Темп жизни и динамично развивающаяся информационная среда формируют реальность, бросают новые вызовы и ставят перед образованием неожиданные задачи. В школе №1207, объединяя усилия учащихся, педагогов и родителей, мы создаем микроклимат взаимного доверия и единомыслия для решения глобальных задач: подготовить детей к жизни в современном открытом информационном обществе, предоставив им качественное образование; научить их учиться; воспитать достойных граждан великой страны и просто хороших людей, ценящих дружбу, умеющих любить, понимать и уважать традиции, историю нашего государства.
Школа – это важная веха в биографии каждого человека. Я позиционирую нашу школу как школу для всех, где каждый ученик может рассчитывать на получение качественного образования, на понимание, на свое развитие, помощь и поддержку. Основной целью образовательной деятельности нашей школы провозглашаю создание оптимальных условий для развития и самореализации учащихся. Наш коллектив придерживается золотого правила: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Школа №1207 – это место, где общаются единомышленники, люди, близкие по духу и ценностям.Все структурные подразделения школы находятся в районе Орехово-Борисово Южное, одном из окраинных районов ЮАО Москвы, удаленном от исторического центра мегаполиса, от большинства музеев, театров, выставочных комплексов. Все это, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на возможности организации учебно-воспитательного процесса, а с другой – служит мощной предпосылкой сделать именно школу центром не только образовательной, но и культурно-просветительской деятельности, привлекая в качестве ее активных участников и единомышленников различных представителей социума, и прежде всего родителей наших воспитанников, создавая таким образом единую образовательную среду. В то же время в непосредственной близости от школы расположены дендрарий, новый комплекс горнолыжного спорта, историко-ландшафтный комплекс «Царицыно», памятники, связанные с Великой Отечественной войной (девушкам-зенитчицам на Царицынском кладбище; уроженцам местных деревень, не вернувшимся с поля боя, у ККЦЗ «Авангард»); в относительной близости – музей-заповедник «Коломенское». Трудно переоценить образовательный и воспитательный потенциал использования возможностей этих культурно-исторических и природоохранных и спортивных объектов в формировании различных сфер личности обучающихся. Дети у нас разные. И разнородность культурно-образовательного и социально-психологического статуса семей наших воспитанников ставит перед школой задачу формирования образовательного пространства, в котором каждый ребенок чувствует себя одинаково комфортно. Это усиливает роль таких факторов, как эффективная работа психологической и социальной служб, продуманный и максимально разнообразный веер образовательных траекторий, предлагаемых детям, тщательный отбор инновационных педагогических технологий, позволяющих раскрывать потенциал любого ребенка и развивать его природные задатки и возможности. Большинство родителей предъявляют достаточно высокие требования к образованию детей, стремятся дать ребенку не только образование, соответствующее государственным образовательным стандартам, но и создать условия для его дальнейшего развития, реализации его индивидуальных способностей и интересов, удовлетворить потребности в допрофессиональной и начальной профессиональной подготовке, обеспечить социальную адаптацию ребенка.В приоритетах образовательного комплекса:- создание условий для вариативного выбора семьями, проживающими в районе, большего спектра образовательных услуг;- формирование образовательной организации, где будет предоставлена возможность выбора индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся, то есть создание образовательного учреждения с максимальным образовательным пространством для развития личности ребенка;- создание педагогического коллектива, способного транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство;- экономическая эффективность процессов, которая выражается в рациональном использовании финансовых средств, позволяющем рассматривать образование как непрерывную управляемую систему на принципах оптимальности в принятии экономических решений в вопросах формирования кадрового потенциала, создание единой материально-технической базы;- интеграция материально-технических, кадровых и других ресурсов всех объединяемых образовательных учреждений;- мягкий переход из дошкольного в начальное общее образование с последующим обучением в основной и старшей школе;- преемственность выбора образовательных учреждений, что обеспечит психологический комфорт участников образовательного процесса;- расширение возможности образовательного выбора у учеников, особенно при переходе в старшую школу, на этапе профильного обучения, в условиях одной образовательной организации;- большие возможности для реализации образовательных потребностей школьников и для реализации педагогических возможностей учителей.Главное преимущество создаваемой образовательной организации состоит в том, что она позволит обеспечить:- широкий выбор профилей обучения старшеклассников;- более высокое качество образования на всех ступенях за счет интеграции организационно-методических и материально-технических возможностей всех входящих в комплекс образовательных организаций; – предоставление новых возможностей для дополнительного образования;- создание условий для более активного процесса социализации обучающихся за счет «выхода» из здания одной школы и личностной интеграции в более широкую и разнообразную образовательную среду, представленную крупным образовательным комплексом, необходимость осуществления в ней эффективной коммуникации, определение своего места в изменившихся условиях.Дошкольное отделение школы – это четыре разнесенных в пространстве здания со своей специализацией по корпусам: – ДОУ №857 – Центр развития ребенка, имеющий логопедические группы;- ДОУ №914, 1021, 1360 – детские сады, имеющие ясельные группы.Многолетний опыт работы коллектива школы №832 (здание №3) в рамках экспериментальных площадок по разработке и реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе на первой ступени обучения (совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН) в свое время позволил в этом здании после его реконструкции разместить всех учащихся начальных классов.Основная школа рассредоточена по зданиям №1 и 2. У нас предполагается более ранняя профилизация обучения с элементами предпрофильной подготовки на метапредметном уровне в 6-7-х классах, предпрофильной подготовкой в 8-9-х классах и дальнейшей предметной профилизацией в 10-11-х классах. Наряду с общеобразовательными классами реализуются традиции гимназического образования, которые развивались в структурном подразделении – школе №832 (ныне здание №3 школы №1207) – с 1996 года; изучение второго иностранного – немецкого – языка, раннее изучение информационных технологий, широкий лингвистический компонент в изучении разных учебных дисциплин, изучение отдельного курса «Языкознание в средней школе» в 5-7-х классах отвечали заказу родителей на образовательные услуги на протяжении многих лет и актуальны сегодня по итогам выявления социального заказа на образовательные услуги. Возможности образовательного комплекса по аккумуляции кадрового, материально-технического и научного потенциала, требования социального заказа на образовательные услуги позволили сформировать уже на второй ступени новый образовательный профиль. В школе есть кадетский класс. Учитывая прежде всего общегуманитарную направленность обучения в кадетском классе, а также большую ориентированность на блок дополнительного образования в реализации специфики кадетского образования, также целесообразно реализацию этого нового направления осуществлять в здании №3.Профильная старшая школа размещается в здании №1.Школа №1207 развивает богатые традиции языковой специализации, здесь сформирован стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Это те условия, которые позволяют создать гуманитарно-лингвистический центр на базе здания №3. Он обеспечивает не только традиционное для этого образовательного учреждения углубленное изучение английского языка, но и, учитывая многолетнюю практику школы №832 с гимназическими классами (здание №3), предоставляет возможность изучения немецкого языка не только как второго иностранного языка на базе английского, но и как первого иностранного языка. Кроме того, расширяя уже имеющуюся практику и отвечая образовательным запросам обучающихся и их родителей, а также учитывая развитие интеграционных процессов во внешней среде, возможно сделать акцент на изучение французского и итальянского языков. Усилению качества реализуемого гуманитарно-лингвистического профиля способствует тесное сотрудничество с Московским педагогическим государственным университетом. У школы №1207 многолетние традиции формирования и развития инженерно-технического профиля (сотрудничество с НИУ «МЭИ»), физико-математического профиля (сотрудничество с МИФИ, МГТУ), образовательная организация обладает богатой методической базой для проведения проектных и исследовательских работ инженерно-технического и естественно-научного профилей (многолетнее результативное участие воспитанников школы в проектно-исследовательских конкурсах НТТМ на окружном, городском уровнях и уровне РФ). Именно эти факты позволяют развивать физико-математическое и естественно-научное направления в профильной старшей школе. При этом развитие таких направлений сопряжено с созданием классов-лабораторий для проведения технических и естественно-научных исследований. Заключение договора о сотрудничестве с Российским университетом дружбы народов (экологическим факультетом) позволит усилить научно-методическую составляющую реализации естественно-научного направления как в профильной старшей школе, так и на этапе предпрофильной подготовки в 8-9-х классах.Для развития художественно-эстетического направления основного и дополнительного образования на всех ступенях обучения, а также внеклассной работы в условиях комплекса появляется возможность распоряжаться актовыми залами всех трех зданий. При этом стоит взять во внимание существование уже имеющихся традиций школьного театра, который несколько лет работает в здании №2, наличие необходимого для сценических постановок оборудования. Все это позволяет превратить школьный театр в важную эмоционально-смысловую часть образовательного процесса всего комплекса. Для реализации спортивной составляющей образовательного процесса специализированного здания не требуется, но естественным шагом будет специализация спортзалов. Наличие в трех школьных зданиях комплекса четырех специализированных спортивных залов, а также оборудования для тренажерного зала (в здании №3) позволяет специализировать в соответствии с собственными интересами детей занятия физкультурой в рамках базового образовательного процесса за пределами общефизической подготовки и освоения широкого спектра игровых видов спорта и спортивных единоборств. Есть и реальная возможность организовать занятия по лечебной физкультуре для обучающихся.В школе №1207 мы предлагаем использовать комплексный подход к построению образовательных программ, который включает в себя следующие формы обучения. Классно-урочную форму как основную на всех этапах школьного обучения.Классно-поточную форму для организации предпрофильной подготовки в режиме базовых часов; при таком подходе обучающиеся имеют возможность изучать более широко базовые дисциплины в составе смешанной группы (из 2-3 классов параллели), оставаясь при этом в рамках своего классного коллектива на всех остальных учебных часах.Введение в школе (с 7 по 18 лет) системы модульного обучения, которая позволяет опираться на существующий уровень знаний каждого ребенка по всем предметам. Такая система модульных занятий в условиях общеобразовательной школы возможна прежде всего в блоке дополнительного образования и при изучении предметов по выбору. Модули могут быть рассчитаны на 12, 24 и 36 учебных часов, что, с одной стороны, позволит организовать логически завершенное и сконцентрированное по времени проведения изучение интересующих ребенка курсов, а с другой стороны, даст ему возможность, пройдя программу нескольких модульных курсов, реализовать свое право выбора наиболее полно.Работу научно-исследовательских учебных лабораторий, объединенных в научное общество учащихся, позволяющую применять полученные знания в практической деятельности и открывать новые знания (как в базовой части учебной программы, так и в рамках предметов по выбору и дополнительного образования). Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности: учеников, преподавателей, родителей. Это позволяет повысить качество обучения, осуществлять просветительскую миссию школы, реализовывать систему обучения педагогов, специалистов и родителей. При этом, используя возможности дистанционного обучения, которое позволяет каждому ученику идти в ногу с техническим прогрессом, получать новые знания не только в пределах класса, но и в виртуальном пространстве, мы ориентируемся на возрастные особенности при использовании этого метода обучения. У детей 7-8 лет процент дистанционных занятий должен составлять не более 5 процентов, большинство которых необходимо проводить в групповой форме. К индивидуальным дистанционным занятиям следует относить изучение родного языка. К групповой форме работы – изучение окружающего мира, искусства, проведение некоторых уроков литературного чтения, а также предметы по выбору. При составлении программы обучения учитель должен учитывать необходимость соблюдения количества допустимых дистанционных занятий, при необходимости чередовать удаленные занятия с очными. Важным моментом проведения дистанционных занятий является грамотное формирование группы и структуры урока. Групповые занятия могут проводиться двумя способами в зависимости от количества человек. При большом наполнении группы, а также во время занятий с преобладанием наглядного материала, занятие проводится в классе, все дети работают в подгруппах на одном-двух компьютерах большого формата, нужно способствовать развитию коллективной работы. В случае маленького наполнения группы или необходимости индивидуального типа выполнения задания предпочтительно использование модели «1:1», которая дает возможность каждому ученику работать с удаленной технологией ведения урока и самостоятельно выполнять каждый этап работы. Применение дистанционных образовательных технологий дает возможность проведения занятий, посещения семинаров удаленно от непосредственного места проведения мероприятия. Таким образом, введение интерактивного типа получения знаний позволяет проводить занятия в случае заболевания ребенка, необходимости проведения индивидуального занятия, посещения занятий, проходящих в других учебных заведениях, обмена опытом с детьми, находящимися в отдалении, выполнении проектов совместно с детьми и учителями из дома. Для учащихся от 8 до 10 лет процент дистанционных занятий может увеличиться до 15 процентов. Подавляющую часть удаленных занятий по-прежнему должны составлять групповые занятия разных типов в связи с формированием самоорганизационной деятельности и необходимостью проведения аудиторных занятий. В основной школе процент удаленных уроков увеличивается за счет активизации освоения учащимися естественно-научных дисциплин с использованием различных информационно-коммуникативных цифровых лабораторий, а также возможностью заниматься предметами по выбору, началом освоения проектной деятельности. Так, в 10-11 лет количество дистанционных занятий, учитывая дополнительные предметы, может варьироваться от 15 до 20 процентов. В 11-12 лет этот процент изменяется до 25 процентов. К 13 годам – до 30 процентов. К 15 годам процент дистанционных занятий может достигнуть отметки 50 процентов в связи с необходимостью самоопределения и как следствие с увеличением часов проектной деятельности. В зависимости от выбранных предметов и скорости освоения модулей может увеличиваться количество индивидуальных занятий или совместных проектов учеников. Начиная со старшей школы с освоением определенного уровня модульной системы, выбором основного профиля обучения и определением учебной нагрузки количество удаленных занятий может занимать 90 процентов общего учебного плана ученика. Форма проведения занятий варьируется относительно выбранных научных областей и предметов. Ученики с особыми потребностями в обучении могут использовать дистанционную форму работы как ведущую, но с обязательным посещением очных уроков. В работе с такими детьми можно использовать сбалансированное сочетание очной и дистанционной формы работы для достижения максимальных успехов в обучении, а также успешного процесса социализации и развития коммуникативных навыков. Система психологического, логопедического и медико-физиологического сопровождения ребенка формируется по итогам комплексного мониторинга. На основании анализа полученных данных формируются программы базового и индивидуального сопровождения ребенка. Программы психологического сопровождения (для детей от 1 до 18 лет) включают в себя коррекционно-развивающие занятия с детьми и учащимися, систему обучения родителей, систему поддержки педагогических кадров. Программы логопедического сопровождения (для детей от 1 до 11 лет) включают в себя коррекционно-развивающие занятия для детей от 3 до 11 лет, систему просвещения родителей для детей от 1 до 11 лет, систему обучения педагогов для детей от 2 до 11 лет. Программы медико-физиологического сопровождения (для детей от 1 до 18 лет) направлены на профилактику и сохранение физического здоровья воспитанников и учащихся. Они включают в себя следующие направления: отслеживание уровня физиологического развития детей и учащихся в соответствии с их возрастными нормами; осуществление профилактики заболеваний и проведение необходимой коррекции по индивидуальным программам; проведение сезонной профилактики гриппа и простудных заболеваний.Принятие стратегических и управленческих решений осуществляется на основании результатов работы всех служб. В образовательном комплексе №1207 функционирует система консилиумов, работают инновационные советы, деятельность которых направлена на повышение качества образовательных услуг с учетом потребностей детей, учащихся, родителей, педагогов.Перспективным видится создание виртуального банка идей, в котором любой участник образовательного процесса может дать свои конструктивные предложения и идеи по развитию образовательной организации. К реализации выдвинутых идей могут быть привлечены не только администрация и сотрудники образовательного комплекса, но и учащиеся, и их родители.
Андрей РОДИОНОВ,директор школы №1207
Комментарии