Вот и приближаются экзамены, которые каждый год ожидают девятиклассников. Конечно, ученикам с ограниченными возможностями здоровья приходится не менее, а может быть, более трудно, нежели ребятам, у которых нет тяжелых заболеваний. Успешно пройти аттестацию выпускникам помогает целая команда специалистов.
Итоговое собеседование в этом году в коррекционной школе-интернате №31 сдавали 9‑й «Д» и 9‑й «Е» классы.
Очень важна в эти моменты работа психолога. Он проводит регулярные занятия и тренинги, направленные на борьбу со стрессом, на формирование навыков саморегуляции, стремится научить ребят осознавать свое психологическое состояние. Если подросток умеет заставить себя успокоиться, сосредоточиться на задаче, распределить время и силы, отбросить страх неудачи, то это пригодится ему не только на экзаменах, но и в дальнейшей жизни. Этому способствуют занятия, на которых специалист обучает выпускников приемам релаксации, самоконтроля, снятию тревожности. С большим воодушевлением ребята участвуют в арт-терапевтических занятиях «Я и мой стресс», «Я и страх», «Мой ресурс».
На занятиях выполняются также упражнения, направленные на развитие внимания и усидчивости, памяти и логического мышления, но все же сейчас на переднем плане именно то, что поможет ребятам в стрессовой ситуации победить самих себя и показать все, на что они способны.
Проблемы школьников в учебе – это всегда не «моно», а «поли», это целый комплекс взаимосвязанных проблем. Например, ребенок, у которого имеется нарушение речи вследствие детского церебрального паралича, часто стесняется читать вслух и говорить, пользуется при необходимости лишь краткими фразами. В результате страдает техника чтения, не формируется навык монологической речи. В 9‑м классе ученик уже понимает, что ему необходимо и читать, и говорить, но переломить свои комплексы ему трудно.
А раз проблем много и они взаимосвязаны, то и решать их надо сообща и в комплексе.
Педагог-логопед в ходе групповых занятий предлагает занимательные упражнения, направленные на расширение словарного запаса учащихся и формирование необходимых универсальных умений: обобщение, сопоставление, поиск информации, вычленение главного. В этом хорошо помогают задания, связанные с угадыванием слова по определению, составлением цепочек синонимов, предложений с использованием заданных слов.
Поскольку около трети выпускников по рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии будут сдавать экзамены с помощью компьютера, ребята проходят дополнительно тренинги в кабинете информатики, отрабатывая навык печатания.
Однако только занятий со специалистами недостаточно. Крайне важно соблюдение режима дня.
Он необходим любому школьнику, который хочет добиться успеха. В интернате режим, конечно, обязателен. У девятиклассников он формирует чувство времени, ответственность, силу воли, помогает грамотно распределять свои силы, качественно трудиться и отдыхать.
За соблюдением режима школьникам помогают следить педагоги: классный руководитель, воспитатель, тьютор. Они же прививают привычку бережно обращаться со своим временем, обучают приемам тайм-менеджмента.
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» – эту мудрость знают все. Конечно, за свои знания и подготовку к экзаменам в первую очередь ответственен сам девятиклассник. Но в одиночку мало кто из подростков может справиться с этой задачей. Это ставит нас перед необходимостью создания сплоченной команды, готовой работать на результат. И мы очень рады, что такая команда у нас есть.
Елена САФОНОВА, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната №31
Комментарии