Пять дней в марте в школе №1253 проходил конкурс «Учитель города Москвы-2012». 22-й конкурс в истории столицы, в котором приняли участие 22 конкурсанта из всех округов Москвы.
22 года – это, конечно, солидный срок. За прошедшие годы неоднократно менялись формат конкурса, его условия, количество участников. Но неизменными оставались традиции конкурса. Москва уже была знакома практически с каждым конкурсантом задолго до старта городского этапа: на сайте были выставлены их эссе, презентационные ролики, видеозаписи уроков, актовых лекций, даны ссылка на авторские сайты. На городском этапе конкурсантам предстояло дать мастер-классы, выполнить задание жюри в режиме импровизации, высказать свои идеи в рамках «круглого стола». Открытие конкурса было по традиции по-домашнему теплым и радушным. Ведущие – традиционно учитель года Москвы-2004 Андрей Лукутин и директор Центра педагогического мастерства Ольга Шугаева. В зале – члены жюри во главе с ректором РУДН Владимиром Филипповым (в жюри нынче было аж 40 человек, но кое-кто своими обязанностями явно манкировал), небольшие группы сотрудников окружных методических центров (тренеров и консультантов), ну и 22 конкурсанта – такое символическое количество в знаменательный 22-й конкурсный год. А вот за пределами зала – вся Москва, интересующаяся и болеющая за своих педагогов. Все дни конкурса шла трансляция в Интернете, причем картинка и звук были очень качественными, правда, связь иногда подводила, но тут уж ничего не поделаешь. (Кстати, за кулисами конкурса работали визажисты, которые помогали конкурсантам с тем, чтобы на экране они выглядели не хуже телезвезд.) Поздравляя всех с началом конкурса, первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов признался, как хорошо быть гостем на таком замечательном мероприятии и вообще быть причастным к конкурсу в качестве члена жюри, члена оргкомитета и даже просто болельщика: «В этом году много неожиданностей, много новшеств. Конкурс назвали праздником, это действительно праздник педагогического профессионализма, но это еще и нелегкий труд, ведь его участники должны показать свою работу, свой потенциал самым наилучшим образом. Я поздравляю и желаю всем удачи. Непобедителей тут нет, все уже победили хотя бы тем, что вышли на городской этап, что могут показать свои наработки не только всей Москве, но и всей России, которая всегда испытывала интерес к столичному образованию». «Ученик года-2012» Западного округа Кира Луцишина с учетом своего нынешнего конкурсного опыта заметила: «Конкурс – это не соревнование, можно выиграть и стать победителем, а можно стать лучшим учителем, легендой», – и пожелала участникам конкурса сохранить веру в себя, сделать все, что в их силах (а сил у конкурсантов много), сохранить чувство юмора (ведь это основа интеллекта, а интеллект – это скорость реакции и широта ассоциаций). «Будьте сами собой, и вы победите!» – воскликнула Кира, и в ее руках зазвенел колокольчик, возвещая о начале конкурса. Председатель Большого жюри конкурса «Педагог года Москвы», председатель жюри конкурса в номинации «Учитель года Москвы-2012» ректор РУДН Владимир Филиппов говорил о том, что на самом деле жюри готово к объективной работе, к работе по-честному: «Да, конкурс праздник, но праздник еще и в другом понимании этого слова. Всегда праздник, как правило, готовят организаторы, а потом кто-то на этот праздник приходит и отдыхает. В нашем конкурсе нет людей, которые пришли отдыхать, мы все пришли на этот праздник работать. Праздник для участников конкурса заключается хотя бы в том, что, уже войдя в историю московского образования, будучи финалистами из огромного количества педагогов, в эти дни они должны будут показать то новое, хорошее, что потом войдет в систему столичного образования, что станет достоянием широкой педагогической общественности не только Москвы, но и России. Жюри будут выставлять оценки по четырем критериям: глубина и оригинальность содержания, научная и методическая ценность, социальная значимость, умение взаимодействовать с широкой аудиторией. Каждый критерий может оказаться для членов жюри самым важным, членов жюри много, следовательно, объективность итоговой оценки просто гарантирована». Член жюри, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Сергей Кузин не скрывал, что гордится конкурсантами: «Я часто слышу, что в конкурсе удачно сочетаются традиции и новации. В работе учителя тоже есть традиции и новации. Нашему конкурсу исполнилось 22 года, 22 года я выходил перед конкурсантами и говорил приветствие, так как именно 22 года назад наш профсоюз вместе с тогда еще Московским городским управлением образования стал учредителем этого конкурса. Это насчет традиций. А по части инноваций – каждый год я отмечаю для себя все возрастающий уровень участников этого конкурса. Конкурс всегда был разным по методике проведения, по технологии испытаний, по составу и количеству участников, но каждый год уровень интеллектуальности конкурса возрастает. Я хочу пожелать всем нынешним участникам конкурса, чтобы этот состав в этом году был самым высоким по профессионализму, по значимости, по желанию и умению трудиться. Что самое главное в работе учителя? Много есть всего, но две вещи самые важные – это благодарные и счастливые глаза учеников, их радость от общения с учителями, их благодарность учителю за то, что они им дали, и благодарность государства учителям за то, что они дали своим ученикам. Я хочу, чтобы у конкурсантов было много и первого, и второго». Интересным было выступление давнего критика и скептика по отношению к конкурсу «Учитель года» уполномоченного по правам ребенка в Москве (пока в столице нет уполномоченного по правам педагога), учителя математики Евгения Бунимовича. Евгений Абрамович в этом году вошел в жюри, и у него появилась возможность изнутри проверить, есть ли основания для его критики и скептицизм: «Да, скажу честно, что все эти годы проведения конкурса я достаточно осторожно (и можно считать, даже скептически) относился к тому, что происходит, в силу своего немалого учительского опыта. Я всегда был и остаюсь убежденным в том, что урок и работа учителя дело интимное. Оценка труда учителя дело сложное, а проведение этого конкурса, особенно вначале, когда педагоги-конкурсанты пели и плясали, а жюри их за это оценивало, у меня оставляло сложное впечатление. Но время что-то в этом конкурсе, конечно, изменило, самое главное, у меня появился такой серьезный аргумент, как те люди, которые на конкурсе побеждали и выходили в финал, я с ними знакомился, говорил и убеждался, что это действительно отличные учителя. Поэтому в этом году я согласился участвовать в работе жюри, постепенно конкурс становится серьезным и значимым соревнованием, хотя в области педагогической, учительской очень сложно говорить о соревнованиях. Лучшая ученица Западного округа процитировала слова Бориса Пастернака о том, что нужно всегда оставаться собой, поэтому именно этого вместе с удачей я тоже пожелаю конкурсантам». После приветствий на сцену вышли и все конкурсанты, которым предстояло вступить в соревнование, как говорится, с места в карьер. После короткого перерыва начались мастер-классы. Первый мастер-класс дал учитель технологии, заместитель директора по школы №1973 Алексей Комаров, который научил всех конструировать платья для учителей, а последний, 22-й, – учитель русского языка Центра образования №1409 Оксана Дрябина. Чрезвычайно важно, что практически все конкурсанты дали именно мастер-классы, показав себя профессионалами высочайшего класса. Оставалось пожалеть жюри, у которого была трудная задача – определить из 22 лучших пятерку самых лучших, а затем и абсолютного победителя.
Комментарии