В Московском государственном образовательном комплексе инновационный подход не только определяет технологию, формы и методы реализации образовательной деятельности, но и применяется в целостной системе функционирования образовательной организации – от построения матричной организационной структуры до реализации каждого направления, что играет ведущую роль при повышении качества образования на всех уровнях, формировании профессиональных компетенций у молодых людей, обеспечивает преемственность и актуальность получаемого образования, оптимизацию сроков обучения.
При этом работодатели становятся непосредственными участниками образовательного процесса. А реализация инновационной деятельности способствует развитию образовательного комплекса в целом, повышению качества образовательного процесса. Современный колледж является партнером предприятий-работодателей и становится активным участником рыночных отношений.
Богатый опыт участия в чемпионатах WorldSkills, участие в таких профориентационных проектах, реализуемых Департаментом образования и науки города Москвы, как «Профессиональное обучение без границ», «Юные мастера», «Профсреда», «Субботы московского школьника», в федеральном проекте «Большая перемена» определили ключевые изменения образовательного процесса в Московском государственном образовательном комплексе:
– развитие новых проектов и разработка актуальных программ дополнительного образования;
– использование формата демонстрационного экзамена для оценки компетенций при приеме на работу новых сотрудников и разработке «дорожной карты» повышения квалификации педагогов образовательного комплекса;
– изменение формата образовательного процесса, переход к модульному расписанию, интеграция уровней образования, содержания.
Реализация уровней среднего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в рамках одной организации дает неоспоримое преимущество при интеграции уровней, развитии профориентационного направления и повышении качества подготовки специалистов.
Московский государственный образовательный комплекс реализует эффективную модель базовых кафедр и учебно-производственных участков и совместную работу с предприятиями – индустриальными партнерами по разработке и реализации образовательных программ. Сегодня мы успешно развиваем прямое партнерство с работодателями на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России, в областях металлообработки, фармацевтики, информационных технологий, в инновационном секторе экономики. Базовые кафедры обеспечивают практико-ориентированное обучение в условиях реальной производственной среды, а к образовательной деятельности привлекаются лучшие специалисты предприятий.
Учебно-производственные участки и базовые кафедры на ведущих предприятиях города Москвы создают среду для активного поиска и развития исследовательских навыков школьников и студентов. Воспитанники предпрофессионального медиакласса осваивают искусство фотографии, практикуя полученные навыки в работе над проектом «Путь в профессию». На курсе «Мастерская радиоведущих и новостников» обучающиеся занимаются разработкой и реализацией индивидуальных проектов и создают авторские программы на радио «Сова».
Пять лет назад МГОК приступил к реализации наиболее востребованных специальностей и профессий, в данный момент в образовательном комплексе реализуются 34 основные образовательные программы, 15 из которых входят в Топ-50.
С 2020 года в образовательном комплексе модульная система обучения – способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Модульное построение образовательной программы является одним из эффективных путей интенсификации образовательного процесса, обучение становится многофакторным и многоуровневым. Такой способ организации учебного процесса позволяет активно внедрять новые технологии, методы и средства в образовательный процесс, дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимого учебным планом на изучение образовательной программы, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы обучающихся.
К примеру, при составлении расписания дисциплины группируются с учетом области научного знания, что дает возможность проведения качественных практических и лабораторных занятий в естественно-научный либо физико-математический день. Данную систему высоко оценили и обучающиеся, и родители, и преподаватели. Повышается качество усвоения пройденного материала, появляется возможность использования социокультурных и образовательных ресурсов города, проведения занятий в разные дни на разных площадках образовательной организации, а также сокращаются объем и время подготовки домашних заданий.
В настоящее время образовательный комплекс развивает активное взаимодействие и сотрудничество с предприятиями и организациями, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников в формате HR-образовательной услуги. В результате работодатель получает готового профессионала на рабочем месте (специалисты готовятся под конкретные потребности компании-работодателя) с минимальным сроком адаптации на предприятии.
Таким образом, наш эффективный опыт позволяет выделить основу для достижения качественных результатов обучения и обеспечения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Качественные изменения показателей результативности сессий и ГИА, достижения студентов на конкурсах профессионального мастерства и чемпионатах WorldSkills наглядно подтверждают роль выстроенного индустриального партнерства в повышении эффективности современного практико-ориентированного образования.
Виктория БЕЛЕВЦОВА, начальник отдела координации и планирования научно-исследовательской деятельности МГОК;
Наталья ДУДИНА, педагог-психолог МГОК;
Маргарита САБИТОВА, методист МГОК
Комментарии