Будущее школьных библиотек весьма перспективно. Во всяком случае, в Ленинградской области. Не секрет, что дети часто воспринимают школьную библиотеку и школьного библиотекаря как нечто консервативное, замшелое и скучное. Этот стереотип необходимо сломать, причем как можно скорее. Старт оздоровительному «разрушению» дали в Лаголовской школе Ломоносовского района. Здесь открылся школьный информационно-библиотечный центр, а на торжественную церемонию открытия приехали школьные библиотекари со всего Ломоносовского района.
О новом взгляде на развитие школьной библиотеки рассказала заместитель главы администрации Ломоносовского района Надия Спиридонова. По ее словам, новые ФГОС ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ). В этом статусе согласно современным требованиям школьная библиотека может обеспечивать доступ к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности ребят.Кроме того, ИБЦ способен оказывать информационную поддержку образовательной деятельности школьников и педагогов, к примеру, здесь можно создавать электронные каталоги и полнотекстовые базы данных, искать документы по любому критерию, а также пользоваться учебниками с электронными приложениями, не говоря уже об их бумажных версиях.В то же время, по словам Надии Спиридоновой, есть ряд проблем, которые мешают развитию школьных библиотек и переходу их в статус ИБЦ. Сюда входит и несовершенство нормативно-правовой базы, и кризис фондов, и проблемы кадрового обеспечения, и слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек. Печатные фонды стареют, доступ к электронным библиотекам ограничен, сами школьные библиотеки, как правило, размещаются в небольших помещениях, что не позволяет создавать зонирование, а следовательно, дети не имеют возможности заниматься творческой, игровой деятельностью. Но все эти проблемы пусть не одномоментно, но решаемы. В ближайшей перспективе информационно-библиотечные центры необходимо объединить в единую сеть и разработать для них соответствующую нормативно-правовую базу. Также важно внести изменения в систему повышения квалификации педагогов-библиотекарей, усилив их ИКТ-компетентность и сделав акценты на том, как эффективно использовать ресурсы ИБЦ в образовательном процессе.Тем, кто еще сомневается, что перерождение школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр – это требование времени, нужно заглянуть в Лаголовскую школу. Открытый там ИБЦ – это совершенно иная образовательная инфраструктура. Здесь можно проводить круглые столы, работать за компьютерами, причем как индивидуально, так и группой, участвовать в видеоконференциях, ходить на виртуальные экскурсии, а главное – получать информацию как в бумажной, так и в электронной версии, которая необходима для успешной учебы и работы.Ленинградская область
Комментарии