Каникулы – счастливое время для школьников, учителей и родителей. Время, когда можно забыть про учебники, нет домашних заданий и весь день можно посвятить любимым делам.
Школьные зимние каникулы совпадают с каникулами взрослых. И это дает возможность детям и родителям побольше быть вместе, сообща отдыхать. Как сделать совместный отдых интересным для детей? У нас издавна популярны зимние игры и гулянья, катание на лыжах и коньках. Но каникулы этим не заполнишь, надо придумать что-то еще. Все зависит от вашей фантазии. Это могут быть и веселые посиделки за круглым столом или на диване. Зимним холодным вечером в уютном семейном тепле возникают доверительные, задушевные беседы, когда каждому хочется рассказать о чем-то своем, о чем раньше не говорил, или, к примеру, поведать о любопытных историях и приключениях, случившихся с ним в минувшем году. Тут же можно составить целую каникулярную программу: как и где взрослые и дети проведут эти дни. Конечно, будет больше общения, во время которого устанавливаются более теплые отношения, взаимопонимание. А еще общие с детьми игры, конкурсы, соревнования, которые, как известно, заражают всех творчеством, воспитывают характер, сплачивают, делают людей счастливыми. Совместные развлечения и игры укрепляют семью, расширяют представления ребят об окружающем мире. Как говорил Василий Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сегодня читатели нашей газеты в своих письмах рассказывают, как они проводят зимние каникулы вместе с детьми.
На деревню к бабушке
Анастасия АНДРЕЙЧУК, медсестра, Сергиев Посад:
– В прошлые годы зимние каникулы мы проводили в жарких странах – Турции и Египте. Но наша старшая дочка Вероника сразу после возвращения простужалась и каждый раз болела дней по десять. Наверное, резкая смена климата не способствует закалке наших детей, подумали мы. И решили в зимние каникулы не уезжать в тропики, а отдыхать с детьми на собственной даче в Тульской области, где почти постоянно жила наша бабушка, моя мама. Она нам и подсказала эту идею: «Там, среди привычных снежных полей и лесов, будет лучше».
И вот года два назад мы последовали ее совету. И скоро убедились, что она права. Девочки стали здоровее, крепче. Наш отдых здесь проходит намного активнее, нежели там, на юге. Елку наряжаем не дома, а во дворе. А еще одну елку – на опушке леса, который начинается недалеко от нашего дома. Здесь много больших елей, но есть и маленькие. Мы выбрали небольшую елочку, метров около двух, растущую с краю, и украсили ее гирляндами, елочными шарами и игрушками. Делали это всей семьей, и как же нам было весело! Через два дня приехали туда на лыжах и увидели ужасную картину. Кто-то сорвал с нее гирлянды и разбил шары. Расстроились. И тогда наши девочки написали плакат и повесили его у калитки: «Дорогие ребята, уважаемые дяди и тети! Пожалуйста, не обижайте нашу елочку в лесу. Нарядите ее снова. Пусть это будут просто фантики от конфет. Все равно. Всем будет приятно приходить в лес».
Через два дня мы сами хотели заново украсить нашу елочку и пошли в лес. Какова же была наша радость, когда мы увидели нашу красавицу, наряженную лучше прежнего!
Кроме катания на лыжах и коньках, игр на морозном воздухе в деревне есть чем заняться детям. После морозных дней наступила оттепель, и мы стали заниматься снежными скульптурами. Рядом с нашим катком, куда приходят дети и с соседних дач, и из домов самой деревни, мы – и взрослые, и дети – начали лепить из снега снеговиков, героев сказок и мультиков, а еще и инопланетян, какими мы их представляли.
Постепенно учились делать все более надежно. Скульптуры поливали водой, и ночной морозец делал их прочными. Разводили краски, затем кисточкой разрисовывали их. А еще использовали обрывки ткани, цветную бумагу, пуговицы, кусочки меха, пластиковые бутылки. Много фигур вылепили во дворе, некоторые – на улице, вдоль нашего забора. Для общего обозрения. Этим творчеством мы занимались в течение всех каникул.
Был такой случай. Как-то раз на улице ребята лепили лешего – хозяина леса. Мы хотели изобразить его таким, как его описал Саша Черный: на елке с лапами до земли, с сосулькой во рту и с длинной бородой. Бороду успели только приклеить, но еще не раскрасили, отлучились на обед. И вот к лешему подошел незнакомый мальчишка и сбил палкой ему бороду. Это увидела наша бабушка и рассказала папе, добавив при этом, что парень любит побезобразничать. Узнав, что тот живет с бабушкой, папа пошел к ним. Мальчик спрятался на кухне. Папа поговорил с бабушкой, ни словом не обмолвился о поступке ее внука и пригласил его к нам. Ему будет у нас интереснее, чем без дела слоняться по деревне. Тут уже и сам Степан вышел из укрытия и обещал прийти. Парнишка оказался общительным и понятливым. Он вместе с ребятами доделал лешего и занялся полезным делом – увлекательно проводил каникулы в компании со сверстниками.
Когда мы приехали на следующий год, бабушка Степана сказала нам, что ее внук повзрослел, помогает по дому и на огороде, забор летом починил. А главное – стал лучше учиться.
Волк и семеро ребят
Анна ШВЕДОВА, библиотекарь, Москва:
– Нам повезло. В доме, в котором пять лет назад мы поселились, оказались еще две семьи, в которых были дети, ровесники наших. Мы быстро перезнакомились. Наши девочки и мальчики подружились. У Семеновых одиннадцатилетний сын Никита – ровесник нашего Вани. Они учились в параллельных классах. Оба мальчика увлекались футболом. Моя внучка Лиза и Маша Семенова вместе играли во дворе или в наших квартирах. Девочка Наташа, которая вместе с Лизой училась в музыкальной школе, жила с мамой и папой на первом этаже в нашем подъезде.
Все дети вместе ездили на каток, в кино или театр, куда их сопровождал кто-то из нас, взрослых.
Как-то они все сообща затеяли игру, было весело, на них приятно было смотреть. И тут Ваня предложил: «Давайте вместе проведем каникулы. Будем устраивать праздники, встречаться дома у каждого по очереди». И надо сказать, что все тут же без всяких обсуждений и споров согласились, настолько приятно, комфортно они чувствовали себя в этом неожиданно сплотившемся коллективе. Тут же придумали темы этих встреч.
В семье Наташи решили организовать день рождения Снегурочки. Поскольку у нас три девочки, согласились их всех представить Снегурочками. Мама Наташи Марина Сергеевна в короткое время сделала три наряда для Снегурочек. Все остальные помогали во всем. Украсили квартиру, как зимний дворец, приготовили подарки каждому участнику. Придумали сказку, в ней рассказывалось о приключениях Снегурочек, которые остались без Деда Мороза, застрявшего где-то на экваторе. Сказка была разыграна по ролям.
Следующий праздник – «Музыкальное царство» – прошел в семье Семеновых. У них и папа, и мама преподают в музыкальной школе. На этот раз была разыграна другая сказка – «Семь нот», у которой роли каждой ноты, от «до» до «си», а также скрипичного ключа исполняли участники спектакля – взрослые и дети. Были и злые силы, ненавидевшие музыку и заточившие все ноты в темницу. Я и мама Наташи были добрыми волшебницами, которые добились справедливости, все ноты были освобождены из плена, и музыка зазвучала торжественно и победно. Много импровизировали по ходу действия, детям было весело и интересно.
А потом наступила наша очередь: папа и мама Никиты и Лизы – Николай Николаевич и Мария Ивановна – инженеры. Они придумали такие занятия. Папа предложил мальчикам поработать столярами, построить домики для птиц. Придет весна, и мы их развесим на деревьях. А мама, искусная вязальщица, показала секреты вязания и научила девочек вязать простые вещи. Нужно сказать, что обе затеи всем детям пришлись по душе.
Мое давнее увлечение – создавать чудеса из теста. Я показала детям некоторые образцы, и они тут же согласились сделать подобные и постараться придумать что-то свое. Искусство пирожника понравилось и мальчикам, и девочкам. Этим мы занимались не один день с перерывами для походов на каток и лыжных прогулок. Устроили даже конкурс на самое замысловатое печенье. Придумывали разные формы – треугольники, ромбы, сердечки, полумесяцы, спирали и т. д. Пирожки были разного размера и с разными начинками. Угощали ими соседей в нашем подъезде, отнесли старенькой одинокой бабушке в соседний дом.
К соседям приходили в карнавальных костюмах. Ваня изображал волка, год назад я ему сшила волчий костюм из старой шубы. Никита превратился в зайца, девочки надели наряды Снегурочек, а Лиза была на этот раз Красной Шапочкой. Они с Ваней вдвоем несли корзину с пирожками, а за ними шла остальная свита. Ребята, оказавшиеся во дворе, встретили нас с восторгом, особенно волка и Красную Шапочку. Кто-то даже спросил: «Волк, ты не съешь Красную Шапочку?» На что тот с достоинством ответил: «Нет, не съем, пирожки вкуснее». Так дети и прозвали его – «волк съешь пирожок».
Каникулы как праздник
Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук:
– Родители нередко спрашивают меня, чем занять детей в зимние каникулы. Устраивать для них игры, походы или же предоставить полную свободу, пусть занимаются, чем захотят, и самим отдохнуть от них? Конечно, лучше направить, подсказать им, что делать в эти свободные дни. Но самое лучшее – быть с ними, вместе придумать разные интересные занятия, игры. Дети любят, когда взрослые на равных включаются в их забавы.
Нельзя допускать, чтобы сын или дочь на все каникулы «поселились» в Интернете. А можно вместе с ними посмотреть хороший мультик, если они еще маленькие, а со старшими – художественный фильм, чтобы потом сообща его обсудить. Ведь им интересно узнать, что вы думаете о том или ином герое, а вам – услышать их рассуждения.
А почему бы не провести домашнее чтение, теперь во многих семьях забытое? Сообща почитать сказки, детские рассказы. А со старшими, скажем, «Капитанскую дочку» Пушкина. Или разыграть «Ревизора» Гоголя по ролям и потом тоже обсудить. А домашний кукольный театр? Большая картонная коробка – это сцена. Будущие персонажи из придуманной или известной пьески – из картона и бумаги. Тут полный простор для вашей и прежде всего детской фантазии.
Знаю семью, которая в долгие зимние каникулы во время пандемии начала составлять свою родословную. Пришлось покопаться в семейных архивах, разыскать письма прадеда с фронта, старые фотографии, обзвонить близких и дальних родственников, которые тоже подключились к важному для каждого делу. И дети, да и сами взрослые узнали немало интересного о своих дедах и прадедах.
Не забывайте и про игры на свежем воздухе, зимние забавы обязательны. Конечно, это лыжи, коньки и санки. Но могут быть и не столь привычные забавы. К примеру, строительство снежной или ледяной крепости во дворе. К этому могут присоединиться и соседние семьи. Для такого сооружения потребуются кирпичи из снега. Понятно, как их сделать. А как изготовить кирпичи изо льда? Здесь потребуется плотная картонная коробка, годится и из-под обуви. В нее следует вложить полиэтиленовый пакет, чтобы вода не вытекала. Налить воду. Ее можно подкрасить в любой цвет. И оставить все это до утра на морозе. Потом освободить от формы. Вот и готов строительный материал.
Постарайтесь сделать зимние каникулы для своих детей веселыми, радостными, чтобы было что вспомнить и чем похвастаться перед друзьями.
Маргарита КУРГАНОВА, фото автора
Комментарии