Программа с оптимистичным названием «Приобретение учебно-наглядных пособий и транспорта для сельских школ» действует в Новосибирской области уже пятый год. В территориальных администрациях на получение подобных благ установлена очередь и существует внушительный списочек, какой школе, что требуется. Нельзя, конечно, сказать, что блага так и сыпятся на общеобразовательные учреждения, но худо-бедно, а тех же автобусов в районы передали за эти годы 162. На днях отправили в сельскую местность партию из 28 ярко-желтых КАВЗов в «северном исполнении». Областному бюджету автобусы обошлись в 14 миллионов рублей. Как говорят в управлении образования, до конца этого года власти постараются приобрести для сельских школ еще 40 пронырливых «кавзиков».
Тернист и многотруден путь к знаниям для школьников из малонаселенных деревень. Особенно в слякотное межсезонье, когда грунтовые дороги превращаются в сплошное месиво, а пазик, доставляющий юных пассажиров из родимого дома в далекую школу, тонет в непролазной грязи, и вытягивать его оттуда приходится трактором. Кроме капризов погоды и плохих дорог, ситуация в районах области усугубляется еще и тем, что большинство школьных автобусов, перевозящих детей, давно на ладан дышат и соответственно не могут отвечать элементарным требованиям безопасности. Среди сотрудников дорожной службы даже выражение такое появилось – экстремальный маршрут.
– Мне, например, так и сказали: на трассе со своей развалюхой больше не появляйся, – делится недавними переживаниями водитель из Убинского района Геннадий Зонов, прибывший в Новосибирск за новым автотранспортом. – Понятное дело, САРСу нашему давно на пенсию пора, корпус почти сгнил, части летят на ходу, ему даже техосмотр не положен по причине почтенного возраста. Такой модели и в природе уже нет, а мы детей возим.
Появление в селе новенького автотранспортного средства – для местных жителей всегда событие. Но когда счастливым владельцем авто нового поколения становится общеобразовательная школа – этот факт из разряда сенсаций. Именно так считает директор Березиковской школы Любовь Бойченко, в ведение которой на днях поступил комфортабельный автобус КАВЗ.
– Для нас теперь совсем другая жизнь наступает, – радуется Любовь Петровна. – Новый автобус мы ждали три года, первыми стояли на очереди в территориальной администрации. Но в нашем Тогучинском районе транспортная проблема стоит острее, чем у других, – на подвозе каждый четвертый ребенок, поэтому пришлось запастись терпением. В других деревнях ситуация куда хуже, чем в Березикове. Один пазик у нас есть, но детей в школу приходится возить из нескольких населенных пунктов, и за один раз всех забрать не получается, так что и детям приходится вставать ни свет ни заря, и водителю делать несколько рейсов подряд. Теперь станет полегче. И очень правильной я считаю политику, когда автобусы находятся на балансе школ, а не муниципальных образований, как это было раньше.
Полностью солидарны с Бойченко и коллеги из других сельских школ. Ведь, как считает Владимир Буцкий, директор Михайловской средней школы Карасукского района, автобус не только средство передвижения, но и новые горизонты в образовательной и воспитательной работе сельской школы. Сколько раз по причине отсутствия собственного транспорта приходилось михайловцам отказываться от районных и городских мероприятий и конкурсов художественной самодеятельности. В прошлом году пропустили спартакиаду школьников. Очень было обидно, но не нашлось у руководителей совхоза свободного «пазика».
С появлением на школьном дворе новенького «кавзика» у директоров и головной боли прибавилось. Как выяснилось, многие руководители сельских школ имеют весьма смутное представление о том, как содержать технику, рационально использовать бензин, где взять деньги на страховку, куда поставить авто, наконец. По словам Любови Бойченко, последнее время ей постоянно приходится консультировать по этим и многим другим вопросам своих коллег-соседей. Сами березиковцы такой опыт наработать успели. Недаром на деньги, заработанные на школьном приусадебном участке, отстроили еще летом теплый вместительный гараж. Причем лес для стройки педагоги-мужчины валили сами.
Кадры – тоже проблема серьезная. Найти в поселке водителя категории «Д» – не из простых задачка. Не в полном объеме проходят и обязательные предрейсовые медосмотры. Смена у большинства водителей начинается в половине седьмого утра, и обнаружить в столь ранний час недремлющий медицинский песонал едва ли реально.
И все-таки жизнь на колесах всегда кажется веселее. С этой народной мудростью никто и не спорит.
Новосибирская область
Комментарии