Нарисовать картину развития отечественного просвещения за последние сто лет ≈ не такая уж легкая задача. Поначалу я честно пытался написать обзорную статью: выделить главные и второстепенные черты, обозначить тенденции, назвать имена героев и других действующих лиц, вспомнить памятные даты, подвести итоги, набросать прогноз… Но к концу третьей недели понял, что дело это гиблое. Не справиться и за три года. Даже история последней четверти ХХ столетия кажется мне необозримо огромной. Наверное, потому, что это история всей моей жизни. Что же тогда сказать о тех, кто отдал этому столетию тридцать, сорок, пятьдесят, шестьдесят лет жизни. Мы уходим из века, но век не уходит от нас. Да и куда он может уйти, если все живущие ныне люди уносят его в себе и будут нести еще очень долго.
…. – 1917
Тревожная зима
Политические преобразования, экономический рост, серебряный век, все это затронуло массовую школу начала столетия весьма поверхностно. Но, возможно, это и к лучшему. Ведь когда долго сдерживаемое рамками уставов и положений 70-х годов прошлого века среднее образование все-таки “вышло на реформу”, то эта реформа оказалась не только необратимой, но и неожиданно смелой и глубокой по содержанию.
1899
…Неточность в мышлении и наблюдении; затруднения при оперировании над отвлеченными понятиями; неспособность к обобщениям, неумение отличить главное от второстепенного, непривычка к критической оценке чужих мыслей и слов. Отсутствие умения излагать складно и понятно свои и чужие мысли как устно, так и письменно. Неспособность к самостоятельным занятиям без руководителя. Крайне ограниченный умственный кругозор, поражающий отсутствием культурных сведений. Неумение пользоваться литературным материалом. Отсутствие навыка в наблюдении и сознательного анализа наблюдаемого. Неумение применять на практике свои теоретические познания…
Таков скорбный лист недугов современного юноши, прошедшего курс гимназии и аттестованного зрелым перед судом его университетских наставников.
Из свода ответов профессоров
Московского университета на вопросы анкеты Московского учебного округа
1903
Ребята – мои одногодки – готовились идти в школу. Готовился и я. По букварю сестры старался выучить печатные буквы. Некоторым ребятам родители купили ранцы, и они хвастались ими. Мне и моему другу Лешке вместо ранцев сшили из холстины сумки. Я сказал матери, что сумку носят нищие и с ней ходить в школу не буду.
– Когда мы с отцом заработаем деньги, обязательно купим тебе ранец, а пока ходи с сумкой.
В школу меня отвела сестра Маша. Она училась уже во втором классе. В нашем классе набралось 15 мальчиков и 13 девочек. После знакомства с нами учитель рассадил всех по партам. Девочек посадил с левой стороны, мальчиков – с правой… Во второй класс все ребята нашей деревни перешли с хорошими отметками, и только Лешу, несмотря на нашу коллективную помощь, не перевели – по “Закону Божьему” у него была двойка.
Маршал Георгий Жуков.
Воспоминания и размышления
1904
Известно, что школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т.е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу. Если же школа будет держаться противоположного образа действий и не принимать в соображение господствующие вкусы и способности своих учеников, требовать от них равного расположения и равных успехов по всем учебным предметам, то толку будет мало; тогда первые в школе окажутся последними в жизни, и наоборот, что обыкновенно и бывает с нашими школами при их однообразных учебных курсах и свойственной им принудительности занятий.
Петр Каптерев.
Педагогический процесс
1905
17 марта в ярославской мужской гимназии застрелился гимназист V класса Попов, не выдержав постоянного издевательства над своим человеческим достоинством. Не находя поддержки в семье, впечатлительный юноша, почти мальчик, не нашел другого исхода, как покончить счеты с жизнью. Но самоубийство товарища взволновало всю местную молодежь…
К выносу тела из церкви собралась большая толпа, тысячи в 2-3, главным образом учащихся; но тут были и рабочие, и местная интеллигенция. Процессия с венками двинулась по главным улицам города. Впереди несли широкую красную ленту с надписью: “Жертве самодержавия!” На других лентах, прикрепленных к венкам, были надписи: “Жертве невинной цепей и насилия”, “Жертве школьного режима”, “Товарищу, погибшему в неравной борьбе” и др. Гроб несли до самого кладбища с пением. На кладбище над могилой были произнесены речи политического характера. Было выкинуто красное знамя с надписью “Да здравствует свобода!”, и затем толпа прошла по главной улице с песнями и криками: “Долой самодержавие!”, “Долой царя-убийцу!”. Дойдя до центра города, толпа рассеялась. Полиция вела себя крайне сдержанно… Настроение молодежи в Ярославле очень приподнятое. Арестов пока нет.
Нелегальная газета РСДРП
“Вперед”, N18 (последний)
1908
Наша современная школа как ненациональная лишена опоры в самой себе, и не тут ли коренится испытываемая ею печальная необходимость во внешней поддержке – в той иногда чрезмерной регламентации, на которой выросло современное недовольство ею, и не отсюда ли бессилие ее в средствах борьбы с волнениями учащихся, так как она не всегда располагает иными мерами, кроме запретительных и карательных?
Александр Мусин-Пушкин.
О национальных задачах
средней школы
1911
Как составляются училищные библиотеки и учебные руководства, как они выбираются? Очень просто, что одобрено Министерством народного просвещения! Я не знаю, что будет при нынешнем курсе министерства одобрено, но то, что было одобряемо при прежних курсах, не поддается никакому вероятию… Например, книга Вахтерова… Достаточно сказать о ней одно то, что на каждых десяти страницах – книга довольно объемистая – есть или рассказ о тюрьме, или рассказ каторжанина, или песня заключенного, или еще что-нибудь из этого быта. В чем же достоинство этой книги? И так нельзя сказать, чтобы крестьянская жизнь была светла и радостна… Неужели на этом нужно воспитывать детей?..
Из речи орловского
дворянина Владимира Шеншина
на VII съезде уполномоченных дворянских обществ
1912
…По всем приведенным расчетам, из которых наиболее оформленным и последовательным представляется, по моему мнению, расчет комиссии Государственной Думы, выходит, что государственное казначейство в течение 10 лет обязывается израсходовать сверх 70 млн. руб., которые расходует ежегодно в настоящее время, огромную сумму в 700 млн. руб., а земства и города сверх того, что тратят теперь, – 180 млн. руб.; всего, следовательно, 880 млн. руб. Оглянитесь кругом …на Севере – мятежная провинция, которая не хочет ничего и никого слушать, на Западе – вооруженные могущественные государства, на Юге и на Дальнем Востоке, горят пожары, которые грозят нам ближайшими опасностями, даже возможностью вооруженных вмешательств… Все наши финансовые усилия должны быть направлены прежде всего на оборону нашего Отечества…Чуть ли не 60% армии ютится кое-как и не имеет хороших помещений…Волосы становятся дыбом, когда случайно читаешь, в какой ужасной обстановке живут офицеры на Дальнем Востоке…
Из речи члена Государственного совета Петра Дурново
1915
В среднюю школу должны приниматься дети от 10-11 лет, с теми приблизительно познаниями, которые требуются законом…Учебный год должен иметь не менее 32 недель, причем летние каникулы должны продолжаться более 2,5 месяца…
В программу I ступени средней школы входят:
1) образовательные предметы: Закон Божий, русский язык, математика, история, география и естествоведение;
2) воспитательные предметы: рисование с черчением, пение (и музыка), физические упражнения (гимнастика, танцы, ручной труд).
Число недельных часов по классам этой ступени устанавливается в следующих пределах: в I классе – 24, во II и III – не больше 27, причем не менее 6 часов из этого количества в каждом классе должны быть отведены на воспитательные предметы…
С IV класса обучения начинается вторая, четырехлетняя ступень, для которой устанавливаются три основных типа с сохранением, однако, в каждом из них за русским языком значения важнейшего предмета: 1) отделение с одним новым языком с преобладанием гуманитарных предметов, 2) отделение с одним древним и одним новым языком, также с преобладанием гуманитарных предметов, 3) реальное отделение с одним новым языком и преобладанием в одной ветви математических, а в другой – естественно-научных предметов…
Существующий способ оценки знаний учащихся отметками и годичной проверки их путем экзаменов был осужден большинством. Более целесообразным и педагогичным было признано заменить цифровые баллы возможно частыми осведомлениями родителей учащихся о случаях неуспешности их детей… Логическим следствием отмены отметок и переводных экзаменов была признана и отмена выпускных испытаний…Награды и медали признаны подлежащими отмене…
Из Проекта реформы средней школы. Журнал Министерства народного просвещения, N11
1917-1941
Тяжелая весна
Весна. Некоторым кажется, что это прежде всего время надежд. Но те, кто с легким сердцем брался перекраивать действительность в 1917-м, никак не могли угадать, что вскоре Россию накроют 1918, 1921, 1930 годы и уж тем более 1937-й. Все новое поначалу кажется только светлым, иначе к нему никто бы не стремился. Но все-таки, даже оглядываясь назад, не стоит хулить эти далекие и страшные для многих годы. Весна приходит в свой черед для того, чтобы взошли все семена, брошенные в землю задолго до первых проталин. И как бы трудно и страшно ни жила в то время отечественная школа, она росла.
1917
Мы теперь дальше и дальше убегаем от нашей России, для того чтобы рано или поздно оглянуться и увидеть ее. Она слишком близка нам была, и мы годами ее не видели, теперь когда убежим, то вернемся к ней с небывалой любовью…
Испытав такую жизнь, никто не знает, что будет дальше и что нужно делать. Я вам скажу, что нужно делать: нужно учиться, граждане Российской республики, учиться нужно, как маленькие дети. Учиться!
Михаил Пришвин.
Дневники
1917
…Всякая истинно демократическая власть в области просвещения в стране, где царит безграмотность и невежество, должна поставить своей первой целью борьбу против этого мрака. Она должна добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики, и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учительских институтов и семинарий, которые как можно скорее дали бы могучую армию народных педагогов, потребную для всеобщего обучения населения необъятной России.
Но на простой грамотности …не может остановиться ни одна истинная демократия. Она должна стремиться к организации единой для всех граждан абсолютно советской школы в нескольких ступенях. Идеал – это равное и возможно более высокое образование для всех граждан…
Из воззвания наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского
1919
В целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте на родном или русском языке по желанию…
3. Народному комиссариату просвещения и его местным органам предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска..
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, рабочий день сокращается на два часа на все время обучения с сохранением заработной платы…
Из Декрета о ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР
1920
…В настоящее время не проходит дня, чтобы народный комиссар по просвещению не вынужден был давать интервью тому или другому заграничному журналисту… Мы умеем обыкновенно показать несколько образцовых колоний, несколько образцовых детских домов, построенных хотя бы приблизительно, по тому высокому типу, который выработали советские педагоги. Мы можем указать на несколько глубоко утешительных цифр, но мы сознаем прекрасно, что за всем этим зияет бездна разрухи. В результате есть даже большие губернские города, как, например, Калуга, где народное образование буквально стерто с лица земли, от него не осталось ничего…
Из обращения коллегии Наркомпроса РСФСР во ВЦИК,
СНК РСФСР и ЦК РКП(б)
1920
Отрицая старую школу, питая совершенно законную и необходимую ненависть к этой старой школе, ценя готовность разрушить старую школу, мы должны понять, что на место старой учебы, старой зубрежки, старой муштры мы должны поставить уменье взять себе всю сумму человеческих знаний, и взять так, чтобы коммунизм не был у вас чем-то таким, что заучено, а был бы тем, что вами самими продумано, был бы теми выводами, которые являются неизбежными с точки зрения современного образования…
Владимир Ульянов-Ленин.
Задачи союзов молодежи
1921
Положение дела просвещения в Донбассе катастрофическое. Среди горнорабочих 60% абсолютно безграмотны. Среди других рабочих и сельского пролетариата – до 75%. Школы почти не функционируют: помещения заняты и не освобождаются, свободные помещения большей частью разрушены, топлива нет в течение года. Учителей, материальных ресурсов для занятий не хватает. Дети рабочих разутые, раздетые, голодные. До 60000 беспризорных детей…Финансовое положение Губнаробраза Донбасса выражается в утвержденной смете 14,5 миллиарда, но с 1 января по 1 апреля с.г. было отпущено только 836 млн. руб., и ввиду катастрофичности положения местный Губисполком в порядке революционного распоряжения выдал еще 836 млн. Задолженность на 1 мая до 2,5 млрд.
Из доклада Наркомпроса РСФСР Совнаркому РСФСР по Донбассу
1924
…Уже наблюдаются картины, напоминающие страшный 1921 год. Население почти всех сел района… видя, что на месте ему нечего ждать от своих выжженных засухой полей, тысячами уходит на заработки в урожайные губернии… а малолетних детей оставляет на месте…Число малолетних детей, оставленных ушедшими, равно приблизительно от 4000 до 5000 человек…
Таким образом, кадр беспризорных детей неимоверно увеличивается, и в райисполком ежедневно являются десятки детей…Эти детишки просят…о приеме их в детские дома, рассчитанные по смете на 300 детей и не только уже заполненные, но и переполненные, так как число детей в них дошло до 400. Дальнейший прием детей в детдома района невозможен…
Из докладной записки
исполкома Петровского райсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Ставропольской губернии
1927
Долгие вечера, целые эпохи пустых дней сидела Мария Никифоровна и думала, что ей делать в этом селе, обреченном на вымирание. Было ясно – нельзя учить голодных и больных детей. Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении…
И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю. Тогда она созвала крестьян в школу и сказала про свое намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ.
Андрей Платонов.
Песчаная учительница
1930
Ввести с 1930/31 учебного года повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов…
Из постановления ЦИК и СНК СССР
о введении всеобщего обязательного начального обучения
1934
А в какой школе начинали работу наши учителя!
В деревенском доме с угарными печами. Парт не было. Скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочередно писали палочки. Счету учились на спичках и палочках, собственноручно выстроганных из лучины.
Виктор Астафьев.
Последний поклон
1935
Только пятьдесят пацанов-горьковцев пришли в пушистый зимний день в красивые комнаты коммуны Дзержинского, но они принесли с собой целый комплект находок, традиций и приспособлений, целый ассортимент коллективной техники, молодой техники освобожденного от хозяина человека…
Многое уже прошло, и многое забывается. Давно забылся и первобытный героизм, блатной язык и другие отрыжки. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, и много десятков их уже подходит к окончанию вуза: будущие инженеры, врачи, историки, геологи, летчики, судостроители, радисты, педагоги, музыканты, актеры, певцы. Каждое лето собирается эта интеллигенция в гости к своим рабочим братьям, токарям, револьверщикам, фрезеровщикам, лекальщикам, и тогда начинается поход.
Антон Макаренко.
Педагогическая поэма
1939
Экономический совет при Совнаркоме Союза ССР отмечает, что… план школьного строительства текущего года по РСФСР оказался невыполненным.
На 20 августа с.г. закончены строительством лишь 51 городская школа из 343 по плану и 106 сельских из 1150 строящихся школ на селе.
Экономический совет при СНК Союза ССР постановляет:
1. …Предупредить председателей СНК АССР, краевых (областных) исполкомов, что впредь никаких отсрочек по школьному строительству дано не будет и что они несут личную ответственность за выполнение сроков окончания строительства школ…
Из постановления
N 923 Экономического совета
при СНК СССР
1940
Они остановились у домика, где жила старуха-молочница. Тимур оглянулся. Людей вблизи не было. Он вынул из кармана свинцовый тюбик с масляной краской и подошел к воротам, где была нарисована звезда, верхний левый луч которой действительно изгибался, как пиявка. Уверенно обровнял, заострил и выпрямил лучи.
– Скажи, зачем? – спросила его Женя. – Ты объясни мне проще: что все это значит?
Тимур сунул тюбик в карман…и, глядя Жене в лицо, сказал:
– А это значит, что из этого дома человек ушел в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой.
Аркадий Гайдар.
Тимур и его команда
1941-1961
Бурное лето
Лето российского образования началось с войны. Вернее, это война пришла в начале лета и до основания разрушила многие мифы первых десятилетий советской власти. Но система образования СССР не только выдержала испытание на прочность, но и доказала свою абсолютную “железную” состоятельность, работая в таких условиях, на которые не рассчитывал ни один из ее создателей и противников. И когда война, наконец, отхлынула, мир вдруг заметил в небесах крошечную точку первого спутника. А там над облаками, куда прежде разрешалось залетать только ангелам, свободно парили вчерашние гжатские мальчишки и ярославские девчонки. И в кармане у каждого из них лежал аттестат зрелости.
1941
У русских прежде всего отсутствует эта типично европейская усталость перед проблемами жизни, которую мы часто только с трудом преодолеваем. Их любознательность не знает пределов… Образованность настоящей русской интеллигенции напоминает мне идеальные типы людей Ренессанса, уделом которых была универсальность знаний, не имеющая ничего общего с “обо всем понемножку”… Здания школ даже в деревнях современны, с первоклассным школьным оборудованием…
Из дневника немецкого майора ЭРНСТХАУЗЕНА
1942
В апреле открыли школы… Надо было определяться в жизни и мне. В райисполкоме спросили:
– Хочешь в детдом? Еще можно в ремесленное училище.
Я выбрала ремесленное. Помещалось оно на 11-й линии Васильевского острова. Нас учили делать табуретки. Помню глаза нашего мастера, когда он увидел, с каким трудом я волоку по деревяшке фуганок.
– Ты вот что, пока недельку не работай, набирайся сил. Садись вот тут на стружку и сиди. Отойдешь.
Анастасия ЛУГОВЦЕВА.
Ребята с нашего двора
1947
Советскую молодежь захлестнула волна нравственности. Приличные девушки не ходят в ночные клубы. Приличные девушки не курят. Приличные девушки не красят губы и ногти. Приличные девушки одеваются консервативно. Приличные девушки не пьют. И еще приличные девушки очень осмотрительно ведут себя с парнями.
Дж. СТЕЙНБЕК.
Русский дневник
1956
В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября плату за обучение в старших специальных и высших учебных заведениях СССР.
Постановление Совета
Министров СССР
1957
В СССР основной акцент делается на овладении наукой и техникой как мальчиками, так и девочками, и здесь таится величайший вызов нашей системе. В дополнение к 10 годам солидной математической подготовки каждый ученик 4 года изучает химию, 5 – физику, 6 – биологию… Рядовые советские юноши и девушки, заканчивающие десятилетку (у нас двенадцатилетка), имеют лучшую научную подготовку, особенно по математическим дисциплинам, чем большинство выпускников американских колледжей.
Дж. ХАНТЕР.
Внутри современной России
1961-1988
Долгая осень
Кто в 1961-м мог подумать, что лето уже кончается? Что обещанный коммунизм так никогда и не наступит, а его будущие строители будут с каждым годом отдавать все больше сил на “устройство личной жизни”? Что диплом инженера станет цениться дешевле, чем место кладовщика? Что борьба с плохими отметками обернется массовой подделкой хороших? Что появится поговорка: “Нету дороги – иди в педагоги”? Что для многих школа из “второго дома” станет “первой тюрьмой”?
Но ведь не для всех же! 60-70-е годы не только обнажили проблемы советского образования, но и доказали его надежность и востребованность в новых социальных условиях. Другое дело, что просветительские задачи первых лет революции были уже плохо или хорошо, но выполнены, а ставить новые никто не спешил.
1964
С начала учебного года средние школы в течение двух лет переводятся на 10-летний срок обучения.
Из решения Совета Министров СССР
1977
Денег на нужную вещь никогда не жалко. Но транзистор я покупать тебе просто запрещаю… Меня очень беспокоит потребительское отношение некоторой части нынешней молодежи к духовным ценностям, особенно к музыке. Не хотят учиться играть на скрипке или кобзе, не хотят петь. Довольствуются музыкой, записанной на пленку. Так можно дойти до полного отупения… Посылаю 45 рублей. Купи скрипку, самоучитель… Если не хочешь учиться играть на скрипке, купи на эти деньги книги по искусству…
Василий СУХОМЛИНСКИЙ.
Письма к сыну
1988 – ….
Пятое время
Время, в котором живем мы. Многие скорее не живут, а выживают или доживают. Для них жизнь похожа на зиму. Для других на дворе весна, потому что можно снова затевать революции и реформы, грезить несбыточным, воплощать невозможное. Для тех немногих, кто уже давно готовился к нынешним событиям, сейчас наступило лето. Жаль, конечно, что нигде не пахнет осенними “плодами”. Но ведь это совсем не значит, что наше время бесплодно. Просто пока рано собирать урожай…
1988
…Съезд видит главные источники ускорения перестройки образования во всемерном повышении социальных и экономических ценностей образования, в признании на деле образованности и культуры в качестве важнейших факторов обновления социализма, в творчестве преподавателей, воспитателей и учащихся.
Из резолюции Всесоюзного съезда
работников народного образования
1990
Сегодня пора, наконец, сказать прямо: советская школа не образовывает детей и не воспитывает их. Она как бы делает и то, и другое. Последствия же антиобразования и антивоспитания становятся все более драматическими, а то и трагическими. Но конвейер, запущенный главным инженером по производству безгласных человеческих душ, – вместе с его подручными по педагогическому ведомству, – работающий на энергии страха, насилия и лицемерия все еще на ходу.
Владимир МАТВЕЕВ.
Новая школа: мы боимся ее или строим?
1997
Один отец уговаривал сына бросить работу в какой-то денежной фирме и готовиться к экзаменам в институт. “И не подумаю… Я с десятилеткой зарабатываю в десять раз больше тебя с твоими двумя высшими образованиями”, – отчеканил, как по физиономии отцу надавал, сын.
Лина ТАРХОВА.
Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели
2000
Нынешняя система социальной поддержки, основу которой составляют безадресные пособия и льготы, устроена так, что распыляет государственные средства, позволяет богатым пользоваться общественными благами за счет бедных. Формально бесплатное образование и здравоохранение – фактически платные и порой недоступны для малообеспеченных. Детские пособия мизерны и не выплачиваются годами. Пенсии скудные и не привязаны к реальному трудовому вкладу… У нас нет другого выхода, как сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять те, которые мы сохраним. Только так можно восстановить доверие народа к государству.
Владимир ПУТИН.
Из президентского послания Федеральному Собранию РФ
Листья собрал и подготовил Иван ЛОПАТИН
Комментарии