На VIII отчетно-выборной конференции Восточной окружной территориальной организации Общероссийского профсоюза образования с докладом выступила ее председатель, заместитель руководителя Общественного совета Департамента образования Ольга ТРИШИНА.
«5 правил»«Система»Не остановить стремительный бег времени, не вернуть того, что было недавно, но есть ускорение сегодняшнего дня, громадная вера в будущее. Все пять лет (с 18 июня 2009 года) прошедшего отчетного периода мы работали с постоянным ускорением. Минуты составляли часы, часы – дни, дни – годы. 1235 рабочих дней мы делали вместе «необходимое», решая вопросы защиты и социализации сотрудников системы образования округа, радовались удачам, огорчались ошибкам. Из этого складывались результаты нашего труда. Какие они? Безусловно одно: профсоюз Восточного округа работал самоотверженно, многие педагоги проявляли инициативу, доверие и верность профсоюзу.Думая о нашей территориальной профсоюзной организации, я поняла, что суть жизни любого человека не только его личная жизнь, но и реализация своих человеческих возможностей в создании социально значимых программ. «Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Эти слова великого современника Дмитрия Лихачева, как никогда, относятся и к нам. Миссия профсоюза ВАО служить педагогу, ведь профсоюз – это и объединение по профессиональному принципу, это и защита и поддержка тех, кто в ней нуждается. Пятилетний период был направлен на совершенствование организации системы работы, структуры управления, создание единой профсоюзной команды. Система работы и управление системой – это то, что лежит в основе ТПО ВАО: это наши правила и законы.Считаю, что единое планирование дает возможность нашей организации развиваться и укрепляться гораздо быстрее. Недаром слова «наши планы – ваши планы» определяют один из главных подходов к планированию. Уже в сентябре каждая организация имеет план на учебный год и планируют работу первичные профсоюзные организации.Системное планирование и подход при подготовке и проведении мероприятий, комплексное распределение ответственности за реализацию программ давали нам возможность достигнуть цели – создания единого, мобильного, работоспособного коллектива. С этим коллективом мы шаг за шагом шли вперед, путь этот был непрост.Те существенные перемены, которые произошли в системе образования за последние пять лет, проще решать при наличии единомышленников. Работа по кардинально новым направлениям заставила нас пройти непростую школу жизни. Все было, как в походе: трудности проверяли нас.Основные задачи, поставленные перед первичными организациями, поменяли вектор их деятельности, на первый план сегодня поставлены задачи: участие председателя первичной профсоюзной организации в управлении образовательной организацией; создание первичных профсоюзных организаций в образовательных комплексах; финансово-экономические вопросы первичной профсоюзной организации; вопросы содержания работы первичной профсоюзной организации; деятельность по социальному партнерству, составление и реализация совместно с работодателем локальных актов: коллективный договор, приложения к коллективному договору; информационная деятельность ППО.Эти и многие другие задачи, стоящие перед председателями первичных профсоюзных организаций, мы решали оперативно, используя современные информационные технологии, постоянно издавая методические рекомендации. Как только в округе стали создаваться образовательные комплексы, мы подготовили шесть методических разработок о работе профкома в условиях комплекса; рекомендации по реорганизации первичной профсоюзной организации, о финансовой деятельности организации, о совместной деятельности профкомов, о проведении отчетно-выборной кампании, рекомендации по составлению коллективного договора и локальных актов организации.За два последних года сотрудники аппарата посетили более 200 организаций для оказания помощи профкомам в условиях реорганизации.Одной из существенных мер по обучению, планированию работы на год, оказанию методической помощи председателю первичной профсоюзной организации стал наш «Дневник председателя», который мы издаем вот уже шесть лет. На самом деле это настольная книга председателя первички.«Программный подход»Стратегией в работе стало внедрение профсоюзного влияния в жизнь каждого педагогического коллектива, каждого педагога, особенно молодого педагога. Это было необходимостью. В эти годы родилось много окружных программ, сегодня нашими трендами стали создание базовых учреждений по охране труда, базовых учреждений по работе с ветеранами, по социальному партнерству, по работе с молодыми педагогами, фестиваль по социальному партнерству, конкурс «Мисс дошкольница», газета «Профсоюз – это мы», 1 Мая и многие другие. В этом году мы вместе с Дворцом творчества им. Косарева реализовали новый проект «Новое время – учитель и дети». Традиции сближали педагогов, развивали работу по социальному партнерству, формировали молодые кадры. Количество участников профсоюзных программ росло год от года.Традицией округа стали проводимые дважды в год конференции. Задачи конференций – в сентябре дать старт новому учебному году, определить ориентиры, в мае – подвести итоги работы.Одна из задач программного подхода – обучение профсоюзного актива организаторским навыкам. Организацию, проведение этих программ обеспечивали для образовательных учреждений комиссии комитета, уполномоченные районов, при активном управлении членов аппарата территориальной организации, а также школы и дошкольные учреждения, ставшие победителями конкурса «Лучшая первичная профсоюзная организация». Каждый член нашего профсоюзного актива имеет определенный на учебный год профсоюзный проект, работа над которым раз от раза модернизируется. Понимание целей и задач организации, участие в проектах дают возможность каждому председателю ППО осознать, что от него требуется, каких результатов ожидают. Так, укладывая свой кирпичик, пять лет мы строили свой профсоюзный дом.С 2010 по 2012 год нам удалось стабилизировать численность членов профсоюза в организациях, сегодня она составляет 87,9%. Гордостью профсоюза округа в работе по социальному партнерству стало увеличившееся число членов профсоюза в 81% организаций. В этих организациях численность членов профсоюза составляет от 51 до 100%. За отчетный пятилетний период в 37% организаций все сотрудники стали членами профсоюза.Концепцией территориальной профсоюзной организации предусмотрены инновационные подходы к планированию, участию в реализации планов всех структурных и общественных звеньев, входящих в нашу организацию. В кадровой линейке на всех общественных постах стоят подготовленные к общественной и организационной работе педагоги.«Обучаясь, двигаешься вперед»Современному председателю первичной профсоюзной организации необходимо постоянно учиться. Большинство разделов и статей Трудового кодекса РФ, документов всех уровней последние пять лет определяют и регулируют сферу деятельности профсоюзов. На протяжении многих лет в округе проводится университет правовых знаний. Основными темами отчетного периода стали «Правовое регулирование труда работников образования», «Экономическое образование», «Организационная работа». Последние два года цикл семинаров мы проводили и для руководителей образовательных организаций. Впервые в этом году состоялся двухдневный семинар для молодых руководителей образовательных организаций. Большую помощь в проведении семинаров оказывает Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования. Привлекая профессионалов для участия в семинарах, мы повышаем уровень полученных знаний. В учебе принимают участие директор муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства ВАО А.Раевская, управляющий ДО Куйбышевского отделения (ОАО) Московского индустриального банка С.Ковылина, сотрудники управлений социальной защиты и пенсионного фонда ВАО, Московской городской организации профсоюза.Качество работы первичек напрямую зависит от правовой грамотности председателя, умения планировать, координировать работу в объединенной профсоюзной организации, информировать коллектив о делах территориальной и городской организаций.Следует отметить, что за эти пять лет вырос профессиональный уровень председателей первичных профсоюзных организаций и актива, каждый председатель составляет важное звено в решении многопрофильных социальных вопросов, основанных на законодательной базе. Ежегодный мониторинг показал, что по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросло число авторитетных председателей; 91% председателей школ и 76% председателей дошкольников на «отлично» прошли собеседование по итогам года.«Мотивация»Сегодня на первом месте по значимости задач для ТПО ВАО стоит окружная комплексная программа по мотивации профсоюзного членства. Стремясь к обеспечению высокого качества управления образовательным комплексом, администрация вовлекает общественную организацию в процесс развития, управления учреждением. Многое в работе профсоюза образовательного комплекса зависит от председателей и руководителей. Этот процесс требует от первичной профсоюзной организации сотрудничества с работодателем, от профсоюзного лидера – работы над собой.Все это нацеливает нас на индивидуальный подход в работе с председателями профсоюзных организаций комплексов. Воспитание профессионалов своего дела – наша первоочередная задача. За эти годы многие председатели стали победителями конкурса «На лучшую профсоюзную организацию».Анализируя итоги анкетирования, проведенного перед конференцией, мы увидели, что 71% педагогов оценили работу председателя первички положительно, знают о городских и окружных программах.«Корпоративная культура»Одной из задач, поставленных на прошлой конференции, стало создание корпоративного коллектива педагогов. Суть нашей работы прежде всего в отношении к людям, поэтому создание уникальной корпоративной культуры – необходимость сегодняшнего дня.Так же и в школе, педагог, ставший председателем ППО, находится в постоянном общении, от него зависит культура первичной профсоюзной организации, продвижение вопросов мотивации, причастности к созданию коллектива.Открытость профсоюза – одна из главных задач. Нельзя председателю ППО быть одному во всех лицах. Все окружные мероприятия должны быть достоянием заместителей председателя, всех членов профсоюза. Работа председателей ППО образовательной организации должна быть клиентоориентирована, построена на создание общего, единого коллектива.За пять лет, решая проблемы повышения культурного уровня педагогов, изучения имиджа учителя, мы провели 1023 мероприятия: посещение театров, выставок, знакомство с национальной культурой.К сожалению, проблемой остается стиль взаимоотношений в коллективе: противоречия, возникающие среди педагогов, подчас бывают основаны на отсутствии гласности и справедливости, интеллигентности и культуры общения. Это становится поводом для выхода из профсоюза, развития конфликтов.Председателю и профкому ОУ надо быть действительно социальным партнером с работодателем, уметь с ним договариваться. Консолидация в работе по выполнению коллективного договора и локальных актов позволяет укрепить организацию.«Проверка на прочность»Одна из китайских мудростей гласит: «Я не желаю тебе жить и работать в век перемен». Но последние пять лет, а это как раз период, прошедший после предыдущей конференции, стал временем перемен, проверкой на прочность. По итогам 2013 года мы имеем в округе три группы организаций, дающих картину работы по социальному партнерству: первая группа – от 80 до 100% членов профсоюза, вторая группа – от 50 до 80 процентов, третья – от 20 до 50%. Первая и вторая группа насчитывают 82%. Эти цифры как нельзя ярче говорят о стабильности коллективов, о понимании значения социального партнерства в педагогическом обществе, о готовности коллективов к реалиям сегодняшнего дня.Очевидно, что введение новой системы оплаты труда, распределение нагрузки, участие в аттестационной комиссии, в управляющем совете, вопросы эффективного контракта требуют совместной деятельности работодателя и представителя работников. Вопрос повышения оплаты труда всегда был основным лозунгом профсоюза. За последние три года зарплата у педагогов повысилась в 1,8 раза. Она стала такой же, как в промышленности. Это большое достижение. Однако отсутствие справедливого распределения и гласности в вопросах оплаты труда, стимулирующих выплат и премий вызывает немало вопросов у педагогов. Из-за отсутствия гласности, коллегиальности, большой дифференциации в выплатах возникают конфликты, имеющие разрушительную силу. Еще не все профкомы могут отстаивать интересы работников.Хотя результативность, объемы выполняемых работ, естественно, должны поощряться, возникает основной вопрос для социальных партнеров: разработка локальных актов организации. Они составляются до коллективного договора, однако коллективные договоры требуют внесения конкретных условий в части сроков зарплаты, выплат разного рода.Объединение, слияние образовательных организаций в комплексы, создание объединенной первичной профсоюзной организации, а затем работа по планированию, анализу и контролю огромного коллектива – это новая задача для всех нас. Созданная программа по мотивации, традициям, сетевое взаимодействие, инновации, интегрированные подходы станут для нас основными формами работы. Но нельзя забывать, что профсоюзный комитет после реорганизации должен быть представительным органом учреждения и объединять более 50% членов профсоюза, это необходимо записать в коллективный договор.Оптимизация штатов, аутсорсинг, переход педагогов и других работников в учреждения и организации, не входящие в систему Департамента образования повлекли сокращение педагогов, как членов, так и не членов профсоюза. Но, я надеюсь, мы сможем сохранить процент членства в профсоюзе за счет роста его в учреждениях второй и третьей группы организаций. Главной задачей будет система электронного учета членов профсоюза. Сегодня мы уже ведем картотеку учреждений, проводим учет по социальным картам.В моих руках отзыв: «Профсоюз – необходимость для молодого педагога. У него образуется много свободного времени, и он не знает, чем себя занять. Жизнь становится серой и однообразной. Профсоюз помогает ощутить свою значимость, раскрыть таланты, завести новые знакомства. Профсоюз – это шаг к успеху, который необходим каждому из нас».
Комментарии