Тема инклюзивного образования, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в последнее время не сходит с повестки дня. 4 марта в МИА «Россия сегодня» прошло ток-шоу о новых стандартах образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 сентября 2016 года в России вводится новый стандарт, который обязывает обеспечить все условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на всех уровнях обучения. Задача эта не из легких. Как признался заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов, продвинутый во всех отношениях документ рождался в серьезных дискуссиях и спорах, и одно из достижений состоит в том, что удалось прийти к общему соглашению. Это шаг вперед, но не последний, заметил Вениамин Шаевич, так как внедрение стандарта потребует большой работы. Во-первых, создание необходимых условий во всех школах для обучения детей с ОВЗ – задача не из простых. Во-вторых, подготовка кадров и повышение квалификации педагогов должны носить масштабный характер.
Как хороший документ превратить в действующий? Ирина Терехина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ, заметила, что за год предстоит сделать многое. Школы в регионах должны знать, сколько первоклассников, нуждающихся в особом сопровождении, поступит в школы. Надо организовать все имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить вариативность образования для разных детей с разными возможностями.
В студии города на Неве и в Омске внимательно следили за обсуждением темы и активно включались в разговор. Виталий Кантор, проректор по учебной работе РГПУ имени А.И.Герцена, считает главным достижением стандарта вариативность. Около 36 образовательных программ предлагается школам.
Готовы ли педагоги к реализации стандартов? Мониторинг, который проводился в 20 регионах, показал «узкие места», которые требуют внимания. Обеспечение школ нужными специалистами – одна из главных задач.
Наталья Астафьева, начальник Управления образования и науки Тамбовской области, и начальник отдела специального образования и учреждений для детей-сирот Минобразования Омской области Оксана Марьенкина поделились опытом работы по созданию условий для обучения детей с ОВЗ. В регионах успешно действуют пилотные площадки по инклюзивному образованию. Их опыт поможет в работе по реализации новых стандартов.
Надежда ТУМОВА
Комментарии