Каждый учитель был когда-то студентом, но студенчество было у всех разным: кто-то целыми днями учился педагогической теории, а кто-то сразу бросился получать практику. Одним из тех, кто предпочел в свое время практику теории, стал учитель истории и обществознания школы №851 Иван ОРЕХОВ, который не только поделился историей своего пути от обычного вожатого до руководителя программы лагеря, но и рассказал о преимуществах работы вожатого для будущего педагога.
– Иван Дмитриевич, когда вы были последний раз в детском лагере и в какой роли?
– Моя последняя смена была в августе 2020 года, я поехал вожатым, несмотря на то что уже тогда долгое время работал на руководящих должностях в системе детского отдыха. Тогда очень интересно было посмотреть на работу лагеря в условиях пандемии. Да, она внесла некоторые коррективы в работу лагеря. Дети жили по три человека в комнате, родительские дни были отменены, ежедневно проводились проверки от госорганов, мониторинги здоровья вожатых, сотрудников и детей. Но даже эти меры безопасности существенно не изменили привычный для всех нас быт пионерского лагеря. Все понимали, что это временные, но необходимые меры и, как только ситуация в стране нормализуется, мы вернемся к привычному отдыху.
– Согласен, мы тогда все этого очень ждали. Я знаю, что это далеко не первая ваша смена, до этого вы работали в лагерях Мосгортура, верно?
– Кстати, дипломированным вожатым я стал именно благодаря Мосгортуру. За год до изучения модуля «Основы вожатской деятельности» в МПГУ я по совету знакомых отправился в Мосгортур и выучился на вожатого. С тех пор, то есть с 2019 года, ездил в разные лагеря.
– По проложенному маршруту или каждый раз в разные?
– Каждый раз в разные: я состоял в вожатской команде при Мосгортуре и отправлялся в лагерь вместе с командой: куда направят – там и работаем. В 2020 году из-за пандемии Мосгортур не смог организовать смены, но я не хотел пропускать лето, разузнал, какие лагеря принимают вожатых, и отправился работать в «Салют» в Московской области.
– Вы можете назвать себя опытным вожатым?
– Я считаю, что любому вожатому, даже самому опытному, есть к чему стремиться. Тогда, до смены, я считал себя таковым, пока не познакомился со своей напарницей. Представляете, она работала вожатой более 6 лет! Какой опыт! Именно таким людям нужно работать на старших отрядах.
– А у вас были старшие дети на смене? Как вы с ними справились? Или предпочитаете работать с ребятами помладше?
– Да, у нас тогда как раз были старшие подростки – 15‑17 лет. Мы с напарницей отлично сработались, и смена прошла хорошо. Я в принципе считал себя вожатым-универсалом: мог работать в любых условиях с детьми из самых разных семей, в том числе с ребятами из Центра содействия семейному воспитанию и с детьми с синдромом Дауна, поэтому для меня нет какого-то привычного возраста, трудности мне были не страшны. Я считаю, что все дети по-своему хороши, от ребят любого возраста можно что-то для себя почерпнуть.
– Многие учителя, бывшие вожатые, признавались, что не прочь поработать с ребятами разных возрастов. Но в процессе работы понимали, что тот или иной возраст – это не для них. И в итоге останавливались на определенной возрастной категории. Как вы думаете, с чем это связано?
– Дело в специфике работы со взрослыми детьми. С ними одновременно и легко, и сложно. Легко потому, что они все понимают и им не нужно долго объяснять какие-то простые истины, как это бывает с детьми. Они уже сами могут тебе что угодно объяснить. И в этом как раз и кроется сложность: у них уже сформировался собственный взгляд на мир. Они считают себя достаточно взрослыми, чтобы не согласиться с твоим мнением, и выражают протест: «Это с маленькими детьми ты можешь сюсюкать и вовлекать в детские игры, дорогой наш вожатый! А я взрослый подросток и не хочу в этом участвовать!» Поэтому их сложнее заинтересовать мероприятиями, ведь многим ребятам они кажутся детскими и недостойными внимания. Особенно когда вожатый всего на пару лет старше. Дети просто не понимают, почему должны его слушать. У таких детей нужно заслужить авторитет, иначе до конца смены не сможешь достучаться до них.
Какой мы можем сделать из этого вывод? На отрядах старших подростков определенно должны работать опытные и продвинутые вожатые, которые смогут быть с ребятами на одной волне. Самое главное – соблюдать границы общения с такими детьми, чтобы они всегда знали, что ты им не только друг, но и наставник.
– За время смены наверняка у вас появились любимчики, а может, и вы сами становились таковым для детей в своих отрядах. Бывало ли, что дети возвращались к вам на следующие смены?
– Специфика работы Мосгортура сводила вероятность встречи со своими детьми, знакомыми по предыдущим встречам, на будущих сменах к минимуму. С детьми я не поддерживал общения. Не знаю почему. Для младших я больше наставник, а у старших своих друзей хватало. А вот с бывшими вожатыми-коллегами мы в постоянном тесном контакте, общаемся много и часто. С некоторыми регулярно общаемся уже о школьных делах.
– Вы часто бывали в лагере, будучи ребенком? Вообще любили ездить в лагерь?
– Я очень часто ездил в лагеря, можно сказать, провел в них все свое детство. Очень не любил уезжать из дома. Прощание с родными на целые две недели каждый раз меня угнетало и расстраивало. Но, оказавшись в лагере, я тут же забывал про свои горести и радовался смене. Уже работая учителем, часто вспоминаю те времена с улыбкой.
– Как вы стали вожатым? Это была случайность или призвание?
– Конечно, призвание! Но и случайности не случайны, как вы знаете. Я прекрасно понимал, что в профессии педагога практика с детьми – дело нужное, тем более что ее всегда не хватает, поэтому решил подойти к этому максимально ответственно. Хотелось посмотреть, смогу ли я работать с детьми и стать хорошим преподавателем. Профессия вожатого, на мой взгляд, прекрасно подходила для своеобразной проверки своих сил. А уже на сменах я убедился, что работа с детьми не просто подходит мне, но и неплохо у меня получается.
– Что вам дала профессия вожатого? Помогают ли вам полученные навыки в повседневной жизни?
– Работая вожатым, я все больше познавал не только детский мир, но и свой собственный. Ведь работа с детьми – это тот труд, который требует максимальной концентрации всех психических и физических сил, и именно в такие моменты ты видишь все свои слабые и сильные стороны. В обычной жизни этот опыт очень помогает. К примеру, после смен я понял, что нерешаемых ситуаций нет. Я стал намного спокойнее, мудрее и рассудительнее, а многие ситуации в лагере требуют наличия именно таких качеств у вожатого.
– Согласны ли вы с тем, что опыт работы вожатым делает педагога конкурентоспособнее?
– А когда практика была во вред? Безусловно, студент – будущий педагог, начавший работать с детьми раньше своих сокурсников, выигрывает во многом. И пока мои однокурсники улавливали связь между школой и вожатством, я уже нарабатывал базу, умел распознавать характеры детей и работать с ними. Благодаря этой работе у меня появились замечательные друзья, я обрел весьма полезные связи.
– Этот опыт, как вы думаете, пригодится вам в дальнейшем?
– Я, конечно, скучаю по лагерным временам, но пора двигаться дальше. Сегодня я учитель-предметник в прекрасной школе №851. Передо мной и моими коллегами каждый день возникает множество задач, которые необходимо решать: экзамены, родительские собрания, подготовка к урокам. Поверьте, они не менее интересны, чем лагерные смены моего студенчества.
Людмила ОСТРОВСКАЯ, методист школы №851
Комментарии