Об организации обучения управленческих кадров системы образования
I. Актуальность проблемы
Осуществление социально-экономических и политических реформ в стране кардинальным образом изменило смысл и содержание управленческой деятельности в сфере образования, способствовало необычайному усложнению задач, стоящих перед управленцами, росту социальной значимости этой профессии.
Анализ ситуации в образовании показывает, что методы работы, знания, умения и навыки, сформировавшиеся у большинства руководителей в прежних условиях управления и хозяйствования, становятся недостаточными для выполнения изменившихся управленческих функций, более того, играют иногда роль тормоза на пути реформирования и динамичного развития системы образования. Остро ощущается потребность в профессионализации деятельности управленческих кадров отрасли.
Однако, как известно, современный руководитель не может возникнуть сам собой как “природный талант” либо в результате проведения какой-либо одной крупной акции. Существующая же практика их подготовки и повышения квалификации не обеспечивает решения этой задачи, необходимы планомерные усилия по организации обучения этой категории кадров с учетом требований, пред’являемых сегодня к профессиональным и личным качествам управленцев применительно к сфере образования.
Таким образом, назрела необходимость формирования новой модели подготовки руководителей образования и создания соответствующей системы их обучения, обеспечивающей возможность получения профессионального образования в области управления и дальнейшего непрерывного углубления профессиональной компетентности. Такой системой может стать единая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования.
II. Основные характеристики
2.1. Общие требования
Указанная система должна создаваться с учетом современных требований и представлений об образовательной деятельности. В частности, в условиях утверждения на рынке образовательных услуг философии маркетинга особое значение приобретает ее сервисная ориентация. Предполагается, что она будет важнейшей характеристикой системы, которая в своей деятельности должна сочетать как потребности государственного стратегического управления, так и интересы производителей и потребителей образовательных услуг.
В соответствии с этим она должна быть гибкой, мобильной, способной к естественной самоорганизации, структурно-функциональному упорядочению. Это предполагает возникновение внутри нее профессиональных ассоциативных образований, появление новых альтернативных форм, создание механизмов, обеспечивающих обратную связь системы с заказчиком и потребителем, учет их меняющихся потребностей.
Особое внимание следует уделить установлению многосторонних связей в плоскости “заказчик – производитель – потребитель”, осуществляемых на различных уровнях (федеральные органы управления – негосударственные профессиональные ассоциации, негосударственные профессиональные ассоциации – образовательные учреждения, органы управления образования – образовательные учреждения и др.).
Следует отметить, что особенностью проектируемой системы является большая, чем у других образовательных структур, зависимость от потребностей государственных органов власти и ориентация на их заказ. Особое значение имеет здесь установление в законодательном порядке связи между назначением на руководящую должность, аттестацией на квалификационную категорию, уровнем оплаты труда с поэтапным освоением профессиональных образовательных программ в области управления. Этот фактор, вероятно, будет играть существенную роль при организации работы по подготовке руководителей – профессиональных управленцев для системы образования.
2.2. Функции системы
Важным условием обеспечения жизнеспособности проектируемой системы является проектирование ее как многофункциональной, обеспечивающей реализацию не только образовательной, но и целого ряда вспомогательных функций, направленных на поддержание и обеспечение практических потребностей управленческой деятельности. В частности, информационной, исследовательской, консультационной, проектировочной, внедренческой, экспертной.
По мере развития системы набор этих функций может расширяться или видоизменяться, однако ведущее положение, безусловно, будет принадлежать образовательной деятельности, в рамках которой проектируемая система должна быть способной сформировать и предложить заинтересованным сторонам широкий спектр образовательных услуг в сфере управления образованием и разнообразные возможности их получения, в частности:
– получение профессионального образования в области управления, в том числе высшего;
– специализация, углубление знаний в отдельных сферах управленческой деятельности;
– систематическая актуализация, обновление профессиональных знаний и умений в области управления образованием;
– адаптация к новым условиям профессиональной деятельности (в том числе при назначении на новую должность);
– реализация научных, исследовательских и творческих интересов;
– помощь (управление) в самообразовании;
– удовлетворение индивидуальных потребностей управленцев.
III. Организация образовательной деятельности
3.1. Требования к определению содержания образования
Определяющим условием при формировании содержания учебных программ для управленцев различных уровней является обеспечение реализации принципа “обучение на протяжении всей жизни”. Это один из основных принципов развивающегося постиндустриального общества, соблюдение которого обязательно для будущих руководящих кадров, желающих соответствовать новым задачам и содержанию управления. Руководитель должен осознавать, что в процессе работы ему придется сталкиваться с постоянным чередованием ролей, функций, позиций, которое делает обязательным постоянное повышение квалификации и профессиональное совершенствование. Особое значение наряду с наличием у руководителя профессионального образования (по крайней мере в одной области) приобретает его способность к повышению эффективности профессиональной деятельности путем изменения своего поведения.
То есть важнейшей задачей обучения руководителей должно стать не только освоение профессиональных знаний и углубление профессиональной компетентности, но и постоянное развитие управленческих способностей. Причем имеющийся опыт говорит за то, что нельзя овладеть этими способностями сразу, углубление их может происходить на протяжении достаточно длительного отрезка времени, при чередовании периодов учебы и практической деятельности. С учетом этого программы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров должны быть выстроены таким образом, чтобы обеспечивать необходимую комбинацию высокого профессионализма и развития соответствующих профессиональных и личностных качеств.
Необходимым условием этого является соблюдение преемственности содержания образования на различных этапах обучения, в том числе вузовской подготовки и послевузовского образования, дающей возможность освоения образовательных программ в различные сроки как единовременно, так и поэтапно.
3.2. Схемы обучения
С переходом вузов страны на многоуровневую систему подготовки специалистов и утверждением перечня специальностей высшего профессионального образования появляется несколько возможных схем получения профессионального образования в области управления.
Во-первых, возможно введение обучения по специальности “менеджмент в сфере образования” в педвузах с первого курса в качестве второй специальности, обеспечивающей высшее профессиональное образование в области управления образованием.
Во-вторых, в вузах могут готовиться специалисты в области управления широкого профиля с последующей специализацией в определенной отрасли (образовании) на уровне послевузовского образования.
Третий вариант предусматривает получение профессионального управленческого образования в магистратуре лицами, имеющими квалификацию бакалавра образования.
В-четвертых, возможна разработка 2-годичных программ получения высшего профессионального образования в области управления на послевузовском уровне (очная, очно-заочная формы).
В-пятых, в условиях переходного периода наиболее привлекательным представляется вариант поэтапного (разделенного временными промежутками в зависимости от индивидуальных возможностей) освоения профессиональных образовательных программ высшего образования в области управления образованием в качестве второго высшего образования.
Кроме перечисленных, могут быть разработаны и другие варианты обучения управленцев. Следует учитывать, что речь идет о подготовке различных категорий руководителей и специалистов: для образовательных учреждений (дошкольное образовательное учреждение – школа – педагогическое училище – педвуз) и для органов управления образованием различных уровней (муниципальный – государственный). Обучение этих кадров, по-видимому, будет иметь свои особенности.
Однако, как представляется, на федеральном уровне должна быть разработана базовая модель обучения управленческих кадров для системы образования. Эта модель, интегрирующая различные схемы получения образования в области управления, должна быть многоуровневой, предусматривающей широкий спектр индивидуальных образовательных траекторий при одновременном соблюдении установленных государством требований к уровню образования при назначении на руководящие должности.
IV. Формирование сети учебных заведений
Вышеизложенные обстоятельства оказывают определяющее влияние на выбор структурообразующих элементов и проектирование организационно-структурной модели рассматриваемой системы. Представляется, что она должна включать разнообразные типы и виды учебных заведений, а также научно-консультационные, методические и информационные службы. Эти учреждения могут иметь различные организационно-правовые формы. Однако вся совокупность образовательных учреждений, служб проектируемой системы должна быть согласована по своим целям, задачам, уровням, формам и содержанию образования.
Таким образом, формирование сети учреждений рассматриваемой системы может развиваться в нескольких направлениях, основными из которых являются: пересмотр роли и содержания деятельности педвузов, ФППК, ОНО, учреждений повышения квалификации организаторов образования, создание новых специализированных учебных заведений, организация различных форм повышения квалификации при федеральных органах управления образованием, государственных и негосударственных учебных заведениях, интенсификация деятельности по повышению квалификации в профессиональных, научных обществах, ассоциациях, внедрение форм обучения, связанных с использованием средств массовой коммуникации, последних достижений педагогической науки и т.д.
То есть в предполагаемой структуре наряду с традиционными организационными формами (спецфакультеты, ФППК, ОНО, ИПК (ИУУ), аспирантура, докторантура) могут быть предусмотрены другие формы – кафедры в вузах, НИИ, инновационные учебные заведения, школы компетенции и т.д.
Кроме того, переход к рыночной экономике будет способствовать развитию сети негосударственных учебных заведений, частных центров (коммерческих фирм, курсов, школ управления). Словом, многообразие типов и видов по переподготовке управленческих кадров будет нарастать.
Независимо от типа сеть учебных центров будет действовать на едином рынке труда, руководствоваться в основном общими рыночными принципами организации и ведения своей деятельности, состязаться друг с другом, чтобы наилучшим образом удовлетворять запросы заказчика. Однако здесь нельзя допустить стихии свободного рынка, недобросовестной конкуренции.
Сеть разнотипных учебных заведений нуждается в организации, адекватной условиям цивилизованного рынка, в определенных формах сотрудничества и кооперации и, главное, в выработке на консолидированной основе ориентиров развития и специализации.
V. Взаимоотношения с государством
Вышеизложенные обстоятельства обусловливают необходимость координирующего воздействия государства на развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров в целом. Первостепенное значение при этом имеет необходимость введения и поддержания федерального стандарта подготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Последний будет обеспечиваться через механизм государственного лицензирования учебных заведений, входящих в рассматриваемую систему, – сертификацию учебных программ, соответствующих обучению на различных уровнях базовой модели, а также выдачи сертификатов на право ведения управленческой деятельности.
Важную роль призваны также сыграть разработка соответствующих типовых положений, определение порядка аттестации руководящих работников, формирование механизма назначения, должностного перемещения, установление тарифных разрядов и уровня оплаты труда руководителей в зависимости от их образования и квалификации.
Кроме того, государство, видимо, и впредь сохранит за собой функции организации и контроля деятельности определенной части учебных заведений. Будучи главным заказчиком на подготовку управленческих кадров, оно может обеспечивать определенное воздействие на развитие и укрепление проектируемой системы по следующим направлениям:
1. Прямое управление подготовкой различных контингентов управленческих кадров, в том числе резерва, для государственных органов управления. Реализация различных целевых программ.
2. Непосредственная государственная поддержка деятельности учебных заведений, специализирующихся в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров. Эта поддержка будет проявляться в финансировании их деятельности, оказании им материальной помощи.
3. Косвенная государственная поддержка организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров (заказы научно-исследовательским институтам на разработку научных и учебно-методических материалов, организация целевой подготовки специалистов высшей категории).
4. Стимулирование интереса образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней к вопросам подготовки и повышения квалификации руководителей. Указанные меры создают большие возможности для регулирования процессов обучения управленческих кадров системы образования и обеспечения их высокого профессионального уровня.
Проектируемая система, отдельные элементы которой уже внедрены на практике, позволяет сформировать в отрасли контингент высококвалифицированных управленцев, повысить оперативность и качество повышения квалификации специалистов для образовательных учреждений и органов управления на базе гибких форм и методов обучения.
Описание модели поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования
модели поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования
В условиях значительных перемен в области управления образованием, расширения самостоятельности учреждений образования изменяются и значительно усложняются задачи и функции управленческих кадров, повышаются требования к их профессиональной компетентности. Отражая изменение условий управленческой деятельности, новые нормативно-правовые акты (Закон РФ “Об образовании”, Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих кадров системы образования, Типовое положение о высшем учебном заведении профессионального образования, проект Закона о федеральной государственной службе) предусматривают введение специального образования в области управления в качестве необходимого условия назначения на руководящую должность.
Фактически в условиях отсутствия в стране практики профессиональной подготовки управленческих кадров для сферы образования это означает необходимость создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для этой категории работников. В связи с этим отделом руководящих кадров Главного управления кадрового обеспечения и социальной защиты разработана базовая модель поэтапной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей системы образования, увязанная с новыми принципами назначения на должность руководителя учреждения образования (в частности, в связи с введением сертификации управленческой деятельности) и различными формами морального и материального стимулирования управленческих кадров.
Предлагаемая модель рассчитана на обучение различных категорий управленческих кадров: руководителей образовательных учреждений, специалистов и руководителей органов управления образованием различных уровней. В основу ее построения положен принцип непрерывности и преемственности в содержании подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, при этом выделяется несколько уровней обучения.
Особенностью модели является гибкий подход к срокам освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования в области управления, позволяющий получить диплом о высшем управленческом образовании как в результате единовременного, так и поэтапного (разделенного временными промежутками) прохождения курса.
Предусматривается введение нескольких уровней обучения в области управления образованием:
I. Первый уровень
Цель: освоение общетеоретических знаний в области управления
1-й этап (вводный)
Содержание: курс основ управления педагогическими системами.
Обеспечивается посредством введения в основные профессиональные образовательные программы подготовки бакалавра образования, магистра образования или специалиста по одной из педагогических специальностей дисциплины “Основы управления педагогическими системами” как необходимого компонента государственного образовательного стандарта педагогического образования.
Это означает, что любой выпускник среднего специального или высшего педагогического учебного заведения получает определенный об’ем знаний по вопросам управления в педагогических системах (…час.)
Кроме того, на этом этапе студенты обучаются (само) диагностике личностно-деловых качеств (способностей), необходимых для ведения управленческой деятельности.
2-й этап (начальный)
Содержание: курс теории управления (не менее… час.).
Способы достижения:
а) параллельно с получением высшего педагогического образования со сдачей специального экзамена;
б) при наличии педагогического образования:
– прохождение курса основ теории управления со сдачей итогового экзамена;
– самообразование и сдача экзамена экстерном;
в) при наличии высшего непедагогического образования – освоение полного курса I уровня (включающего учебные программы 1 и 2-го этапов) со сдачей итогового экзамена.
Сертификат выдается автоматически:
г) при наличии высшего образования по специальностям “менеджмент” или “менеджмент в социальной сфере”;
д) при получении в педвузе наряду с педагогической специальностью дополнительной специальности по управлению образованием, экономике и т.п. (на основе анализа учебных программ);
е) после окончания 1-го года обучения по послевузовским 2-годичным программам менеджмента в образовании.
На этом этапе наряду с обучением осуществляется диагностика профессиональных и личностно-деловых качеств слушателей, составляется карта рекомендаций по развитию необходимых управленческих способностей, являющаяся основой для формирования индивидуального плана последующего обучения.
Получение педагогическим работником сертификата на ведение управленческой деятельности является основанием для включения его в информационный банк потенциальных руководителей органов управления образованием, а также должно учитываться при его аттестации.
Прохождение учебного курса 2-го этапа является добровольным и может осуществляться как на основе рекомендаций органа управления образованием (образовательного учреждения), так и по личному заявлению.
Результат: сертификат, являющийся государственным документом постоянного действия.
II уровень (базовый)
Цель: освоение основ профессиональной деятельности
Содержание: модульная программа обучения руководителя практической деятельности (в зависимости от направления деятельности) и развития соответствующих управленческих способностей.
Способы достижения (в течение года после назначения на должность):
а) курсовая подготовка в различных формах (об’ем … час.);
б) самообразование на основе стандартной программы плюс практикум (стажировка) в качестве управленца (2-3 недели), завершающиеся экзаменом;
в) подготовка и защита программы развития учреждения образования.
Наличие диплома по специальности “менеджмент в социальной сфере” или “менеджмент” не освобождает от прохождения программы II уровня.
Предполагается, что от прохождения программы II уровня могут быть освобождены лица, имеющие квалификацию магистра управления, ученую степень в области управления образованием либо окончившие послевузовскую 2-годичную программу менеджмента в образовании (на основе анализа содержания учебной программы пройденного курса).
Успешное прохождение любой из перечисленных выше программ обучения может рассматриваться как один из этапов аттестации на 1-ю квалификационную категорию руководителя.
Результат: свидетельство об освоении учебной программы II уровня.
III уровень
Цель: получение специальности и высшей квалификации в области управления образованием
1-й этап
Цель: получение высшего профессионального образования в области управления.
Содержание: освоение стандарта высшего профессионального образования в области управления образованием.
Способы достижения:
а) модули дополнительных учебных курсов, освоение которых при условии прохождения учебных программ I и II уровня дает право на получение диплома о высшем профессиональном образовании в области управления образованием (программа поэтапного получения высшего образования);
б) освоение магистерской программы в области управления образованием в любой предусмотренной законодательством форме;
в) получение второго высшего образования в области управления образованием в специализированных учебных заведениях (в том числе межотраслевых).
Результат: получение диплома о высшем образовании.
2-й этап
Цель: получение высшей квалификации в области управления образованием, углубление профессиональной компетентности:
г) прохождение аспирантуры (докторантуры) по специальности “менеджмент” или “государственное и муниципальное управление” в предусмотренных законодательством формах;
д) различные формы повышения квалификации (периодическое повышение квалификации является обязательным для всех категорий управленческих кадров, однако выбор курсов, учебных модулей, форм обучения производится в соответствии с личными потребностями работников).
Получение квалификации специалиста или магистра в области управления, а также успешное прохождение аспирантского (докторантского) курса по специальности “управление в сфере образования” или специального курса (набора курсов) повышения квалификации могут рассматриваться как один из этапов аттестации на высшую квалификационную категорию руководителя.
На переходный период
В период становления системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров предлагаются следующие шаги:
1. Учреждениям педагогического образования, реализующим профессионально-образовательные программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления, привести их содержание в соответствие с базовой моделью обучения управленческих кадров образования.
2. Сертификат на право ведения управленческой деятельности выдается автоматически лицам, имеющим квалификацию магистра управления образованием.
3. Порядок признания действующих руководителей образовательных учреждений сертифицированными решается региональными органами управления образованием в течение… лет. Специалисты органов управления образованием сертифицируются в порядке, определенном администрацией суб’ектов РФ.
4. Вновь назначаемые руководители могут получить сертификат после назначения на должность, в этом случае они принимаются на работу по контракту сроком на 1 год, неполучение сертификата в течение указанного срока является основанием для непродления контракта. При этом прохождение программы II уровня может осуществляться в течение 1 года пребывания в должности параллельно с курсом на право ведения управленческой деятельности либо быть перенесено на 2-й год пребывания в должности.
Предложенияпо совершенствованию порядка назначения и аттестации руководящих кадров образования
по совершенствованию порядка назначения и аттестации руководящих кадров образования
В связи с созданием непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров образования Главным управлением кадрового обеспечения и социальной защиты МО РФ подготовлены предложения по приведению в соответствие требований к уровню образования и квалификации управленческих кадров и порядка их назначения, должностного продвижения и аттестации. Эти предложения являются базовыми, на их основе могут быть разработаны соответствующие документы для каждой конкретной категории работников:
1-я категория: руководители образовательных учреждений (за исключением руководящего состава педагогических вузов);
2-я категория: заместители руководителей образовательных учреждений (за исключением руководящего состава педагогических вузов);
3-я категория: руководители муниципальных и государственных органов управления образованием различных уровней (за исключением федерального);
4-я категория: заместители руководителей муниципальных и государственных органов управления образованием различных уровней (за исключением федерального);
5-я категория: специалисты муниципальных и государственных органов управления образованием различных уровней (за исключением федерального).
I. Назначение и должностное продвижение
1.1. В качестве необходимого условия занятия любой руководящей должности в системе образования вводится требование наличия сертификата на право ведения управленческой деятельности в сфере образования.
Сертификат является государственным документом постоянного действия и удостоверяет право его владельца на занятие руководящей должности. Он выдается образовательными учреждениями, уполномоченными МО РФ или органами управления образованием (по соглашению с МО РФ), после освоения учебной программы I уровня.
1.2. Получение сертификата на право ведения управленческой деятельности, как правило, должно предшествовать назначению на руководящую должность, но в порядке исключения может осуществляться после назначения на должность (для вновь назначенных). В этом случае прием на работу осуществляется по контракту сроком на 1 год. Неполучение сертификата в течение указанного срока является основанием для непродления контракта.
1.3. Педагогические работники, получившие сертификат управленца, включаются в информационный банк резерва на выдвижение.
1.4. Порядок назначения на руководящую должность наряду с требованием сертификата управленца может предусматривать такие процедуры, как собеседование, тестирование, прохождение испытательного срока и т.д., что определяется МО РФ или органами управления образованием, осуществляющими назначение.
1.5. В качестве необходимого условия занятия должности руководителя или заместителя руководителя государственного органа управления образованием вводится требование наличия высшего (незаконченного высшего) образования в области управления. Освоение учебных программ I уровня и определенного набора модулей III уровня (…час.) может рассматриваться как достаточное условие.
1.6. Для всех вновь назначенных управленческих кадров системы образования является обязательным освоение учебных программ II уровня в любой предусмотренной базовой моделью подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров форме.
1.7. Требования к образованию (образование по профилю деятельности, ученая степень, знание иностранного языка), стажу педагогической работы (работы на руководящих должностях) определены в должностных профессионально-квалификационных характеристиках на соответствующие категории руководящих работников.
II. Аттестация и оплата труда управленческих кадров
2.1. Получение педагогическим работником сертификата на право ведения управленческой деятельности должно учитываться при его аттестации, а также является основанием для повышения его разряда по ЕТС в случае, если работник имеет разряд с 7-го по 10-й, либо для выплаты надбавки к окладу в случае, если он имеет разряд с 11-го по 14-й.
2.2. Получение сертификата на право ведения управленческой деятельности в сфере образования может рассматриваться как один из видов обязательной аттестации (в соответствии с Типовым положением об аттестации) при назначении на руководящую должность.
2.3. В случае отсутствия сертификата при назначении на руководящую должность (при условии его обязательного последующего получения) органы управления образованием организуют аттестацию вновь назначенных руководителей в соответствии с утвержденным ими порядком.
2.4. Успешное прохождение вновь назначенным руководителем учебной программы II уровня может рассматриваться как один из этапов аттестации на 1-ю квалификационную категорию руководителя.
2.5. Получение квалификации специалиста, магистра в области управления образованием или ученой степени, либо успешное прохождение специального курса (набора курсов) повышения квалификации может рассматриваться как один из этапов аттестации на высшую квалификационную категорию руководителя.
2.6. Все категории управленческих кадров системы образования обязываются систематически повышать свою квалификацию в соответствии с индивидуальным планом, составляемым на основе плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации, утверждаемым для каждой категории руководителей и специалистов органов управления образованием МО РФ (либо органом управления образованием суб’ектов РФ). Выполнение индивидуального плана повышения квалификации управленческими кадрами должно учитываться при решении вопроса о продвижении по службе и установлении надбавок и доплат к должностному окладу.
2.7. В случае, если управленец не выполняет индивидуального плана повышения квалификации в течение… лет, орган управления образованием, в подчинении которого находится данный работник, может ставить вопрос о проведении его аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности.
Комментарии