Весь год прекрасен, как и наша жизнь, от начала и до конца. Но у каждой поры своя особая прелесть. Четыре состояния мира и человеческого сердца, четыре времени года помогают мне осмыслить: кто я? что я? какова моя дорога? Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников.
Зима. Все сковано стужей и засыпано снегом, в тепле домашнего уюта хорошо размышлять… что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись в профессии. Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы. Я не работаю воспитателем, я – человек, живущий во имя детских голосов, человек, играющий множество ролей, словом – воспитатель, и мне нравится им быть.Маленький ребенок от рождения наделен удивительным даром – радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых и обыденных вещей: оттого, что ему подарили воздушный шарик, оттого, что светит солнце, от прочитанной на ночь сказки… И здесь важно сделать сам процесс воспитания радостным и наполненным яркими впечатлениями. Главное условие – это активное творческое взаимодействие педагога с детьми, атмосфера любви и добра, увлеченность общими интересами. Кроме того, в условиях постоянно меняющейся ситуации образования необходимым качеством становится и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, содержания, форм и методов образовательного процесса. Ведь как говорил Андрей Вознесенский: «Свет должен быть собственного производства».Еще, на мой взгляд, для педагога важна способность к рефлексии. Важно не только увидеть свою проблему, но и принять ее, а приняв, захотеть искать пути ее решения. Убеждена, постоянный самоконтроль, самокритика и самовоспитание – вот спасение от иллюзии собственной непогрешимости и путь к совершенствованию, постижению и развитию самого себя. Мой мир наполнен разными красками и впечатлениями, его обогащает каждодневное общение с детьми, коллегами, родными, друзьями. Особое место занимает книга, помогающая постичь мудрость жизни на языке поэзии и прозы, сказок и эпоса, трагедии, романа, комедии и повести. Мою жизнь наполняют стихи Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, сокровенные мысли произведений Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Джона Голсуорси, Уильяма Шекспира. В минуты отчаяния, уныния, тревог в меня вселяет оптимизм проза Михаила Зощенко, Аркадия Аверченко, Михаила Жванецкого.Весна. Весной, как в жизни, все неожиданно и непредсказуемо. Ласковое журчание ручейков, солнечная улыбка и синева неба сменяются грозными громовыми раскатами, студеным ветром и бурным паводком, сметающим все на своем пути. Моя весна – это дети. Говорят, сколько человек выучил языков, столько жизней прожил. А я скажу иначе: сколько ты выучил детских языков – столько жизней на твою долю выпало.Не нужно иметь за плечами большой педагогический опыт, чтобы понять, что дошкольнику с его наглядно-образным типом мышления необходимо все самому «проиграть», «прошагать», «пропеть» – словом, «прожить». А это невозможно без комплекса современных педагогических средств. Ведь современные информационно «продвинутые» дети требуют применения современных технологий. И тогда каждый день станет удивлением и поиском, игрой и творчеством, исследованием и открытием. Поэтому, ориентируясь на природную сущность ребенка-дошкольника, я остановила свой выбор на комплексной программе «Развитие» (под редакцией О.М.Дьяченко), методике развития исследовательской деятельности А.И.Савенкова, информационно-коммуникационных технологиях, методических подходах И.В.Мавриной и Л.С.Римашевской к развитию навыков сотрудничества у детей. Для меня очень значимо не только развивать творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке, но прежде всего воспитать в нем личность, Человека с большой буквы. А для большой буквы нужна большая Любовь.Лето. Вечер, легкие сумерки. Приходилось ли вам наблюдать, как расцветает ночная красавица? Высокая ветка вся усыпана желтыми бутонами. Кажется, ничего не происходит. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, один за другим бутоны начинают распускаться сотней ярких цветов, светящихся в темноте, будто крохотные фонарики. При виде этого волшебства каждого наполняют чувства восторга и удивления. Так и я каждый день вместе с родителями воспитанников становлюсь свидетелем и участником подобного чуда, когда наши дети раскрывают свой мир. И мы вместе удивляемся, радуемся и восторгаемся, ведь мы – команда единомышленников, открытая к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству.Осень. Закатное солнце, бросая яркие лучи, близится к верхушкам сосен. Солнце заходит, и все полно невыразимой печали. Но приобретенная мудрость – плоды зимних раздумий, весеннего пробуждения, летнего расцвета – наполняет мою жизнь особым смыслом. Как могу я не преклониться с благодарностью перед судьбой, подарившей мне мудрых наставников: моя первая воспитательница в детском саду, мой классный руководитель в школе, университетские преподаватели, мой первый трудовой коллектив. Сильное влияние в период становления в профессии оказали на меня идеи Василия Александровича Сухомлинского, Леонида Абрамовича Венгера, Януша Корчака. Их необыкновенно высокая культура, глубина души сформировали мое отношение к миру и к делу, которому я служу.Мой путь – путь познания и самосовершенствования. Путь трудный, но прекрасный. Ведь я, как сказал Омар Хайям, «школяр – в этом лучшем из лучших миров». И снова продолжается мое восхождение к вершинам педагогического мастерства, точка в котором никогда не может быть поставлена.Екатерина ЛЕПИХИНА, воспитатель детского сада №88, Березники, Пермский край
Комментарии