеждении, что работать руками должны те, кто после 9‑го класса уходит в колледжи («неудачники!»), а если ты идешь в вуз, то должен сидеть в офисе, как белый человек, и работать головой.

Руководитель инновационного аналитического центра группы «Черкизово» Рустам Хафизов в своем докладе отметил, что производство и переработка мяса, молока и птицы – задача стратегической важности, поскольку речь идет об обеспечении людей продуктами питания. Однако он против того, чтобы рассматривать эту отрасль с точки зрения морально устаревших позиций, мол, там все в грязи и навозе, ворочают тюки сена и мешки с комбикормом. На самом деле «Черкизову» сегодня принадлежит один из трех крупнейших в мире заводов, где роботизация производства достигла 100%. Следовательно, чтобы здесь работать, надо одинаково хорошо владеть и программированием, и конструированием, то есть иметь и голову, и руки. А эту идею опять же надо обязательно транслировать в массы посредством СМИ, через художественные произведения, фильмы, романы, статьи. Но с этим у нас, к сожалению, проблемы.

– Роль Минобрнауки я вижу в том, чтобы создать отраслевую модель российского образования с учетом особенностей нашей страны, – поделился мнением председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. – Но почему-то министерство этим не занимается. И почему-то у нас забыли о замечательном опыте создания отраслевых вузов, как это было в СССР. Они были напрямую ориентированы на подготовку кадров конкретно для текстильной, мясо-молочной, тяжелой промышленности и так далее. Но потом их либо ликвидировали, либо объединили с другими, и теперь там готовят кого угодно – дизайнеров, экономистов, юристов, менеджеров, на последнем месте – инженеры и технологи. А результат мы все сегодня видим, он отражен в названии нашей конференции.

…По итогам мероприятия был подготовлен проект решения, в котором были не только изложены озвученные проблемы, но также указаны предложения по их решению, их инициаторы и ответственный за исполнение. Потому как хватит пустых слов, необходимо от них переходить к конкретным делам.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте