Это было их время. Белокурых и кудрявых, с ямочками на щеках и курносых. Мальчики один за другим убегали на фронт, а им оставалось делать снаряды и обеспечивать жизнь страны, им оставался тыл. Им оставалось работать, не обращая внимания на то, что от усталости и голода темнеет в глазах, ради того чтобы отцам и братьям было куда вернуться, ради того чтобы приблизить победу, ради того чтобы забыть о войне. Вера Калгашкина, почетный председатель Городского совета ветеранов педагогического труда города Москвы, из этих девчонок. Девчонок, которым есть что вспоминать. Хотя порой бывает невероятно больно.
Вера Владимировна окончила железнодорожное училище, где училась на помощника машиниста паровоза, в 1943 году.- Наш паровоз, – рассказывает Калгашкина, – вела молодежная бригада: машинисту 22 года, помощнику – 20, кочегару – 18, а мне, стажеру, 15 лет. Родные у всех были на фронте, там же были мой отец и старшая сестра.Но и ее саму война не обошла стороной.- Мы вели воинские поезда в сторону Ржева, – вспоминает Калгашкина, – везли танки, снаряды, оружие. За линию фронта нас не пускали. Обратно вели литерные поезда с ранеными. Однажды к машинисту нашего паровоза подбежала медсестра и попросила в помощь одну из девушек из нашей бригады, а из девушек у нас были кочегар и я, помощник. Машинист решил отправить меня как самую младшую, так и сказал: «Эту малявку берите». Дали белый халат, вошла я в вагон и ничего понять не могу: в вагоне одни люльки висят. Оказалось, это вагон для тяжелораненых бойцов, ампутированных, и все они в люльках. Слышу просьбу: «Сестричка, подай судно!» А я и не знаю, что это такое. Но ничего, совладала с собой, медсестра подсказала, что надо делать. А бойцы – без ног, без рук, без стона, без крика. Один солдат, у которого была ампутирована правая рука, попросил написать письмо матери. Я согласилась, он диктует, я пишу: «Дорогая мама! Я участвовал в боях. Меня слегка ранило. Сейчас лежу в госпитале. Я чувствую себя очень хорошо. Меня наградили орденом Красной Звезды. Мама! Как смело воюют все наши бойцы! Вы не беспокойтесь дома, мы все равно фашистов разобьем. Целую. Горячо обнимаю братишек и сестренку. Так соскучился!» Он диктует, а я реву. А бойцы в люльках все шутят, что сестру-плаксу прислали, меня же и подбадривают.Родом Вера Владимировна из Сасово Рязанской области.- Объявление войны я услышала дома по радио. Но еще в 1940 году по указу Верховного Совета были созданы трудовые резервы. Наверное, правительство все предвидело. И готовило рабочую смену. У нас было два учебных заведения: железнодорожное училище №2, которое готовило помощников машинистов паровоза, и второе учебное заведение готовило поваров. И я, взяв документы, паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство об окончании школы, и пошла в железнодорожное училище. В то время мне было 13 лет. Я пришла к директору. Он все посмотрел, спокойно мне объяснил, что профессия «помощник машиниста» – это профессия повышенной ответственности и берут на эту профессию только с 17 лет: «Поэтому спокойно поступай в поварское училище». Я говорю: «Я на повара не хочу. Что это я буду в войну щи варить?» Он говорит: «А другого ничего предложить не могу». И я пошла к председателю городского совета города. Петр Иванович удивился: «Не приняли такую боевую девчонку на поммашиниста. Дай мне свое свидетельство». Раньше в свидетельствах только цифры были. Он «27» поправляет красными чернилами на «24» и говорит: «Иди спокойно к директору – он тебя возьмет». Проучилась месяц, на второй нас уже направили стажерами на паровозы.Пришло постановление из Рязани: «Ребят к фронту не посылать». Вере 15. Их группу хотели отправить в Мичуринск, там не хватало машинистов. Но подростки пошли в райком комсомола и попросились в Москву. Им выписали комсомольскую путевку. Шел 1943 год. Девчат на паровозы не взяли, работали они в депо «Москва-Сортировочная» на токарно-сверлильных станках, снаряды делали.- Они были такие длинные, – рассказывает Вера Владимировна. – А станки старые. И вибрация была очень сильная. Сверло доходит до половины и ломается. И у нас у каждого станка гора испорченных деталей. Дисциплина была – без слов. Иногда приходил старший мастер и говорил: «Ребята, остаемся на вторую смену». Работали по 12 часов. Соревновались: кто больше сделает и правильнее сделает. У нас было и переходящее знамя, и грамоты, и награды всякие. И мы гордились, когда выходили в число передовых. И вообще, разговаривая между собой, мы были уверены, что вносим тоже какую-то небольшую лепту в победу над фашизмом.Эта несгибаемость и умение находить решения в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях стали фирменным стилем Веры Владимировны. Калгашкина работала в депо «Москва-Сортировочная» до 1949 года, была комсоргом цеха, впрочем, она всегда была на передовой. Ее организаторские способности, рационализаторскую смекалку, ответственность заметил мастер Иван Иванович и порекомендовал ее старшей пионервожатой в среднюю железнодорожную школу №9, где Вера Владимировна проработала до 1954 года. Затем получила направление в Высшую школу профдвижения, после окончания которой в 1957 году Веру Владимировну направили на работу в систему профтехобразования заместителем директора по воспитательной работе в техническое училище №22.Летом 1957 года в Москве шла подготовка к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. На репетиции спортивно-массового представления, которым руководила энергичная Вера Калгашкина, ее организаторский талант сразу выделила Зоя Ивановна Солодкая, начальник Главного управления профтехобразования Москвы. Эта встреча определила дальнейшую судьбу Веры Владимировны – она попала на руководящую работу в Управление профессионального технического образования Москвы.Вся история среднего профобразования развивалась на ее глазах, она сама писала ее историю. 50‑е, 60‑е, 70‑е, 80‑е годы – целая эпоха в подготовке рабочих кадров для московской промышленности и сферы бытового обслуживания населения. Именно в это время сформировались профессиональные позиции Веры Владимировны. Ее превосходное знание проблем профобразования связано с тем, что она их решением занималась не в кабинете, а все время на рабочих местах. Не как лицо инспектирующее, а как специалист-профессионал, которому доверяли свои проблемы директора, преподаватели, мастера, учащиеся. Все, кто с ней работал, отмечают ее подлинно демократический стиль руководства, гуманистическую позицию в отношениях с людьми, компетентность, решительность, ответственность, корректность, искренность. Об этих людях – руководителях, педагогах, мастерах и выпускниках профтехучилищ, которые своим трудом создавали историю московского профобразования, по инициативе и под мудрым руководством Веры Калгашкиной написаны и изданы книги «Наша память живая» и «Дело жизни – дело чести».Когда Вера Владимировна говорит о системе профобразования, она вдохновенно рассказывает о людях, ее созидавших, – о ветеранах войны и труда и о тех, кто продолжает работать в образовании в настоящее время. С теплотой вспоминает Вера Владимировна Калгашкина о Зое Ивановне Солодкой, начальнике главка, под руководством которой проработала она более 20 лет, в течение которых (60‑70‑е годы) в Москве были открыты 163 учебных заведения профессионального образования, а система подготовки рабочих кадров осуществлялась в тесном содружестве с предприятиями. Профессионалы, работавшие в образовании, их результаты и достижения – предмет искреннего восхищения Веры Владимировны: директор ПТУ №180 «Квалитет» Герой Социалистического Труда Владимир Сергеевич Филиппов, директор РУ №1 Николай Матвеевич Батищев, директор ПТУ №14 Иван Тарасович Кирдун, директор ПТУ №11 Николай Михайлович Саблуков, выпускник ПТУ №53 Григорий Максимович Аулов, сотрудник главка Антонина Тимофеевна Фомина, директор колледжа №21 Николай Дорофеевич Раздобаров.Сегодня предмет ее главной заботы и участия – наставничество молодых, преемственность поколений, забота о ветеранах педагогического труда и профобразования. Она ставит актуальнейшие вопросы необходимости профессиональной подготовки мастеров производственного обучения в педагогических вузах Москвы, энергично продвигает идеи возрождения института наставничества на производстве. Ее мечта – строительство колледжей современного будущего, чтобы 1 сентября каждого нового учебного года открывались двери профессиональных технических колледжей-новостроек.При всех научно-технических инновациях главным фактором системы профобразования остается фактор педагогический, воспитательный, личностный. Главное – личность будущего специалиста, его ценностные позиции, воспитывать которые должно учебное заведение. Такова позиция Калгашкиной. Она хорошо знает современное поколение студентов колледжей, много с ними общается, бывая в колледжах на встречах, на занятиях, на производственной практике. С надеждой говорит она о поколении профобразования XXI века:- Какие хорошие ребята учатся в наших колледжах! Как жадно и внимательно слушают они нас, ветеранов! Какие вопросы задают! Как стремятся они к знанию и самоопределению!У Веры Калгашкиной много наград. Она заслужила их своим трудом, своим отношением к людям. Есть и памятная медаль «Патриот России». Говорит:- Патриот России – это тот, кто горячо и преданно любит Родину, родных, близких, друзей.Ведь любить Родину – значит делать свое дело с честью и доблестью.
Комментарии