search
main
0

Времена не выбирают…

Наставники выпускников огненного выпуска

Канское педагогическое училище было образовано в 1927 году. На основании воспоминаний выпускников мне хочется составить общий портрет педагогов-наставников студентов довоенной и военной поры. Надо отдать должное выпускникам этих лет. Бессмертный полк училища сегодня насчитывает 140 бойцов. Среди них и Герой Советского Союза, и воины, награжденные многими боевыми орденами и медалями.

Выпускница 1941 года Анна Мацаренко (Климова) так охарактеризовала наставников: «Это преподаватели, которые нам помнятся как прекрасные люди, самые близкие, самые добрые, человечные. У них мы учились наукам, мудрости жизни, поведению, отношению к ученикам. Эти педагоги были для нас образцом во всем».

Ее однокурсница Фаина Волобуева добавляет: «Наши учителя без пышных фраз создавали настрой вдохновения, стремления, увлечения. Поэтому нам хотелось везде успеть. Прыгали с парашютной вышки, учились на реке Кан управлять катерами. И примером жизнелюбия для нас были наши педагоги, которые во всем поддерживали нас».

А Иван Шкетов, окончивший училище в 1938‑м, вспоминал: «Мы работали учителями начальных классов, подготовленными особенно по русскому языку и математике. Хорошо владели музыкальными инструментами. При поступлении в университет я не сделал ни единой ошибки в сочинении. Все удивлялись, что училище находится где-то в глубокой Сибири, а такие знания. А это потому, что нам все предметы преподавали на высоком уровне педагоги – выпускники университетов Ленинграда, Москвы. Требовательность к студентам была высокой. Проверяли, как мы выполняли домашние задания. Приходили в общежитие и обходили все комнаты. Спрашивали всегда каждого, что он прочитал из художественной литературы. Даже проверяли читательские карточки в городской библиотеке, чтению придавалось очень большое значение».

Читая эти воспоминания бывших студентов, я поражалась. За плечами у них либо фронт, либо суровый тыл. Писали они свои воспоминания через 40-60 лет, далеко позади осталась холодная и голодная студенческая жизнь, а столько хорошего сохранилось в их памяти.

Василий Ивановский, выпускник 1939 года, особо выделяет: «Военное дело у нас было поставлено хорошо. Сдавали плавание, нормы на значок «Ворошиловский стрелок», были лыжные кроссы по Тасеевскому тракту, сдавали нормы на значок ГТО».

Будущим учителям давали при этом глубокие и прочные знания, прививали любовь к детям, к будущей профессии, воспитывали чувство любви к Родине, уважение к армии, отстаивающей честь и свободу своей Отчизны.

Бывшими студентами больше всего оставлено воспоминаний о супругах Францевых. Леонид Сергеевич Францев (1889-1968), выпускник Петербургского университета, короткое время работал завучем, директором. Он был талантливым математиком. Неоднократно выступал со статьями на страницах центральных педагогических журналов. Ему первому в Канске было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР с вручением нагрудного знака.

Супруги Францевы почти сорок лет проработали в училище.

Афанасия Петровна Францева (1891-1977), биолог, выпускница Высших женских курсов Петербургского университета, трудовой путь начала в 1917 году в Канской женской гимназии. С 1933 года и до конца трудовой деятельности преподавала биологию в педучилище. За самоотверженный труд в деле подготовки учительских кадров неоднократно награждалась грамотами, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1956‑м ей было присвоено звание отличника народного просвещения.

А вот какие воспоминания о супругах оставили выпускники.

Алексей Савинок: «Афанасия Петровна была довольно строгая. Двойками не увлекалась, чаще назначала время, и ученики являлись в кабинет биологии, отвечали».

Ефросинья Ткаленко: «Представьте, в класс входит высокая статная учительница в белой тонкой блузке и черной юбке и произносит: «Сегодня хорошая погода. Пойдем в лес на экскурсию, соберем осенний гербарий, может, удастся лягушек наловить для вскрытия…»

Если задерживалась стипендия, то часто студентов выручал Леонид Сергеевич Францев. Он снимал свои сбережения и давал на стипендию. Потом, когда появлялись деньги на стипендию, дирекция производила расчет с преподавателем. Все выпускники того времени единодушны в своем мнении: «Много было хороших педагогов, но самыми любимыми были супруги Францевы. Они старались дать нам как можно больше знаний, умений, навыков. Во всех мероприятиях участвовали вместе с нами».

Единственный сын супругов Францевых не вернулся с фронта. Сергей проявлял выдающиеся математические способности, по окончании школы поступил в МГУ. В первые дни войны ушел на фронт и вскоре погиб под Могилевым, в Белоруссии, не успев написать родителям ни одного письма с фронта. Они всегда держались мужественно, но боль потери иногда прорывалась…

Много теплых слов оставили выпускники о Павле Львовне Пежемской, преподавателе русского языка и литературы, классном руководителе огненного выпуска сорок первого года. Эрудированная, живая, эмоциональная Павла Львовна слыла мастером своего дела. Не только хороший педагог, но и прекрасный воспитатель, организатор добрых дел, она отдавала все свои знания, чтобы вырастить из учеников настоящих учителей. Находила индивидуальный подход к каждому, как говорят, умела разглядеть в лесу отдельные деревья.

Алексей Савинок из огненного выпуска особо выделяет также Ефима Яковлевича Шипунова, педагога по музыке и пению: «В кабинете пения стоял рояль. Изучали нотную грамоту, пение по нотам, слушали музыку, исполняли песни под аккомпанемент педагога. Чаще всего это были «Песня об «Артеке», «Если завтра война», народные песни». Каждый должен был научиться играть на каком-либо инструменте – скрипке, балалайке, гармони и т. д. Я играл на мандолине».

Особых слов и подробного рассказа заслуживает Мария Федоровна Полякова, преподаватель химии, завуч. В конце июня сорок первого она стала директором училища. Училище было смыслом ее жизни, ее судьбой. 11 лет она была у руля училища. Самыми трудными были военные годы, когда уходили на фронт учителя и ученики, голод и холод мешали работе и учебе, семьи учителей и учеников получали похоронки. Пришедшее с фронта сообщение о гибели мужа подкосило Марию Федоровну. И сколько ей надо было иметь сил, чтобы продолжать и дальше воодушевлять коллектив преподавателей и будущих учителей, вести их за собой…

Вот как она сама рассказывала о тех годах: «Во время войны мы сталкивались с большими трудностями. Учащиеся все делали сами: возили дрова, работали в подсобном хозяйстве. Студентов отличала большая работоспособность, они, например, вскопали лопатами участок в 14 гектаров для посадки овощей. На участок ходили пешком, а это более 10 км. Большую помощь оказывали фронту, госпиталям. «Победить врага не только своими делами, но и учебой!» – девиз тех лет».

Вскоре учебное здание было отдано военному ведомству, следом передали общежитие, столовую, столярные мастерские. Учебные занятия проходили в двух домах по улице Московской. В течение войны училищу дважды передавали эти дома и дважды их переселяли. Всякий раз приходилось делать ремонт. Занятия проходили даже в третью смену, до двух часов ночи. Переезжая из одного здания в другое, всегда старались сохранить библиотеку и все учебное оборудование.

И надо отметить, что в эти трудные годы педагоги не снижали уровня преподавания, а студенты очень старались знания закрепить, о чем свидетельствуют, например, показатели 1942-1943 годов: абсолютная успеваемость – 95,5%, из 77 выпускников все получили звание учителя начальной школы, отличников – 23, ударников – 43. А ведь не хватало учебников, тетрадей, чернила делали из сажи, конспекты писали в тетрадях, сделанных из старых газет.

А какие птенцы выпархивали из стен училища! 17-18‑летние юноши превращались в настоящих орлов. К примеру, Василий Крамар после войны окончил две академии – Военную имени М.В.Фрунзе и дипломатическую. Почти четверть века был на военно-дипломатической службе. Имеет 20 правительственных наград, полученных в годы войны и в мирное время. Мне лично посчастливилось несколько раз повидаться с ним, побывать в гостях, услышать его воспоминания. Он тогда назвал фамилии своих сокурсников, участников Великой Отечественной войны, о которых мы еще не знали. Человек он был скромный, простой в общении, настоящий патриот и защитник Отечества. Передала ему свои Книги Памяти «Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища».

Мой вывод: заслуга всех педагогов училища велика. Разве могли 140 бойцов Бессмертного полка сражаться по-иному? Ведь именно это поколение педагогов сумело привить им самые высокие нравственные качества.

Татьяна ЮРКИНА, отличник народного просвещения, краевед, Канск, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте