В последнее десятилетие прошлого века из-за фактически полного сокращения финансирования науки Россию, по разным оценкам, покинули от 100 до 250 тысяч человек, имеющих ту или иную ученую степень. Значительная часть из оставшихся молодых ученых просто ушла из науки в другие области приложения знаний. Как результат в российской науке возник кризис системы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров. И тут наступил XXI век, где Интернет и нанотехнологии, где расшифрован геном человека. И вот уже совсем не за горами яблоневые сады на Марсе для детей и юношества. Мировая наука унеслась далеко вперед, российское руководство опомнилось и поставило задачу ее догнать.
Досье «УГ»КомментарийАнатолий ПЕТРОВСКИЙ, проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (НИЯУ МИФИ), директор технопарка НИЯУ МИФИ:- Только от МИФИ в прошлом году было запущено около двухсот проектов. Если говорить о системе стимулов, то в нашем вузе создано много способов, чтобы удержать студента в МИФИ, и по ФЦП «Кадры» в том числе. Например, у нас создана внутренняя программа «Молодой преподаватель», существует выстроенная система для включения молодежи в инновационную деятельность, действует бизнес-инкубатор, технопарк. В общем, мы делаем все, чтобы можно было стимулировать молодежь остаться в вузе и вести научную работу. Кстати, подобные программы у нас существуют с 1993 года.Если говорить о том, как на нас отразится реорганизация Рособразования и Роснауки, то существуют, конечно, опасения, что это может привести к задержке финансирования, потому что структуру теперь будут переделывать. Однако если они сработают оперативно, то пострадать ничего не должно.По совокупности по ФЦП «Кадры» мы получаем более четырехсот миллионов, и в плане поддержки мы наверняка в десятке вузов, которые получают очень большие деньги, тем более что нам присвоен статус национального исследовательского ядерного университета.
И действительно, за период с 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58 процентов. В абсолютных же цифрах наука потеряла более миллиона человек.
Подобные цифры не могли не сказаться на общем упадке развития российской науки. Поэтому в числе многих предложенных и реализуемых мер по улучшению ситуации Президент России в 2006 году инициировал создание Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Эта программа, утвержденная постановлением Правительства России от 28 июля 2008 года, рассчитана на 2009-2013 годы.
Целью программы заявлено создание условий для эффективного производства научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, а также сохранения преемственности поколений в науке и образовании.
Госзаказчиком-координатором выступило Минобрнауки России, также государственными заказчиками были определены Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
По словам министра образования и науки России Андрея Фурсенко, данная программа является уникальной. Она абсолютно иначе построена по сравнению с другими ФЦП, была подготовлена в тесном сотрудничестве с другими министерствами и привлекла большое количество ученых: «Это первая программа, которая ориентирована на поддержку конкретного ученого, научных коллективов, а не на поддержку организаций».
Не так давно были подведены первые итоги реализации программы. В частности, директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России Сергей Иванец отметил, что в 2009 году в реализации программы приняли участие 75 из 83 субъектов РФ. «Подавляющее большинство регионов в программе участвуют, – сказал он. – Если говорить о географическом покрытии территории России, то на карте осталось совсем мало белых пятен – Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатка, Липецкая область».
При этом из 22,8 тысячи исследователей, участвовавших в основных мероприятиях программы, 73 процента (16,7 тысячи) являются молодыми учеными. Таким образом, одна из ключевых задач программы по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий успешно решается. «Целый ряд социальных исследований показал, что молодежь привлекать в науку стоит не одними деньгами, – также отметил Сергей Иванец. – Зарплата имеет значение, но для исследователя также очень важно работать на хорошем оборудовании, иметь возможность работать над собственными темами, важнее инфраструктурная составляющая». Между тем, по его словам, последние исследования показывают, что усилия Минобрнауки не пропали даром: профессия исследователя входит в десятку популярных у молодежи.
По словам директора департамента, конкурс на участие в ФЦП был очень велик: общее число заявок в рамках программы составило более десяти тысяч. Несмотря на то что изначально было ясно, что будет жесткая конкуренция, ученые подавали заявки попробовать свои силы, предложить свой проект, получить средства на научные исследования в важном для них направлении.
Особый интерес в этом контексте вызывает именно возвращение на Родину так называемых утекших умов. Так, в ФЦП «Кадры» речь, в частности, шла о привлечении зарубежных ученых для руководства проектами в России, что, однако, не подразумевало их переселения в Россию на постоянной основе. Единственным строгим условием для зарубежных коллег стало присутствие в стране два месяца. Кроме того, зарубежные ученые привлекались и к экспертизе научных проектов. При проведении научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей к экспертизе заявок были привлечены, например, российские ученые, живущие и работающие за рубежом, в том числе входящие в Международную ассоциацию русскоговорящих ученых.
Среди приглашенных специалистов – представители США (Колумбийский университет, проводящий исследования по технологии гуманитарных коммуникаций), Европы (например, французский Институт рака, исследующий механизмы удаления поврежденной ДНК и сохранение стабильности генома человека). «Темы все интересные и звучные, находящиеся на самом острие науки, – уточняет Сергей Иванец. – Они представлены разными людьми: кто занимает очень значимые научные позиции, кто начальные, но все – в учреждениях, которые занимают, безусловно, ведущие позиции в мире».
Группа исследователей собирается на этапе подачи заявки. На практике большинства успешных контрактов можно сказать, что каждая группа была заранее заинтересована в привлечении на разработку проекта конкретного специалиста, в том числе и из-за рубежа. Этот специалист, с их точки зрения, и был залогом успешности научной работы.
Каждый выигравший по конкурсу проект отчитывается о своей результативности по целому ряду этапов. Если в какой-то момент исполнитель не выполняет своих обязательств, то финансирование данного проекта прекращается. То есть пустить пыль в глаза на этапе конкурсной документации не получится. «Если заявитель считает, что опубликует сто статей в научных журналах класса Science и Nature, то это, конечно, его право, – объясняет Сергей Иванец. – Другое дело, что далее заявка оценивается экспертами, которые на основе предыдущего опыта работы этого коллектива вполне могут вынести свое суждение». Случаи снятия финансирования с проекта, по его словам, уже были. Однако поскольку многоступенчатая экспертиза все-таки приводит к тщательному отбору и обоснованности заявок, таких случаев единицы.
В целом на участие в конкурсе было подано десять тысяч заявок, из которых утвердили почти три тысячи. Среди победителей конкурса многие научно-образовательные «монстры», такие как знаменитые на всю страну Томский государственный университет со своим бизнес-инкубатором, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, МГТУ имени Баумана, Российский госуниверситет нефти и газа имени Губкина и многие другие. За 2009 год расходы федерального бюджета на реализацию программы составили 5,67 миллиарда рублей.
Впрочем, существует одно небольшое «но»: «в целях оптимизации структуры исполнительных органов федеральной власти» Президент России Дмитрий Медведев «обнулил» обоих госзаказчиков ФЦП – Роснауку и Рособразование. Согласно указу главы государства все функции упраздняемых федеральных агентств переходят соответственно Министерству образования и науки России. Проще говоря, теперь за все – финансы, траты и результаты – отвечает только Андрей Фурсенко.
Надо сказать, что это решение вызвало у отдельных представителей научной общественности некоторое удивление. Ряд ученых ожидали от Президента России прямо противоположного – разделения Минобрнауки на министерство образования и структуру, отвечающую исключительно за науку. Напомним, однако, что Андрей Фурсенко, например, неоднократно декларировал жесткую позицию, что «образование невозможно без ведения научной деятельности».
Насколько указ Дмитрия Медведева облегчит жизнь молодым инноваторам-ученым и высшей школе, пока не очень понятно. Так как, с одной стороны, документооборот действительно существенно сокращается и теоретически повышается скорость решения тех или иных задач ФЦП, с другой – вероятно, начнется «утряска и усушка» ликвидированных на бумаге структур, перераспределение финансовых потоков и некий период хаоса. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко меж тем уверен, что «это нормальная эволюция системы управления, необходимость в которой возникла в связи с новыми задачами по модернизации экономики в целом и высшей школы в частности, решать которые нужно оперативно».
Комментарии