search
main
0

Время не ждет

«Учительская газета» продолжает серию публикаций о едином государственном экзамене. Сегодня на наших страницах выступает Дмитрий Гущин – учитель математики Петергофской гимназии императора Александра II (Санкт-Петербург), абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2007», член комиссии по анализу результатов введения ЕГЭ Комитета по образованию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, член команды разработчиков новых КИМов по математике.

Статья содержит специальные формулы, рисунки и символы, не представимые в виде текста статьи сайта. Полностью публикацию читайте в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Только ленивый не участвовал еще в спорах по поводу ЕГЭ, и к настоящему моменту, пожалуй, все содержательные аргументы как «за», так и «против» уже высказаны, причем не по одному разу. Бесконечность этих споров отчасти обусловлена тем, что по понятным причинам большинство россиян не имеют личного опыта сдачи экзаменов в такой форме, а самые ожесточенные споры всегда ведутся о том, о чем у спорящих недостаточно сведений.

Зная ЕГЭ с точки зрения учителя, заместителя директора школы, преподавателя вуза, преподавателя подготовительных курсов, председателя жюри «абитуриентских» математических олимпиад, я не буду включаться в эту полемику. Отмечу только, что большинство выступающих с обеих сторон являются представителями «вузоцентристской» модели школьного образования и, зачастую даже не отдавая себе в этом отчета, предполагают, что если не единственная, то, безусловно, главная цель обучения в школе – усвоение некоторого массива информации. Осознание этого факта принципиально обусловливает взгляд на форму и содержание какого бы то ни было школьного экзамена. И если получить ответ на самый существенный, первоочередной для любой образовательной системы вопрос – зачем мы учим детей и чему мы их должны научить, то все остальные вопросы справедливо покажутся вторичными и не очень сложными.

Полагаю, наш читатель согласен с тем, что любой выпускник школы после 11 лет изучения математики должен уметь считать, читать графики и диаграммы, уметь строить простейшие математические модели окружающей действительности. Проблема состоит в том, что как раз наши выпускники этого не умеют. Конечно, сейчас мы говорим не про лучших из лучших – мы про то, что 25% выпускников не могут решить 7 простейших задач из 26, а 7% не могут решить даже 4 самые простые задачи. Мы говорим про то, что наше «лучшее физико-математическое образование» уже настолько не лучшее, что даже и не образование. Именно это демонстрировал ЕГЭ по математике несколько последних лет.

Представляется, что читатель согласится: сама по себе эта ситуация не изменится, а наиболее быстро и эффективно решить проблему катастрофического падения уровня российского математического образования может только изменение экзаменационного материала, предлагаемого выпускникам школы на национальном экзамене. Именно он задает конечный ориентир, к которому стремятся дети, их родители, школьные учителя и управленцы.

В связи с этим нужно отметить, что варианты контрольно-измерительных вариантов по математике, использовавшиеся на экзаменах в 2001-2009 годах, в целом были составлены грамотно и логично, но… Похоже, что у составителей не было никакой другой идеи, кроме как записать пару десятков заданий в определенном порядке – от простых к сложным. (К сожалению, таковы КИМы почти по всем предметам.) Само по себе это разумно, конечно, но смысл обучения детей в школе не сводится к тому, чтобы научиться отвечать на вопросы, упорядоченные по возрастанию сложности. А экзаменационный материал по математике должен хоть каким-то образом контролировать не только знание формул и теорем, но и то, ради чего мы одиннадцать лет учим математике всех граждан страны. Новая модель контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике, к разбору которой мы вскоре перейдем, отвечает нашим целям куда в большей степени.

Итак, в структуру и содержание экзаменационной работы внесены следующие изменения:

общее число заданий уменьшено до 18;

число частей работы уменьшено до двух;

исключены задания с выбором ответа;

добавлены задания на проверку общематематических компетенций учащихся;

увеличено число заданий с полной записью решения;

увеличена доля заданий по геометрии.

Для чего это было сделано? Чтобы была возможность не гнаться за количеством в ущерб качеству. Чтобы кто-то мог сосредоточиться и, подольше подумав над простыми задачами, верно решить их, в то время как другой, не тратя лишнего времени на несложные задания, более полно проявил себя в решении сложных задач. Чтобы никто не называл национальный экзамен угадайкой и чтобы он даже теоретически ни для кого не мог таковым являться. Чтобы увеличенное число геометрических заданий разного уровня сложности вновь привлекло к изучению этого предмета, столь часто прерывавшееся в последнее время прагматическим «они такие сложные, что все равно на экзамене решить не смогу». Чтобы школьная математика обрела наконец связь с реальностью и чтобы каждый хотя бы отчасти учился и научался тем знаниям, которые действительно необходимы в обычной жизни.

Что делать, если на сегодняшний момент ученики не готовы к экзамену по таким КИМам? Во-первых, понять причины. Отчего ученик не может решить первую, вторую, пятую задачи, соответствующие программе 6-го класса? Их может и должен решать любой разумный человек без какой-либо специальной подготовки. А уж если ребенок и этого решить не может, то и аттестат зрелости ему получать рано. Незрел он еще. Так получается. Тогда вместо того чтобы за высшую математику приниматься, добейтесь сначала усвоения базового материала. Правильно спланировав работу, вы и азы математики с ребенком изучите, и к экзамену автоматически подготовитесь. Мы вообще не придерживаемся мысли, что экзамен – это такое испытание, к которому нужно готовиться много лет (в крайнем случае месяцев), прорешивая тысячи однотипных заданий. Нужно качественно изучать программу, решать задачи из школьных учебников, уделять внимание текущему и обобщающему повторению, заниматься на уроках устной работой, проверять домашние задания – короче говоря, честно делать свою обычную работу. И тогда экзамен не страшен!

СПРАВКА

Новая модель КИМов содержит 18 заданий, сгруппированных в две части.

Часть 1 состоит из 12 заданий типа «В» (задания с кратким ответом).

Часть 2 состоит из 6 заданий типа «С».

Из 18 заданий базовый уровень сложности имеют 12, повышенный – 4, высокий – 2.

Правильное решение каждого из заданий В1 – В12 части 1 оценивается 1 баллом.

Правильное решение каждого из заданий С1 и С2 оценивается 2 баллами, каждого из заданий С3 и С4 – 3 баллами, каждого из заданий С5 и С6 – 4 баллами.

Максимальный первичный балл – 30.

Работа рассчитана на 4 часа (240 минут).

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить усвоение курсов математики 5-6-х классов, алгебры 7-9-х классов, алгебры и начал анализа 10-11-х классов и геометрии 7-11-х классов. При этом, в частности, проверяются умения использовать полученные знания в практической деятельности и в повседневной жизни, а также умения строить и исследовать математические модели.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте