В День российской науки молодые ученые получили Премию Правительства Москвы за 2022 год. Среди 90 молодых ученых-лауреатов есть те, чьи разработки и исследования уже успели себя зарекомендовать на практике.
Сергей Собянин поздравил лауреатов:
– В этом году на каждую премию приходилось более 20 претендентов, и это, конечно, была нелегкая борьба, но вы выиграли достойно. С этим вас с удовольствием поздравляю. Очень важно, что ваши темы очень тесно переплетаются с нуждами страны, нашего города, начиная от таких направлений, как медицина, технология, информационные технологии, математика, биология – самые востребованные сегодня направления. И если мы еще вчера смотрели на все это, знаете, как на такое достойное, важное, но, может, необязательное действие, то сегодня это вопросы независимости нашей страны, ее безопасности и во многом будущего. То, что вы делаете, очень важно для Москвы и России.
История каждой разработки примечательна и необычна, в нее вложили душу те, кто неутомимо изо дня в день воплощал свои идеи, создавая то, что так нужно обществу, людям вокруг. За каждым исследованием годы труда и команда увлеченных энтузиастов.
Научные сотрудники кафедры психологии образования и педагогики МГУ имени М.В.Ломоносова Маргарита Гаврилова и Дарья Бухаленкова занимаются разработкой методического комплекса для диагностики и коррекции индивидуальных траекторий развития детей в различных образовательных средах более семи лет. Сегодня результат этого решения психологов – лауреатов Премии Правительства Москвы за 2022 год стал весьма популярным, ведь он оказался эффективным и качественным.
– В процессе этой работы нам удалось обучить большое количество психологов со всей России, из разных регионов страны использованию методик для профессиональной диагностики когнитивного, эмоционального регуляторного развития детей. Эти показатели очень важны, чтобы понимать, как развивается ребенок, и своевременно оказать ему помощь, если она потребуется. Благодаря нашему проекту теперь психологи в Республике Саха (Якутия), в Пермском, Краснодарском крае и других регионах страны используют инструменты профессиональной диагностики. Наличие объективных данных о развитии ребенка в настоящий момент дает возможность предотвратить возникновение в будущем проблем в обучении, общении и развитии, – поделились лауреаты.
Для психологов, которые находятся в ситуации дефицита научно обоснованной информации для обучения и воспитания детей, ученые запустили уникальный ресурс – телеграм-канал «Растем вместе» (https://t.me/VmesteRastem). На канале регулярно публикуются самые интересные и важные результаты исследований в области детства.
– Почему я пошла в науку? – улыбается Маргарита Гаврилова. – На этот вопрос легко ответить сейчас, когда я уже занимаюсь исследованиями, вижу в этой деятельности массу преимуществ: возможность личной самореализации, удовлетворения личного интереса, любопытства, возможность принести пользу обществу, найти решение существующих общественных задач, возможность помочь людям, например, найти научно обоснованные данные, которые помогут воспитывать и обучать детей более эффективно и гармонично.
Все это девушка-ученый осознала, учась в университете. До этого Маргарита была обычной школьницей и даже не мечтала о научной стезе. Семья ее часто переезжала, и ей пришлось поменять немало школ. Она побывала в детстве и за полярным кругом, и на Дальнем Востоке, и в разных уголках Сибири. Окончив школу в Омске, поступила в МГУ.
– Мне повезло встретить преподавателей-энтузиастов, которые увлечены разработкой эффективных методов обучения и воспитания детей, ставят перед собой настоящие исследовательские задачи и относятся к студентам как к будущим коллегам. Мне посчастливилось учиться у уникальных учителей, таких как Николай Евгеньевич Веракса, Ольга Александровна Шиян, Евгений Евгеньевич Крашенинников, Александр Николаевич Веракса, Игорь Богданович Шиян. Эти люди в огромной степени повлияли на мое профессиональное развитие и позволили обнаружить и применить мой потенциал. Теперь я сама занимаюсь преподавательской деятельностью, веду занятия в университете и очень надеюсь, что смогу принести кому-то из студентов такую же пользу, вдохновив на академическую карьеру, – говорит Маргарита Гаврилова.
Премию в номинации «Наука мегаполису» получил труд «Комплексные исследования состава атмосферы в московском мегаполисе: разработка методов измерений содержания загрязняющих веществ в нижней тропосфере, оценки их эмиссий и численного моделирования и прогнозирования их воздействия на качество воздуха в регионе». Это исследование ведут в Институте физики атмосферы имени А.М.Обухова Российской академии наук заведующий сектором дистанционных исследований состава атмосферы кандидат физико-математических наук Александр Боровский и младший научный сотрудник кандидат физико-математических наук Николай Пономарев.
– Работа нацелена на решение сложной задачи построения системы прогнозирования изменения качества воздуха и образования экстремальных экологических ситуаций, потенциально опасных для здоровья жителей больших городов, – разъясняет Александр Николаевич. – Основой для нее являются результаты мониторинга и моделирования изменчивости состояния атмосферы. Работа включает в себя анализ многолетних данных измерений. Такая система прогнозирования может использоваться при экологическом регулировании работы городской инфраструктуры, распределении квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, проверке соблюдения предписаний. Кроме того, эта система позволит в режиме, близком к реальному времени, уведомлять горожан о качестве воздуха и предупреждать о возможных экстремальных экологических ситуациях.
Эта работа – важный первый шаг к реализации такой новой системы прогноза качества воздуха, которая предоставит новые возможности для развития технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения. Результаты исследований могут быть использованы и при реализации федерального проекта «Чистый воздух», а также Федеральной научно-технической программы в области экологического развития РФ и климатических изменений.
– Я родился в Беларуси, школу и университет оканчивал там, – рассказывает Александр Боровский. – У меня никогда не было проблем с математикой и физикой. После школы хотелось посвятить свою жизнь чему-то прикладному, связанному с окружающим миром. Большое влияние на мой выбор оказал Александр Николаевич Красовский, директор Национального научно-исследовательского центра мониторинга озоносферы и научный руководитель моей дипломной работы. В этом центре я погрузился в задачи и проблемы физики атмосферы, в частности в проблемы озонового слоя, загрязнения приземного слоя атмосферы, разработки методов измерения малых газовых примесей в стратосфере и в приземном слое атмосферы, анализа данных измерений. Затем поступил в аспирантуру Института физики атмосферы имени А.М.Обухова в Москве, где защитил кандидатскую диссертацию и продолжаю работать. Вне работы провожу время с семьей. Растет сын, самый любознательный человек, кого я знаю. Ему очень нравятся различные интерактивные площадки. Были в планетарии, сын остался в восторге. Также проводим дома всяческие опыты, знакомимся с физическими явлениями и законами, стараемся расширять кругозор. Кажется, очень важно сейчас не упустить момент и не заглушить интерес. На какие-то другие занятия времени остается мало.
А коллега Александра Николаевича Николай Пономарев говорит, что его интерес к науке разбудили олимпиады:
– Я родился в небольшом городе Волжском Волгоградской области. В детстве мне всегда нравились точные и естественные науки. В 11‑м классе я заочно проходил обучение в Физико-технической школе МФТИ, затем стал призером олимпиады «Покори Воробьевы горы» по физике, призовой сертификат приравнивался к 100 баллам за вступительный экзамен по физике в ведущих вузах страны. Успех на олимпиаде открыл передо мной двери Московского государственного университета, где в процессе обучения на физическом факультете окончательно определились мои научные интересы.
– Когда я был на третьем курсе, – вспоминает Николай Андреевич, – тогдашний заведующий кафедрой Вячеслав Евгеньевич Куницын познакомил меня и моего сокурсника с выпускником кафедры Николаем Филипповичем Еланским. Николай Филиппович член-корреспондент РАН, профессор, работает в Институте физики атмосферы имени А.М.Обухова, специалист в области исследований состава атмосферы, создатель уникальной передвижной лаборатории мониторинга состава атмосферы TROICA. Встреча с Николаем Филипповичем оказалась судьбоносной и определила тему моей научной работы, которой я занимаюсь и в настоящий момент, – изучение состава городской атмосферы, при этом предполагается совместное использование большого массива данных наблюдений с проведением серий численных экспериментов на современных химико-транспортных моделях атмосферы.
Сейчас Николай Пономарев проходит стажировку в исследовательском Институте EMPA в Швейцарии. Там он осваивает новые модели химической трансформации газовых примесей в приземном слое атмосферы, изучает новые методы исследований загрязнения воздуха.
– В частности, занимаюсь моделированием изменчивости содержания углекислого газа в приземном слое атмосферы, – поясняет российский ученый. – Использование новых моделей и методов открывает возможности для разделения источников загрязнений по происхождению (антропогенные и биогенные), а также для получения отдельных оценок эмиссий загрязнений от этих источников. Такая информация в контексте исследования качества воздуха в Москве позволит учесть фоновые уровни загрязнений, которые обусловлены биогенными источниками, а также уровни загрязнений, которые принесены от источников, расположенных вне мегаполиса. Таким образом, использование новых моделей и методов позволит учесть тонкие эффекты, которые вносят вклад в общий уровень загрязнений в мегаполисе, и более точно оценить влияние на качество воздуха антропогенных источников, расположенных в Москве.
Конкурс на соискание Премии Правительства Москвы молодым ученым проводится с 2013 года. Она ежегодно присуждается за достижение выдающихся результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области естественных, технических, медицинских и гуманитарных наук, за разработку и внедрение новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ, содействующих повышению эффективности деятельности в реальном секторе экономики и социальной сфере города Москвы.
На получение премии могут претендовать молодые ученые Москвы в возрасте до 35 лет (доктора наук – до 40 лет). Речь идет о научных и научно-педагогических работниках, аспирантах, докторантах, иных специалистах, которые ведут научную и научно-техническую деятельность в организациях науки и высшего образования, расположенных на территории Москвы, а также о специалистах предприятий и организаций, занимающихся экспериментальными разработками.
В 2019 году по предложению мэра Москвы размер одной премии был увеличен с 1,5 до 2 миллионов рублей. В случае присуждения награды научному коллективу она делится поровну между его участниками, дипломы вручаются каждому из них.
Выросло и число премий – с 33 до 50. А вот количество номинаций остается неизменным – 22, в том числе 11 номинаций в области исследований и столько же в области разработок.
За время проведения конкурса на соискание премии в 2013‑2022 годах было подано более шести тысяч заявок. Награды удостоены 604 молодых ученых. В 2022 году поступило 1123 заявки от сотрудников 210 организаций. Лауреатами стали 90 молодых ученых, чьи разработки и исследования уже успели себя зарекомендовать на практике.
В 2020 году был создан Совет лауреатов Премии Правительства Москвы молодым ученым. Его основные задачи – популяризация науки, вовлечение учащихся в научную деятельность, повышение качества образования. Члены совета активно участвуют в реализации таких просветительских и профориентационных проектов, как «Субботы московского школьника», «Ученые в школы», Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+, а также в подготовке научно-популярного журнала «НАУ. Путеводитель по науке в Москве».
Москва обладает одним из наиболее мощных интеллектуальных и технологических потенциалов среди мегаполисов мира. В столице расположена 851 научная организация – 20,3 процента всех организаций, выполняющих исследования и разработки в России. В их числе академические и научно-исследовательские институты, национальные исследовательские университеты и ведущие вузы страны.
В Москве работают 33,2 процента научных кадров страны, в том числе 44,7 процента докторов наук и 38,5 процента кандидатов наук. В столичных вузах обучаются 19,7 процента студентов и 29,4 процента аспирантов России.
Правительство Москвы придает большое значение развитию науки и стимулированию научного труда.
Крупнейший проект ближайших лет в сфере развития науки – создание инновационного научно-технологического центра Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова «Воробьевы горы». 25 января открыт кластер «Ломоносов» – флагман инновационного центра МГУ. На его территории планируется разместить девять кластеров общей площадью 479 тысяч квадратных метров.
Масштабными научно-инновационными проектами являются строительство нового кампуса Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана и Национального космического центра, создание производственных кластеров фотоники, электромобилестроения, фармацевтики, беспилотных летательных аппаратов, а также поддержка развития технологий искусственного интеллекта.
Огромным пространством для развития прикладной науки и инноваций являются более 40 московских технопарков, в которых разместили свое производство более 2100 высокотехнологичных компаний, создано около 70 тысяч рабочих мест.
Экосистема поддержки научно-исследовательских разработок в сфере здравоохранения включает выделение грантов научным командам медицинских организаций Москвы. В 2022 году по результатам конкурсного отбора гранты получили 34 городских медучреждения, всего заключено 79 соглашений на общую сумму 2,3 миллиарда рублей. На данный момент завершена реализация семи научно-практических проектов.
Кроме того, Правительство Москвы регулярно выделяет гранты вузам и научным организациям. В 2022 году на развитие и популяризацию науки выделили 811,8 миллиона рублей. В частности, предоставлено:
– 265 грантов на развитие системы профильного и предпрофессионального обучения;
– 44 гранта на популяризацию науки, а также сопровождение и реализацию программ дополнительного образования учащихся, в том числе на базе центров технологической поддержки образования.
В 2022 году состоялся XVII Всероссийский фестиваль Nauka 0+, который прошел на 90 городских площадках. Мероприятия фестиваля в смешанном формате (онлайн и офлайн) посетили более 16 миллионов участников.
Крупнейший совместный проект Правительства Москвы и научного сообщества – предпрофессиональные классы городских школ (академический, космический, курчатовский, инженерный, новый педагогический, медицинский, ИТ- и кадетский классы), в которых обучаются более 52 тысяч школьников. Партнерами предпрофессиональных классов выступают ведущие вузы и научные организации города. К преподаванию в предпрофессиональных классах активно привлекаются ученые и практики.
В рамках проекта «Московский предуниверсарий» с 2013 года на базе столичных вузов открыты профильные классы для обучения старшеклассников. В проекте участвуют 15 вузов: МГУ имени М.В.Ломоносова, Российский университет транспорта, Российский государственный гуманитарный университет, Московский инженерно-физический институт, Российский государственный университет имени А.Н.Косыгина, Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный лингвистический университет, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Московский авиационный институт, Московский финансово-юридический университет, Государственный университет управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Под руководством преподавателей вузов более 6,5 тысячи школьников занимаются практическими работами в лабораториях, делают учебно-исследовательские проекты, а также участвуют в научных студенческих объединениях.
В 2022 году в московских школах состоялось 130 лекций представителей научного сообщества – от молодых ученых до профессоров Российской академии наук. Их посетили более двух тысяч учащихся. Ученые рассказали школьникам о новых разработках и передовых технологиях, а также помогли сделать осознанный выбор образовательной траектории в сфере науки.
С начала реализации проекта «Субботы московского школьника» в нем приняли участие свыше 1,4 миллиона человек. Участники проекта посещают ведущие научные организации, совместно с учеными и представителями вузов проводят практикумы и лабораторные эксперименты, обсуждают наиболее актуальные достижения и вопросы развития современной науки.
Научно-популярный журнал «НАУ. Путеводитель по науке в Москве», издаваемый раз в два месяца, помогает сориентироваться в многомерном пространстве московского образования и науки, а также из первых рук получить информацию о важных открытиях и пути к ним. В рамках проекта также выходят курсы видеолекций, на которых ученые и популяризаторы научного знания рассказывают о своих исследованиях и разработках.
Лариса ЛИХАЧЕВА
Комментарии