search
main
0

Время, слово, перспективы

Служба помощи в действии!

Пять лет назад в нашей школе была организована психолого-педагогическая служба, задача которой заключалась в создании единой коммуникационно-развивающей среды для всех участников образовательных отношений.

Система работы специалистов службы охватывает все уровни образования, начиная с дошкольного отделения и заканчивая старшей школой. Это позволяет успешно реализовывать различные образовательные проекты с учетом потребностей обучающихся и родителей, а также возможностей города.

Каждая семья мечтает о здоровом и успешном ребенке, способном в будущем покорять любые высоты. Однако официальная статистика демонстрирует достаточно неутешительные результаты. Рождаемость сокращается, а количество детей с отклонениями в развитии ежегодно увеличивается.

При появлении в семье ребенка с особыми образовательными потребностями мотивационные установки и ценностные ориентиры родителей чаще всего подвергаются деформации, их ожидания рушатся, наступает трудный период принятия, сопровождаемый сильными эмоциональными переживаниями: чувством вины, страхом за ребенка и его будущее.

Случается, что родители не видят или игнорируют задержку нервно-психического развития ребенка в раннем возрасте. К сожалению, в результате упускается важный сензитивный период для формирования и развития его навыков и умений.

Ребенок растет, подходит время поступления в образовательную организацию, но родители упорно продолжают сохранять отстраненную позицию, стараясь не замечать проблему. Часто в диалоге с папами и мамами можно услышать такие фразы, как: «Он еще маленький», «Все нормально», «Я сама поздно заговорила, а муж в детстве был такой же беспокойный и неусидчивый, ничего не хотел делать», «Пойдет в школу и всему научится».

Некоторые родители не пытаются увидеть и осознать причины особенного состояния своего ребенка в связи с имеющимся, к сожалению, в обществе мнением о том, что это может испортить жизнь ребенка, наложив на него определенного рода клеймо, потому отказываются от профессиональной помощи. Специалисты же без согласия родителей не имеют права организовать психолого-педагогическое сопровождение такого ребенка.

Все это время воспитанник дошкольного отделения не получает квалифицированную помощь в полном объеме, в то время как возникшие проблемы и сложности никуда не уходят, а лишь усугубляются и еще ярче проявляются на следующем уровне образования. Появляется школьная неуспешность.

Учителя сталкиваются с такими проблемами, как задержка формирования базовых психических процессов, интеллектуальная пассивность, мотивационная незрелость и социальная неуспешность на соматически отягощенном фоне, несформированность произвольной регуляции деятельности на фоне воспитания в семьях по типу гиперопеки.

Для решения данной проблемы в школе была создана психолого-педагогическая служба, объединившая усилия различных специалистов, обучающихся и их родителей в разрешении возникающих учебных и личностных трудностей. Сегодня это целостная система взаимодействия субъектов на всех уровнях образования.

Разнопрофильные специалисты службы – педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи – работают по принципу междисциплинарного подхода. Психолого-педагогическая служба проводит круглые столы, семинары-практикумы для воспитателей, учителей и родителей.

В простой и доступной форме и в удобное время специалисты службы обучают приемам и методам решения различных проблемных ситуаций. Полученные знания можно сразу же применить на практике, например поучаствовать в интерактивной игре, создать и защитить мини-проект, ответить на вопросы и сформулировать новые не только специалистам, но и самому себе.

В период непростой эпидемической ситуации мероприятия службы обрели новый формат и переместились в веб-пространство. Записи всех проведенных специалистами вебинаров представлены на сайте школы, а прямые ссылки на записи мероприятий систематически размещаются в целевых чатах в WhatsApp.

Таким образом, каждый из участников образовательного процесса имеет возможность вернуться к заинтересовавшему его материалу или ознакомиться с ним в удобное для него время. Надо отметить, что мероприятия психолого-педагогической службы всегда пользовались популярностью, а благодаря новой форме организации число участников просмотров значительно увеличилось.

Интересной формой взаимодействия с обучающимися, родителями и педагогами оказалась организация опросов в google-формах, результаты которых всегда ориентируют специалистов службы на быстрое и эффективное решение выявленных проблем.

Например, в период организации дистанционного обучения для педагогов школы были сформулированы вопросы, направленные на выявление возможных затруднений в организации образовательного процесса с обучающимися и их родителями.

После окончания дистанционного обучения у старших школьников также был проведен опрос, который позволил выяснить, в каком эмоциональном состоянии находятся ребята, какая помощь и поддержка им нужны во время адаптации к очному обучению. На основе полученных результатов была разработана программа оперативных действий.

Сотрудники службы совместно с учителями-предметниками и администрацией большое внимание уделяют и подготовке обучающихся к прохождению итоговой аттестации. Специалистами проводится диагностика будущих выпускников девятых и одиннадцатых классов, направленная на выявление психологической готовности к сдаче экзаменов.

С обучающимися, показавшими низкий уровень психологической готовности, организуется индивидуальная консультативная деятельность или работа в малых группах (тренинги) с целью снижения уровня тревожности и формирования эмоциональной стабильности в экзаменационный период.

Важным направлением работы психолого-педагогической службы школы стало участие в подготовке обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации по русскому языку. Такая идея родилась после того, как специалисты службы выступили в качестве собеседников в рамках данной процедуры.

Была разработана и второй год успешно реализуется комплексная программа по оказанию логопедической помощи в подготовке к данному испытанию.

В начале года проводится круг­лый стол с учителями русского языка, где обсуждаются основные сложности, удачные моменты работы прошлого года, происходит процесс профессионального обмена приемами и хитростями, находками и открытиями, а также определяются дальнейшие пути сотрудничества и совместной работы.

Учителями выделяется группа риска – ученики, которые испытывают проблемы с устной речью: с составлением рассказа, пересказа и рассуждениями на заданную тему. С этой категорией выпускников учителя-логопеды проводят консультации и тренинги. Благодаря слаженной, системной и продуктивной работе по результатам прошлого учебного года все обучающие школы успешно прошли итоговое собеседование.

Сегодня психолого-педагогическая служба в режиме принятия оперативных решений осваивает новые, мобильные приемы работы с разными участниками образовательного процесса. На сайте школы создана так называемая тревожная кнопка – «Скорая психологическая помощь».

Она предназначена для родителей, которые в силу различных причин не могут открыто рассказать о конфликтных ситуациях с педагогами, о нежелании детей посещать школу, о трудностях или недопонимании между ребенком и учителем, о проблемах в семье.

Описав ситуацию в специальном окне, родитель отсылает свое сообщение. Данная информация попадает к специалисту, который незамедлительно связывается с адресатом. При такой форме работы человек, обратившийся за помощью, понимает, что с ним готовы общаться, ощущает себя максимально комфортно, чувствует, что не одинок, ему протянута рука помощи.

Ссылку на кнопку также получили и учащиеся средней и старшей ступеней. Для них эта форма общения работает, как телефон доверия. Большое внимание сотрудниками службы уделяется семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Барьер между родителями и специалистами службы успешно преодолевается, поэтому родители уже намного чаще обращаются за помощью.

Психолого-педагогическая служба школы успешно реализует идею – быть ближе к тем, для кого работаешь! В современной школе должны быть современные специалисты. Именно поэтому сегодня психолого-педагогическая служба является активным пользователем социальных сетей и мессенджеров.

Созданный службой аккаунт в Instagram позволил организовать общение между родителями и специалистами, сделав его более доступным. Известно, что Instagram является одной из самых популярных социальных сетей в мире. В России он занимает по популярности третье место (после ВКонтакте и YouTube). Данное приложение позволяет делиться приемами работы с другими педагогами и родительской общественностью.

Для привлечения аудитории в приложении активно развиваются постоянные рубрики как для детей, так и для родителей. Интересные конкурсы и викторины привлекают внимание обучающихся разного возраста. Родители же, воспользовавшись данным приложением, могут не только получить квалифицированную помощь специалиста по той или иной теме, но и найти разнообразные материалы: видео, фото, рекомендации в вопросах воспитания и развития детей, упражнения и игры на развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь), советы специалистов, касающиеся возрастных кризисов и сопутствующих им трудностей, рекомендации по современным методикам обучения.

Для удобства весь материал разбит на рубрики. Подписчики могут следить за анонсом вебинаров, проводимых специалистами, просматривать фрагменты коррекционных занятий. Специалисты службы школы уверены в том, что, используя инструменты Instagram, можно не только создавать яркий познавательно-развивающий контент, но и формировать единое образовательное пространство, а также оказывать непрерывную своевременную психолого-педагогическую поддержку.

Сегодня можно сказать с уверенностью, что психолого-педагогическая служба является мощным, действенным и продуктивным подразделением современной школы.

Девизом психолого-педагогической службы школы №283 служат слова Конфуция: «Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность».

Любовь АБРАМОВА, учитель-логопед школы №283; Мария НОСОВА, учитель-дефектолог школы №283; Лариса ОРЛОВА, руководитель психолого-педагогической службы школы №283; Юлия ЧЕБОТАРЕВА, педагог-психолог школы №283

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте