Конференция «Совершенствование системы мер по поддержке русского языка в образовательном пространстве Московской области» включила в свою программу пленарное заседание, на котором рассмотрели, как преподавать этот предмет в свете образовательной инициативы «Наша новая школа», и последующую работу по секциям – заседания «круглых столов».
– Новая образовательная инициатива, – заострила внимание участников конференции директор ресурсного центра русского языка МГОУ Марина Мищерина, – призывает нас по-новому взглянуть на самих себя и на наших учеников, призывает нас меняться.Пленарное заседание началось с доклада «Современная школа. Время перемен», который сделала руководитель Управления развития технологий информации и коммуникации Марина Вайндорф-Сысоева. Марина Ефимовна рассмотрела целевые установки развития образования (в соответствии со стратегией социокультурной модернизации образования как реализации целевых установок Послания Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию). В них подчеркиваются приоритет школьного образования, разработка новых стандартов школьного образования как условий раскрытия индивидуальных способностей детей, создание системы поиска и поддержки талантливых детей, ключевая роль учителя в школе.- Обучать детей в нашем высокотехнологичном мире, – заметила Вайндорф-Сысоева, – нужно по-новому, с индивидуальным подходом к каждому ученику, поэтому и школьных учителей тоже нужно учить по-новому.Она рассказала о Московском государственном областном университете как центре инновационного развития образования региона, как активном участнике трансграничного образования, ознакомила с ИК-проектами, которые в нем реализуются, в том числе по повышению уровня квалификации преподавателей вуза и школьных учителей Подмосковья.По видеосвязи приняли участие в конференции специалисты и преподаватели Елецкого государственного университета имени Ивана Бунина. Профессор Зинаида Ларских выступила с докладом «Современные образовательные подходы к изучению русского языка в высшей школе и общеобразовательных учреждениях». Она представила опыт своего вуза по внедрению информационных технологий в образовательный процесс, рассказала о системе научно-исследовательской работы в университете, о тесном контакте со школой, поделилась проблемами вовлечения школьников в исследовательские проекты. После этого видеовыступления Марина Мищерина отметила положительную роль видеосвязи, позволяющей почувствовать, что мы все – единое образовательное пространство, «то, что волнует нас, волнует и наших коллег из ЕГУ».В своей речи «Взгляд неслучайного человека» директор муниципального предприятия «Химкинская теплосеть», куратор школы №18 Химок Вячеслав Кошман затронул проблему недостаточного уровня знаний в области русского языка и в связи с этим поднял вопрос о необходимости сделать русский язык базовым элементом нашей культуры, сформировать на это социальный заказ. Его выступление дало старт проекту «Неравнодушное сердце».Декан факультета русской филологии МГОУ Лев Копосов ознакомил участников конференции со своим исследованием «Абитуриент, которого мы ждем, учитель, которого выпускаем» и полностью поддержал мнение о необходимости придания русскому языку приоритетной роли по сравнению с другими школьными предметами и месте учителя как центральной фигуры в школе.- Основными характеристиками, которыми должен обладать учитель, – сказал Лев Феодосьевич, – являются любовь к профессии, способность заинтересовать своим предметом и высокий уровень профессиональной подготовки. В нашем университете есть все возможности для получения такой подготовки: известные педагоги-ученые, обеспечивающие высокий профессионально-методический уровень преподавания, творческая обстановка сотрудничества между преподавателем и студентом.В заключение он призвал учителей, участников конференции, тесно сотрудничать с преподавателями вузов в деле воспитания хорошего учителя.Заведующий кафедрой современного русского языка Павел Лекант в своем выступлении «Русский язык в современном обществе» акцентировал внимание на разнице понятий «русский язык» и «русская речь», подчеркнув, что нуждается в поддержке не русский язык, а русская речь. Среди признаков ухудшения ее состояния он назвал плохое знание норм русского языка, бедность словарного запаса, большое количество немотивированных заимствований. В конце выступления Павел Александрович задал риторический вопрос: «Кому же, как не школьному учителю русского языка, ставить эту важнейшую задачу – совершенствовать современную русскую речь?»Тема презентации председателя Союза журналистов Подмосковья Натальи Чернышовой звучала так: «Культура СМИ как отражение общей культуры общества». Она указала на необходимость в нашу эпоху – эпоху информационной революции (когда каждый блоггер – своего рода журналист) – развивать медиаобразование. Наталья Александровна подчеркнула необходимость в наше время и для взрослых, и для детей научиться управлять информацией, владеть средствами коммуникации. Она высказала пожелание, чтобы молодые люди учились критически относиться к любой информации. Наталья Александровна рассказала о клубах и школах молодых журналистов, ведущих свою деятельность в Подмосковье, предложила объединять усилия по медиаобразованию и повышению квалификации уже практикующих журналистов.Учитель русского языка лицея №15 Химок Татьяна Крушинская сделала презентацию «Информационные технологии – основа деятельности современного учителя». Она показала интерактивные пособия по морфологии современного русского языка и культуре речи, представленные в виде двух продуктов – плакатов и тестов. Татьяна Федоровна сформулировала идею важности культуроведческого подхода к обучению, то есть познания этикета и реалий своего народа. Она заметила: «В первую очередь мы воспитываем в школе гражданина России».На «круглом столе» «Я – учитель» обсуждали, какими качествами должен обладать современный учитель-словесник, каков вчерашний студент и учитель сегодня; что ждет молодого учителя в школе; педагогическая практика как средство профилизации личности студента; наставничество – день прошлый или завтрашний. На «круглом столе» «Учитель-ученый» подняли вопросы о создании сетевого сообщества учителей-словесников по методике русского языка, литературы, изучения русского языка, формирования навыков научной деятельности учителя.
Комментарии