Вопрос актуальности преподавания латинского языка вызывает с течением времени все больше споров. Причем это касается не только вузов, но и школы. Английский – безусловно, в наших реалиях без него никак. Судя по политике и экономике последних лет, хорошо бы еще и китайский. А вот древнегреческий или язык давно ушедших в небытие римлян – зачем?
По личным ощущениям – латынь наряду с другими мертвыми языками входит в моду и становится чем-то вроде дорогого и редкого сувенира, которым хозяева не прочь похвастать перед гостями. Хорошо это или нет, вопрос уже совершенно иного плана. Многие, наверное, ответят: лучше все-таки изучать латынь, нежели увлекаться каким-нибудь гораздо менее полезным и не столь безопасным делом.Но, если задуматься, не все склонны называть возвращение к латыни делом безопасным, в особенности те, кто болезненно реагирует на всякое упоминание о религии и непременно отметит связь между древними языками и церковностью. Религиозность тоже входит в моду, в особенности ее всевозможная атрибутика, и если раньше, к примеру, нательный крестик потому и называли нательным, что прятали под одеждой поближе к сердцу и подальше от сторонних глаз, то теперь нередко можно наблюдать некое соревнование – у кого крест побольше, да потяжелее, да с бриллиантами.Впрочем, отчего мы говорим, что латинский, греческий и прочие языки мертвы? Они настолько органично и прочно вошли в нашу жизнь (или, точнее, не уходили из нее вовсе?), что большинство из нас не замечают и не знают даже, наследием кого мы пользуемся так привычно.Чем больше знает человек, тем более развит его интеллект. С этим вряд ли можно поспорить. Но, наверное, истинный интеллектуал самостоятельно приходит к мысли, что желает что-то изучить, будь то латынь или строение адронного коллайдера. И навязывание здесь не к месту. При этом не могу не согласиться: знание древних языков, по крайней мере в какой-то степени, очень полезно для людей, связанных не только с филологией, но и с многими иными сферами деятельности. Как же решить эту проблему? С точки зрения учителя, предметов все больше, часов все меньше, и вряд ли кому-то придет в голову пожертвовать музыкой или природоведением ради часа латыни. Главный же вопрос – кому доверить преподавание древних языков. Человека с достаточной квалификацией, несомненно, найти весьма сложно. И большой вопрос – пойдет ли этот человек в школу работать за мизерную зарплату, да еще и временами выслушивая нелестные комментарии своих коллег (тех, у кого этот час забрали). Пожалуй, одним из возможных выходов было бы привлечь к этой работе учителей-словесников. На добровольной основе. Как правило, в вузах на филологических факультетах все же даются основы знания древних языков, необходимые хотя бы для ознакомления. Не сомневаюсь, воплотить эти идеи в школе может взяться только энтузиаст, сам тяготеющий к латыни. Каких-то учебников, больше уделяющих внимание истории языка, проводящих параллели с древними языками, углубленно рассказывающих о происхождении слов, ждать едва ли приходится. Мне видится один выход – каждый учитель должен сам, в индивидуальном порядке, подбирать материал для своих занятий, включая туда те элементы латинской и греческой филологии, которые его дети в состоянии усвоить. Дело сложное, кропотливое, но благородное, потому что действительно развивает учащегося. Но здесь встает другая проблема – мотивация. На изучение действующего и популярного иностранного языка мотивировать гораздо легче (если не детей, то родителей).Пусть в меня бросят камень, но я считаю, время древних языков не прошло, скорее еще не пришло. По крайней мере, говоря об основной массе учащихся и студентов (оставим пока узкие специальности, где подобные знания необходимы и до сих пор успешно преподаются). Остается надеяться: когда-то, в светлом будущем, когда более или менее успешно решим насущные вопросы, то мы сможем заняться и латинским, и древнегреческим… При условии, что останется еще кто-то, способный этим заниматься.
Татьяна БЕРДНИК, учитель русского языка и литературы, с. Чигири, Амурская область
Комментарии