Программа «Развитие образования города Москвы» на период 2012-2016 годов говорит нам: «Поставьте в центре образования самого ребенка – создайте в школе условия для формирования его личной успешности, а для этого выберите путь индивидуализации в работе с каждым школьником». Уверена, что директора, которые мыслят школу не только как обучающую среду, сразу вздохнули – наконец-то их усилия в выстраивании воспитательной работы будут если не оценены, то хотя бы приняты.
После долгих лет поиска школа возвращается к тому, без чего раньше была немыслима, – к воспитательной работе как одной из составляющих педагогической деятельности. Опыт Татьянинской школы убедительно показывает, что воспитательная работа не просто одна из составляющих, но главная составляющая всей педагогической деятельности школы. Если задачи воспитания и развития детей стали в школе приоритетными, если система воспитательной работы грамотно простроена, то и учебная работа обязательно даст высокие показатели. Нет нужды в этом случае специально продумывать систему работы по повышению учебной мотивации школьников – проблема решается сама собой.Приведу в качестве примера результаты 2010-2011 учебного года. Среди 169 школ Юго-Востока наши учащиеся и педагоги заняли по итогам ЕГЭ 1-е место по русскому языку, 3-е – по истории, 5-е – по биологии, 9-е – по физике, 14-е – по английскому языку, 15-е – по математике, 17-е – по обществознанию, 25-е – по информатике, 29-е – по литературе, а в целом по Москве среди всех школ – 22-е место. Из 19 выпускников 17 поступили на бюджетное отделение в такие вузы, как МГУ (5 человек), Высшая школа экономики (2), МФТИ (1), Университет Манчестера (1), и только один – на коммерческое отделение (еще один ребенок поступил на коммерческое, так как нет бюджетного отделения на данном факультете, но с большими льготными скидками). Трое учащихся этого выпуска – золотые медалисты, еще трое – победители Всероссийской, Курчатовской и Ломоносовской олимпиад. Не менее замечателен и результат ГИА: все учащиеся 9-х классов сдали экзамен по русскому языку и математике в формате ГИА без «3» с максимальным количеством «5». И это притом что школа работает не с «отобранными» детьми (как в лицеях и гимназиях), а практически со всеми желающими. Можно ли сдавать дополнительные экзамены не ради поступления в институт, а просто для удовольствия? Спросите об этом наших выпускников, и вы получите положительный ответ, подтвержденный реальным опытом.С чего же начинать выстраивать систему воспитательной работы? Наверное, со мной согласятся многие директора, что школа для директора своеобразный авторский проект. В ней его суть, душа, мысли и сердце. И как в любом проекте, все начинается с осознания своего видения проблемы и постановки цели, а затем уже идет простраивание деятельности по достижению этой цели. В нашем случае 20 лет назад, когда начиналась школа, была мечта, над которой многие откровенно смеялись, ведь на наших глазах рушился привычный и понятный нам мир, а наш небольшой коллектив под руководством директора школы мечтал (ни много ни мало) о том, чтобы растить элиту общества. С нравственными ориентирами «мечтателей» все было в порядке; о том, что может произойти такой слом в обществе, никто не думал, поэтому и мечтали о взращивании именно интеллектуальной элиты – красивых, глубоко образованных людей. Жизнь очень быстро развеяла эти иллюзии и заставила думать о том, как уберечь вверенное нам молодое поколение от вопиющего разврата и жесточайшей агрессии, которые обрушились на нас с экранов телевизоров, с рекламных щитов, со страниц глянцевых журналов.Думаю, что первым шагом в определении миссии школы должно стать осознание и принятие педагогическим коллективом высокой цели: для чего, собственно, существует наша школа, для чего тружусь я, педагог. Сделать это непросто. Директор обязательно столкнется с вопросами учителей: как можно на уроке математики или химии учить честности, доброте, порядочности и тому подобному? И совсем не обязательно отвечать директору на эти вопросы – пусть это будет предметом размышлений и поиска самого педагога. Пройдет какое-то время, и он сам сумеет без труда ответить на них. На первых порах важнее другое: помочь педагогам осознать, носители каких ценностей они сами, что утрачено из традиционных ценностей нашей отечественной культуры в них самих, поддается ли это утраченное реставрации. Ведь понятно, что учитель воспитывает самим фактом своей личности. По Дистервегу, «ценность школы равняется ценности ее учителя». Как нести детям идею святости семьи, супружеской верности, если в своей личной жизни столько наломано дров… И еще очень важно определиться – принять это как решение: мы несем детям опыт своей прожитой жизни (как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок!) или все же говорим с ними об идеале? Работа эта по осмыслению себя, своих ценностей очень болезненна, она требует от человека большого мужества – признать, что не все так гладко и правильно было в твоей жизни, не такой уж ты белый и пушистый. Но без этого шага невозможно воспитать в ребенке высокое человеческое начало, отвечающее традиционным ценностям нашей отечественной культуры, оказать помощь в усвоении ценностного опыта, накопленного человечеством, помочь им приобрести собственный опыт в процессе ценностной деятельности – дети сразу почувствуют фальшь.Думая о потенциальном выпускнике, попробуем представить идеальный облик: каким бы мы хотели видеть выпускника как главный результат своей педагогической деятельности. Хотелось бы, чтобы в ценностном поле молодого человека – выпускника нашей отечественной школы были такие идеалы, как: служение своей семье, понимание ее высокой ценности; служение людям; служение своей Родине.В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определены базовые национальные ценности, среди которых наряду с названными такие, как социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Эти базовые национальные ценности и определяют главные задачи и направления воспитательной работы школы.Какие принципы могут быть положены в основу воспитательной работы? Один из главных принципов, думаю, – принцип единого воспитывающего пространства. Педагогическая деятельность школы не должна быть разделена на воспитывающую и учебную, развитие и воспитание должны быть обеспечены всем укладом школьной жизни. Отбор глубокого ценностного содержания на исторической и культурологической основе поможет воспитать «уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» (из Концепции). Среди других принципов – выбор содержания и форм работы с учетом возрастных особенностей учащихся, использование разнообразных форм деятельности школьников в рамках деятельностного подхода, сочетание познавательной деятельности с творческой прикладной и урочной, внеурочной, внешкольной и общественной форм деятельности, создание единого образовательного пространства как места сотрудничества детей, педагогов, родителей.Осмысление целей, задач и направлений педагогической деятельности рождает в школе множество самых разнообразных форм работы, например, по формированию в ребенке его гражданской позиции, причастности к судьбе своего Отечества, воспитанию чувств милосердия, справедливости, формированию таких качеств, как честь и достоинство, очень помогают такие формы работы, как шефство над детскими приютами и домами, забота о ветеранах войны, помощь в восстановлении памятников культуры, в том числе и храмов, шефство над памятниками войны. Трудно представить себе воспитание подростков без подобных форм работы, ведь именно на социальном поприще ребенок через конкретные дела ощущает свою социальную значимость, что так важно для его гармоничного развития именно в подростковом возрасте. Вспоминаю девочку из 9-го класса, которая часто говорила педагогу, как она ненавидит свою мать (мама никак не могла определиться, имея взрослую дочь, в выборе спутника жизни). После посещения детского дома (а к таким поездкам дети готовятся загодя: составляют программу мастер-классов, игр, спортивных состязаний, совместно подготовленного концерта) эта девочка сказала, что никогда в жизни она больше не обидит свою маму даже в мыслях. А в следующий раз вместе с дочерью поехала в этот детский дом и сама мама. Места для социально значимой деятельности много – только оглянись вокруг. Наши подростки очищали от мусора паломнические тропы на Валааме, работали над восстановлением храма на острове Кий, занимались земельными работами в Ботаническом саду на Соловках, создавали путеводители для Ферапонтово и Соловков, оставляя их тиражи в подарок храмам. В процессе этой деятельности созидались детские души.Очень важна форма проектно-исследовательской деятельности школьников, так как она не только отрабатывает многие важнейшие навыки учебной деятельности, но и, построенная на ценностном содержании, формирует гражданскую позицию, знакомя с удивительным историческим прошлым своей родины, воспитывает любовь к ней. Вот некоторые темы детских проектов и рефератов: «Влияние памятников войны на формирование сознания молодежи», «Искусство на войне», «Москва и москвичи в годы Великой Отечественной войны», «Инженерные сооружения монахов на Соловках», «Путеводитель по Соловецким крестам», «Приватизация вчера, сегодня, завтра», «Валдайский национальный парк – достояние России», «Роль и значение Европейского союза в современном мире и в Европе», «С.П.Королев – русский ученый и конструктор», «Лука Войно-Ясенецкий – врач и священник» и многие другие.Очень эффективной формой работы стали так называемые образовательные программы, построенные на ценностном содержании, которые становятся темой года класса или школы. Создавать такие программы может небольшая педагогическая творческая группа конкретного класса, в которую чаще всего входят учитель истории, музыки, хореографии, труда, изо, литературы и обязательно классный руководитель – ответственный за претворение этой программы в жизнь своего класса. При создании программы учитываются возраст детей, их интересы. Работа над ней и ее реализацией – это своеобразная творческая мастерская, которая обеспечивает на выходе высокий профессиональный и личностный рост педагогов. Если программа творится совместно с детьми, то уже сам процесс создания и реализации программы имеет высокий воспитательный потенциал.Среди таких общешкольных образовательных программ можно в качестве примера назвать темы последних лет «С любовью к России», «Защитники Родины», «Подвиг любви», «Дорогами войны», «Социально-экологические проблемы современности». Темы, как правило, берем широкие, которые позволяют выбрать исторический, культурологический, естественно-научный материал в зависимости от возраста детей, интересов ведущих педагогов. Но при этом важно не уйти от той главной воспитательной цели, ради которой и создавалась конкретная программа. Например, если говорить о теме «Подвиг Любви», таким главным акцентом может быть мысль о том, что любовь всегда жертвенна, бескорыстна, любовь всегда труд, служение, что любовь «все покрывает… все переносит… никогда не перестает». Формы реализации образовательной программы напрямую зависят от возраста детей. Работа в классе в течение года может быть спланирована так, что элементы уроков, классные часы, праздники, ролевые игры, конференции, выезды, экскурсии, работа на уроках труда и изо, работа в кружках, даже игры на прогулках – все будет работать на реализацию данной программы.Особую роль в жизни школьников всегда играли школьные лагеря в каникулярное время. У нас это зимний математический лагерь, осенний английский лагерь, летние спортивно-оздоровительные лагеря в Болгарии, выездной лагерь в рамках проекта «Русский Север», а также экологические и литературно-исторические поездки. Основная цель предметных лагерей не только дать развивающую программу по предмету (программы выездных лагерей, как правило, лежат за пределами общеобразовательной программы, значительно расширяя учебный и личностный кругозор учащихся), но и организовать такую творческую среду совместного событийного сосуществования взрослых и детей, которая отвечает потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе своих, в возможности ощутить себя взрослым, сильным, ответственным. Наверное, самое главное, чему учит детей любой лагерь, – это формирование правильных взаимоотношений с людьми, умению бережно относиться к человеку как к хрупкой вазе, старших учит заботиться и брать на себя ответственность за младших, а младших с уважением относиться к слову старших, великому искусству послушания, и всех одновременно, включая и педагогов, – умению ценить в человеке его индивидуальность и принимать человека таким, каким он предстает в данный момент миру.Наконец, без чего совсем трудно представить современную школу, – это театр. Какая же это эффективная развивающая и воспитывающая форма, сколько ценнейших навыков развивает она в детях: красивую речь, умение подать себя, умение устанавливать контакт с любой аудиторией! Школьный театр помогает обыграть проблемы класса или конкретной личности. Он может объединять в одной постановке детей разного класса, педагогов и разных сотрудников школы – от секретаря до охранника школы, родителей учащихся. Талантливо поставленный спектакль – это фейерверк творчества взрослых и детей, «артистов» и оформителей сцены, музыкантов и суфлеров…Татьяна ПЯТКОВА, директор НОУ ЦО «Татьянинская школа»
Комментарии