search
main
0

Время перемен

Нет скучным родительским собраниям!

На сегодняшний день проблема общения и взаимодействия с родителями остается актуальной. Да и посещаемость родительских собраний в школах стабильно низкая. Почему так происходит? Конечно, есть ряд причин. Например, занятость на работе, «мой ребенок отличник», просто не с кем оставить младших. Но задумываемся ли мы о том, что причина может заключаться и в нас, то есть в учителях?

Согласитесь, многие из нас, в свое время и я не исключение, придерживаются традиционной формы проведения родительского собрания. Мамы, папы, бабушки и дедушки на протяжении 1-1,5 часа сидят за партами и слушают монолог классного руководителя об учебных результатах и проблемах внутри коллектива. В лучшем случае учитель изредка обращается к слушателям с вопросами.

Опыт показывает, что такие собрания требуют наименьшей подготовки со стороны учителя. Но дают ли они желаемый результат? Много ли родителей охотно посещают собрания? Мой ответ: нет. Именно такое положение дел и побудило к переменам.

 

Простые решения

В первую очередь необходимо обратить внимание на размещение родителей. На мой взгляд, обязательно должен быть организован круглый стол, чтобы каждый мог видеть и слышать остальных, а не дышать в спину. Также нужно минимизировать монологическую речь учителя и предоставить возможность высказаться каждому. Важно, чтобы родители были вовлечены в диалог, сотрудничали с учителем и друг с другом, свободно высказывали мнение и представляли свои идеи.

Родителям интереснее посещать активные собрания, где каждый задействован, а время пролетает незаметно. В современном мире мы имеем достаточно возможностей для того, чтобы оперативно сообщить всем родителям сразу или индивидуально информацию о проблемах или успехах, о ситуации в классе. Так, я предпочитаю общение в беседе ВКонтакте, а информирование об учебных делах конкретного ребенка уже в личных сообщениях или с помощью телефонного звонка его родителям. На родительских собраниях предлагаю к обсуждению и решению вопросы организационного, а также воспитательного характера.

 

Идеи для встреч с родителями

Универсального совета для организации лучшего родительского собрания у меня, к сожалению, нет. Однако есть свой небольшой опыт и опыт других педагогов.

Для себя я открыла несколько форм взаимодействия с родителями, которые позволяют «разбудить» и побудить к сотрудничеству: быстрый ответ, ролевая игра и собрание как коллективное творческое дело (КТД).

Форма «быстрый ответ» очень удобна при решении таких организационных вопросов, как выбор подарков детям. Для реализации необходимо подготовить карточки трех цветов: красные – «нет/не согласен», желтые – «не знаю/сомневаюсь», зеленые – «да/согласен». Приведу пример использования формы. Учитель сообщает: «Приближается Новый год, нужно определиться с выбором подарка, который принесет Дед Мороз детям в школу. У вас на столе лежат карточки. Если вы согласны с утверждением, поднимите карточку «да», не согласны – «нет», а если затрудняетесь ответить – «сомневаюсь». Выбор подарка осуществляется по количеству набранных голосов. Утверждения:

Наша семья предпочитает дарить детям подарки, направленные на развитие интеллекта.

Наша семья предпочитает дарить детям подарки, направленные на развитие творческих способностей.

Наша семья предпочитает дарить детям сладкие подарки.

Главная задача учителя – сформулировать утверждения так, чтобы побудить присутствующих быстро принять решение.

Ролевая игра же предполагает распределение ролей между родителями. Учитель тоже может поучаствовать. Приведу пример использования такой формы взаимодействия на родительском собрании по теме «Стоп буллинг. Остановим травлю». Распределяются роли: изгой, преследователь, свидетели. Далее педагог выдает некоторым «ученикам» листки с указанием дальнейших действий из разряда: «Вы являетесь учеником 1, вам нужно сесть за первую парту». Другим родителям-участникам предлагаются такие действия: «Подойти к ученику 1 и смахнуть все принадлежности со стола», «Подойти к ученику 1 и спрятать пенал» и так далее. Мы моделируем ситуацию травли ребенка в классе, пытаемся представить и прочувствовать внутреннее состояние ребенка-изгоя и других участников. После проигрывания обязательно нужно обсудить произошедшее. Здесь уже задействованы все родители: игравшие учеников и оставшиеся в роли свидетелей.

Постепенно на родительском собрании мы перешли к КТД. Совместная работа привела к созданию информационных плакатов для наших детей на тему буллинга. Были предложены, а в дальнейшем и выстроены алгоритмы воспитания ребенка в школе и дома.

 

Закрепляем успех вместе

Могу смело назвать свою практику успешным кейсом. Организовав и проведя нетрадиционные, но, по оценкам родителей, интересные собрания, нам удалось выйти на новый уровень взаимодействия. Коллективно был придуман и реализован проект «Комфортная образовательная среда в школе». Мы красочно оформили фойе 1‑го этажа начальной школы. Стены преобразили в домики, где теперь живет таблица умножения. Таблица умножения на стене – это не просто эстетичный вид фойе, это еще и помощь учителю в обучении, а ученику – в учении.

Проект действительно помог мотивировать учеников к изучению основ математики. Результат диагностики показал, что теперь каждый ребенок из нашего класса отлично владеет материалом. Путем использования новых форм были закреплены зародившиеся еще на собрании взаимопонимание и сотрудничество между педагогом, детьми и родителями.

Считаю, что нетрадиционные собрания с разнообразными формами взаимодействия помогают объединить родителей, создать положительный эмоциональный фон детско-взрослого коллектива, побудить к новым совместным проектам, к интересным мероприятиям в классе. С каждым вновь организованным родительским собранием вы увидите все большую вовлеченность родителей. В моем случае активно стали подключаться папы, о чем раньше я могла только мечтать.

Ульяна КОВАЛЕНОК, учитель начальных классов, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте