В новом учебном году школы семи регионов России вступают в проект «Информатизация системы образования» (ИСО) – одну из наиболее амбициозных и многообещающих программ в сфере просвещения за последние два десятилетия. На реализацию проекта выделен кредит Всемирного банка объемом 100 млн. долларов.
Ожидания
По мнению замминистра образования и науки Андрея Свинаренко, информатизация школы призвана «преодолеть усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, всей инфраструктурой образовательной сферы и потребностями новой экономики. Без этого все разговоры о социально-экономической эффективности образования, его влиянии на рынок труда останутся пустым звуком».
Определяющая роль в решении столь масштабной задачи принадлежит именно проекту ИСО, который должен обеспечить условия для обновления содержания и методов обучения, использования компьютера во всех учебных предметах, массового повышения компетентности педагогов в области современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и в конечном итоге – достижения новых учебных результатов.
По большому счету проект преследует цель радикального обновления всех сторон жизни школы с помощью ИКТ. Его идеологи говорят о «школе будущего» со свободным доступом к огромному массиву образовательных интернет-ресурсов, сочетанием «очного» и виртуального общения учителей и учеников, широким распространением проектной деятельности и систем интерактивного тестирования. Такая школа должна на практике воплотить идеи индивидуально-ориентированного обучения, развивать самостоятельную познавательную активность учащихся, готовить их к жизни в «обществе, основанном на знаниях».
Три составные части
Проект ИСО включает в себя три основные направления работ. Первое – создание учебных материалов нового поколения, призванных раз и навсегда покончить с дефицитом цифровых образовательных ресурсов.
Одним из результатов проекта должна стать национальная образовательная коллекция, куда войдут более 75 тыс. объектов. Это цифровые изображения произведений культуры, явлений природы, представителей растительного и животного мира, исторических событий, тексты художественных произведений и научных работ, интерактивные модели физических явлений и процессов, различные редакторы, виртуальные лаборатории, геоинформационные системы, программы для автоматического составления расписания занятий, контроля успеваемости, электронные приложения к существующим «бумажным» учебникам и инновационные учебно-методические комплексы – словом, почти все, что может понадобиться в школе.
Второе направление проекта – профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования. Как справедливо отмечают многие специалисты, сейчас в России сложилась совершенно парадоксальная ситуация: дети более продвинуты в современных технологиях, чем учителя. Согласно исследованию Института развития информационного общества, лишь 4,7% педагогов используют Интернет в работе со своими учениками. Менее 10% российских учителей получили специальную подготовку для использования ИКТ в преподавании – в отличие от 40% в странах Евросоюза.
Поэтому в рамках проекта предполагается массовый «педагогический всеобуч» для 150 тысяч работников образования из разных регионов России – учителей-предметников, администраторов, библиотекарей. Одновременно будут подготовлены команды преподавателей и методистов, которым в дальнейшем предстоит взять постоянную методическую поддержку педагогов в сфере ИКТ.
Разработчики проекта не обошли вниманием и проблему дистанционного образования. Предусмотрены значительные средства на развитие системы интернет-обучения школьников и поддержку заочных школ. Это позволит по крайней мере частично решить проблему «образовательного неравенства».
Наконец третий компонент проекта ИСО – создание системы межшкольных методических центров (ММЦ). Задачей этих центров станет оказание постоянной методической и консультативной помощи учителям в сфере новых технологий, организация различных курсов, представление грантов на образовательные проекты и педагогические инициативы. В семи пилотных регионах проекта (Республика Карелия, Ставропольский, Хабаровский и Красноярский края, Пермская, Калужская и Челябинская области) на базе наиболее «продвинутых» образовательных учреждений будут открыты 232 методических центра, охватывающих от десяти до шестидесяти близлежащих школ.
Фактически речь идет об апробации в российских условиях модели методической службы, которая позволит новым образовательным технологиям в буквальном смысле «дойти до каждого учителя».
Задачи первого года
Официально проект ИСО вступил в силу 28 февраля 2005 года. Он рассчитан на шесть с половиной лет – с марта 2005 по июнь 2010 г. При этом времени на «раскачку» в нем не предусмотрено: уже на первый год реализации задачи поставлены весьма серьезные.
Главная и самая сложная задача – запуск межшкольных методических центров. Уже закуплено компьютерное и презентационное оборудование для всех ММЦ на сумму около 10 млн. долларов. Сейчас на местах вовсю идут ремонт помещений, монтаж кабельных сетей, подбор и обучение персонала, формирование планов работы. Осенью этого года состоится открытие семи региональных систем ММЦ. Первым в начале октября стартует Ставропольский край (21 центр), завершат эстафету Красноярский край и Челябинская область – регионы с наибольшим числом ММЦ (54 и 50 соответственно). С 1 января 2006 года все ММЦ должны начать работу в плановом режиме: организовывать конкурсы педагогических инициатив, проводить обучение учителей прикрепленных школ, оказывать любую методическую помощь как очную, так и через Интернет.
Вторая важная задача – проведение конкурсов на разработку учебных материалов нового поколения. Организаторы проекта уже провели четыре семинара с потенциальными авторами и разработчиками новых учебных материалов. Их участниками стали все ведущие издательства и фирмы, которые занимаются созданием цифрового образовательного контента. Затем состоялся первый этап конкурсов концепций цифровых образовательных ресурсов к действующим учебникам и концепций инновационных учебно-методических комплексов. Окончательные итоги конкурсов и имена победителей станут известны к концу этого года.
Третья задача – запуск системы апробации цифровых образовательных ресурсов, которая должна заработать в пилотных регионах в сентябре 2005 года. Уже отобраны 28 апробационных площадок, объявлен конкурс на закупку необходимого им оборудования. Через них будут проходить все ресурсы и учебные материалы, разработанные в рамках проекта.
Наконец, еще одна задача первого года – начало массовой подготовки учителей-предметников, библиотекарей и школьных администраторов по использованию ИКТ в образовании. Для этого в ближайшее время будут разработаны вариативная программа 72-часового курса и комплект модульных учебно-методических материалов, представленные как в традиционном «бумажном», так и в электронном виде.
Первые результаты проекта ИСО учителя и дети должны почувствовать уже довольно скоро. Во всяком случае, есть хороший шанс, что учиться и работать в школе станет интереснее.
Михаил ШИФМАН
И на этапе подготовки проекта, и сейчас для нас первоочередной является задача мотивации педагогов к активному использованию ИКТ-ресурсов. Можно создать великолепные цифровые учебные материалы, поставить их в каждую школу, организовать широкомасштабное обучение учителей-предметников способам работы с такими материалами. Но все это не гарантирует, что педагоги действительно начнут использовать новые средства и технологии в своей повседневной работе.
Анализ зарубежного опыта показал, что проблема использования ИКТ в образовании непросто решается повсюду. В настоящее время, по официальным данным ЕС, лишь 15-20% учителей в странах Евросоюза активно используют ИКТ в своей работе. И это происходит в благополучных, развитых странах, где компьютеры и Интернет доступны повсеместно, где учителя получают достойную зарплату, где существует огромное количество цифровых образовательных ресурсов…
В России использование ИКТ во многом сдерживается техническими сложностями. Не всегда учебные CD имеют дружественный интерфейс, загружаются на персональных компьютерах с любой конфигурацией. Проект ИСО будет способствовать решению этих проблем: в его рамках будут подготовлены стандартизированные требования к качеству цифровых учебных материалов.
Организация учебного процесса с использованием ИКТ на первых порах требует от педагога больших усилий, нежели традиционная форма проведения занятий. Здесь есть определенный барьер – психологический, компетентностный, – который надо помочь преодолеть. Поэтому в проекте предусмотрена разработка регламентов работы школы в ИКТ-насыщенной среде. Эти регламенты будут предусматривать введение дополнительных штатных единиц, возможность деления класса на группы при проведении занятий с использованием ИКТ, надбавки педагогам, проводящим такие занятия, и т.д.
Решить задачу мотивации учителей к максимально широкому применению ИКТ в своей повседневной профессиональной деятельности поможет и создание комплектов цифровых образовательных ресурсов к действующим учебникам. В текст учебника будут включены ссылки на эти ресурсы. Кроме того, к этим учебникам будут подготовлены специальные методические пособия, содержащие рекомендации по использованию электронных ресурсов при проведении занятий.
С другой стороны, для тех педагогов, которые хотят и умеют работать по-новому, в рамках проекта будет разработано более сорока инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК). Они объединяют в себе учебник, рабочие тетради, электронные ресурсы, различные инструменты организации учебного процесса. Эти материалы должны помочь ребенку лучше понять сущность мира, увидеть взаимосвязи между всеми явлениями и событиями в природе и обществе, решать нестандартные задачи… Задача ИУМК – через изменение способов проведения урока, организацию педагогического процесса выйти на формирование нового содержания образования, отвечающего вызовам «информационного века».
Кстати, во время первого этапа конкурса концепций ИУМК мы столкнулись с неожиданной проблемой: некоторые эксперты оказались не готовы к оценке столь инновационных предложений. Они привыкли давать рецензии на традиционные учебные материалы, исходя из традиционных критериев, – соответствие образовательному стандарту, типовым программам, устоявшимся методикам преподавания и т.д. А тут перед ними оказались проекты, сделанные на основе принципиально иного видения всего учебного процесса…
С целью материального стимулирования учителей в проекте ИСО предусмотрена поддержка педагогических инициатив. Пока многие инновации, запускаемые «сверху», либо не доходят до массовой школы, либо оказываются невостребованными. Поэтому мы стремимся поддерживать и распространять тот удачный педагогический опыт, который уже показал свою эффективность в конкретных школах. Такая работа начинается в пилотных регионах уже в этом году.
Светлана АВДЕЕВА, руководитель проекта «Информатизация системы образования»
Приглашение участию в конкурсе на разработку информационных источников сложной структуры для системы общего образования
Национальный фонд подготовки кадров приглашает авторов, обладающих соответствующей квалификацией, к подаче заявок на получение средств целевого финансирования на разработку планов-проспектов ИИСС, а также издательства1 (или консорциумы издательств) к подаче заявок для прохождения квалификационного отбора для включения в список издательств, которые в дальнейшем могут привлекаться к разработке ИИСС.
В качестве ИИСС могут, к примеру, рассматриваться следующие цифровые образовательные ресурсы:
цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);
учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки;
специализированные энциклопедии (искусство, история, география и т.д.), определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учащихся и разные географические и климатические зоны России;
образовательные среды, основанные на комплекте цифровых географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли;
комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени);
виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления;
сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная Таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба и проч.).
Данный список не является исчерпывающим, авторы могут предложить и другие ресурсы по своему усмотрению.
Заявители, соответствующие необходимым требованиям [авторы учебных материалов и предприятия и организации, специализирующиеся на издании учебно-методических материалов на цифровых и бумажных носителях], могут получить более подробную информацию в Национальном фонде подготовки кадров у координатора конкурса Бутягиной Каринэ Левоновны по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 2 этаж, контактный телефон 937-43-50, электронный адрес: butiagina@ntf.ru. Определение ИИСС, требования к концепции и плану-проспекту ИИСС, а также формы заявок для авторов и издательств содержатся в Положении о целевом финансировании «Разработка информационных источников сложной структуры для системы общего образования». Положение о целевом финансировании и приложения к нему размещены на сайте НФПК в разделе «Конкурсы»/ «Конкурсы по специальным процедурам» по адресу www. ntf. Ru.
Заполненные формы заявки на участие в конкурсе, а также необходимые приложения заявители (авторы и издательства) должны представить в НФПК по вышеуказанному адресу: авторы – не позднее 16:00 по московскому времени 26 сентября 2005 г., издательства – не позднее 16:00 по московскому времени 31 октября 2005 г.
К рассмотрению также будут приниматься конкурсные документы, присланные по почте по адресу: 119121, Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5, 4 этаж, Национальный фонд подготовки кадров, Бутягиной К.Л. с пометкой на конверте «На конкурс ИИСС» с датой отправления на почтовом штемпеле не позднее 22 сентября 2005 г. – для авторов; и 27 октября 2005 г. – для издательств.
—————————————-
1 Под издательствами понимаются предприятия и организации (юридические лица) вне зависимости от форм собственности, специализирующиеся на издании учебно-методических материалов как на бумажных, так и на цифровых носителях.
Комментарии