Что-либо менять всегда трудно. Особенно если это что-то устоявшееся и упрочившееся, как, например, пятибалльная шкала оценивания. Тема возможного перехода с пятибалльной системы на многобалльную в профессиональном сообществе обсуждалась не раз, однако охотников перешагнуть пятибалльный рубеж не так уж и много. Зато те, кто этот переход осуществил, ни о чем не жалеют.
Впрочем, в школе №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга, где применяется данная система оценивания, все сложилось одно к одному: в образовательную организацию, которая на тот момент была новостройкой, пришли дети из разных школ, а также сборная команда творческих учителей и директор-энтузиаст, и на фоне этого общего старта в современной и прекрасно оснащенной образовательной организации сама собой напрашивалась новация. Ею и стала рейтингово-накопительная система оценивания.Правда, прижиться нововведению все-таки было непросто, признает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ольга Митрофанова, и основными членами «движения сопротивления» стали… родители. Именно поэтому подобную систему трудно применить в массовой школе: нужна огромная работа по просвещению не столько среди детского и педагогического, сколько среди родительского сообщества. Прежде всего приходится ломать стереотипы. Так, в школе №257 эта миссия досталась директору школы Александру Юрьевичу Иванову, который лично приходил на родительские собрания в каждый класс и в интерактивном режиме рассказывал о различии двух систем. Конечно, были случаи, когда родители напрочь отвергали новый подход и говорили, что не хотят изменений в системе оценивания и поэтому переводят детей в другую школу, но такие случаи, к счастью, единичны.Чем был обоснован родительский отказ от многобалльной системы оценивания? Ольга Митрофанова говорит, что «несогласившиеся» объясняли это так: сложно понять саму систему, запомнить баллы, которые ставятся за определенные виды работ, контролировать это. Кроме того, поскольку на тот момент отсутствовал электронный журнал, родители недостатком системы посчитали… частое общение с учителем.Понятно, что переход на многобалльную систему оценивания ознаменовался предметной неуспешностью ряда детей. Дело в том, что при обычной системе оценивания для выставления четвертной оценки порой достаточно трех-четырех отметок за период, а при многобалльной системе оценивания этого мало, при ней занятия пропускать невыгодно, нужно всегда быть в тонусе, а это непросто. К тому же трудиться нужно не только ребенку, но и родителям, а именно: контролировать ребенка, помогать ему, иметь обратную связь с учителями. При этом любопытно то, что родители, которые отвергли накопительную систему, возможностью посещать открытые занятия с детьми и посмотреть, как строится работа и как она оценивается, ни разу не воспользовались.- Вместе с тем родителей и детей, которые все просчитали, сравнили и поняли преимущества новой системы, оказалось гораздо больше противников. Они приняли ее и начали трудиться, – рассказывает Ольга Митрофанова. – У нас уже есть небольшая статистика успехов детей. Например, у ученика в предыдущей школе по математике с 5-го по 8-й класс было «4». Включившись в рейтингово-накопительную систему, ученик сдал ОГЭ на «5» и сейчас оканчивает школу с медалью. Также есть ученица, пришедшая в 9-й класс с тройкой по русскому языку, а в прошлом учебном году окончила школу с медалью.В школе №257 система работает 4-й год, и в нее включаются уже со 2-го класса. Один из ее главных плюсов, по мнению Ольги Митрофановой, – это мотивация учащихся, их самостоятельность, а также формирующая оценка, а не констатирующая (сегодня у ребенка один рейтинг, но завтра будет урок и будет новый максимальный балл, который вместе с уже заработанными на предыдущих уроках баллами повысит его рейтинг внутри класса, а это рост самооценки), улучшение дисциплины (дети меньше пропускают уроки, становятся более ответственными), развитие профилизации. Рейтингово-накопительная система дает более глубокое понимание о ЕГЭ, где также используется система баллов. Примечательно, что сами ребята как одно из достоинств отмечают то, что при данной системе начинаешь ощущать настоящую ценность работы. Ведь в традиционной системе домашнее задание «стоит» 5 баллов, и этих же 5 баллов «стоит» контрольная, лабораторная, проверочная работа, а весовые категории у них, по сути, совершенно разные. Кстати сказать, подобный подход «весового различия» приближен к вузовской системе, поэтому ребятам, кто с этим знаком, будет легче учиться в вузе.Впрочем, как замечает Ольга Митрофанова, рейтингово-накопительную систему в массовой школе нельзя вводить наскоком. Все новое действительно тяжело, поэтому если и переходить на многобалльную систему оценивания, то только в пилотном режиме, при этом создавая рабочую группу, которая бы занималась разъяснительной работой, подготовкой всех необходимых документов и работой с новым электронным журналом, который успешно используется в школе №257 и поддерживает накопительную систему оценок в режиме онлайн.Санкт-Петербург
Комментарии