search
main
0

(время “О”)

Ошибка Дионисия Малого

Наше летосчисление идет от Рождества Христова. К сожалению, в Новом Завете нет точной даты рождения Христа, но

евангелисты указывают довольно точные цифры Его жизнедеятельности, из которых следует, что во время начала служения Иисусу было тридцать лет (Лука 3. 23), а само служение, судя по тексту Иоанна, продолжалось примерно три года. Таким образом, получается, что распят он был в 33 году н.э., в возрасте тридцати трех лет. Достигая этого возраста, многие из нас особым образом чувствуют его, вспоминая, что 33 года – это возраст, называемый нами возрастом Христа. Однако существует мнение, что, когда Иисусу было 33 года, шел не тридцать третий год н.э., а иной…

Дело тут в том, что в начало летосчисления вкралась досадная ошибка, из которой следует, что Христос родился в 3 – 4 г. новой эры. (Иногда называются и иные цифры начала летосчисления). Напомню, как случилась эта оплошность. Известно, что около 535 года монах Дионисий Малый произвольно вычислил дату рождения Иисуса Христа и предложил ввести летосчисление от этой даты. По тем временам Дионисий Малый был выдающимся прогрессивным богословом. Его перу принадлежит и собрание 50 апостольских правил. В VI веке католическая церковь приняла его расчеты как единственно верные и содействовала распространению его системы в европейских странах. Таким образом, эта небольшая неточность в летосчислении вошла в мировой обиход и укрепилась в нем. Когда ошибку обнаружили, то к ней отнеслись по-разному: кто-то с ней не согласился, считая расчеты Дионисия Малого вполне приемлемыми, кто-то стал требовать пересчета летосчисления. Вопрос об исправлении календаря дебатировался на пятом Латеранском соборе в 649 году.

Однако считать, что ошибка в летосчислении сделана Дионисием Малым, будет неверно, так как его расчеты напрямую связаны с календарем, принятым в 325 году на знаменитом Никейском церковном соборе, на котором был утвержден первый христианский календарь. Различного рода неточности этого календаря, а вослед за ним и пересчеты Дионисия Малого стали на несколько столетий предметом разногласий и споров богословов. В начале XVI века Николай Коперник был приглашен церковью к обсуждению этого вопроса, ему предлагалось представить свое мнение о необходимости календарной реформы. Коперник считал, что длина года еще недостаточно точно известна, чтобы исправлять действующий календарь. Однако в конце века, уже после смерти Коперника, реформа была проведена. Было это в 1582 году при папе Григории XIII. Это летосчисление с тех пор считается григорианским. С этого времени григорианская система вошла в практику католической церкви. С XVI века ее приняла вся Европа. Россия, жившая по юлианскому календарю, который вел летосчисление не от Рождества Христова, а от сотворения мира, продолжала жить по старинке. Новый год у россиян тогда начинался в сентябре. С 1700 года Петр I ввел новое, принятое в Европе, летосчисление в России.

Казалось бы, все встало на свои места. Но и григорианское летосчисление нельзя считать за аксиому, оно, конечно же, относительно. Многие дотошные историки находят в нем ошибки… Их мнению противостоят верующие, которые считают, что уточнения о дне или о годе отсчета летосчисления, иными словами о рождении Спасителя, не имеют большого значения прежде всего потому, что Христос личность бесконечная, нет у него начала, нет у него и конца. Он существовал до своего телесного воплощения и будет существовать вечно. В Евангелии от Иоанна читаем: “Иисус сказал им: Истино говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь”.

У каждого, кто занимался этой проблемой, имеются серьезные аргументы считать год рождения Христа и дату начала летосчисления на свой лад. Однако стоит уяснить, что любое из противостоящих друг другу новых пересчетов оспаривается противоположной стороной, а следовательно, их все можно поставить под сомнение одновременно. Приходится признать, что год рождения Христа, равно как и начало летосчисления – это даты условные.

Галина Дербина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте