2014-2015 учебный год стал еще и Годом 70-летия Великой Победы. Среди многих значимых мероприятий был и конкурс «Времен связующая нить: урок в школьном музее», который провел ГМЦ и в котором приняли участие практически все музеи столичных школ. Можно сказать, что апофеозом конкурса стало участие победителей в фестивале «Интермузей-2015», состоявшемся в Манеже, где о своем творчестве рассказывали практически все крупные российские музеи, где работал детский центр и была устроена концертная площадка. Городской методический центр провел круглый стол, на котором были представлены лучшие музейные проекты. Перед участниками «Интермузея-2015» блестяще выступили учитель истории школы №04 Светлана Аленина; педагог дополнительного образования ЦО №1311 «Тхия» Анна Варшавская, учитель гимназии №1619 Надежда Кажурова, учитель школы №2109 Наталья Лузикова, воспитатель гимназии №491 Елена Шокова, учитель гимназии №1567 Наталья Рощина, учитель гимназии №1530 «Школа Ломоносова» Ирина Чайкина, учитель школы №479 Екатерина Тихонова. Модераторами круглого стола стали заместитель директора ГМЦ Дмитрий Зернов, методист ГМЦ Светлана Мелина.
Старт городского конкурса был дан 1 сентября 2014 года. Прием заявок педагогов на участие в окружных этапах городского конкурса осуществлялся до 31 октября 2014 года, по итогам которого был сформирован лонг-лист конкурса, состоящий из 1100 заявок участников, на окружном этапе в него вошли 344 участника, а в финал городского конкурса вышли 75 участников – победителей окружных этапов, которые представили лучшие мастер-классы по номинациям «Интерактивное занятие» и «Традиционный урок» для четырех возрастных категорий воспитанников и обучающихся: для детей дошкольного возраста, для учащихся начальных классов, для учащихся основной и старшей школы.Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного тем, что при его проведении основным источником новой информации для учащихся становится не только рассказ педагога, но и подлинные памятники истории и культуры. Урок можно проводить как в музее, так и в классе с использованием музейных предметов. Темы уроков могут касаться школьной программы, их можно предлагать ученикам в рамках практически всех учебных предметов, они могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой-либо отдельной сфере жизни или событии.Для самых маленьких воспитанников детских садов руководители школьных музеев и педагоги дошкольных отделений образовательных комплексов представили такие интерактивные занятия, как «Этот удивительный космос», «В поисках самого, самого… в музее «Квартира Чебурашки», интерактивные экскурсии в краеведческий музей «Бабушкин сундук», а также занятие «Знакомство с дымковской игрушкой». Лауреатом III степени стала педагог ЦО №1311 «Тхия» Анна Варшавская, которая представила семейное интерактивное занятие «Листая семейный альбом» в виде исторической реконструкции быта, досуга и обстоятельств жизни людей XX века. Участникам мастер-класс запомнился своим необычным колоритом и напоминанием, что самые лучшие семейные фото хранятся в вашем семейном альбоме, а образ ушедшей эпохи изучается через интерес к фотографии того времени. Лауреатом III степени стала и воспитатель дошкольного подразделения «Светлячок» гимназии №491 Елена Шокова, которая подготовила и провела занятие «Война глазами детей» в музее образовательной организации «Оборона Москвы». Лауреат II степени – воспитатель школы №763, педагог дополнительного образования Наталья Пристанкова, представила интерактивное занятие «История в коробке с пуговицами», во время которого в игровой форме ознакомила детей дошкольного возраста с историей пуговиц и помогла им понять, что история этого маленького предмета связана с общей историей нашей страны. В этом детском саду есть музей «Комната русского быта», где кроме постоянной экспозиции проходят временные тематические выставки, например, на выставке «Мир пуговиц» представлены пуговицы разных стран XIV – XX веков из частной коллекции, авторские куклы и панно с использованием пуговиц, работы детей и родителей. На простые, привычные вещи можно посмотреть с другой – неожиданной, интересной – стороны. Во многих детских садах в последнее время возник интерес к пуговице как экспонату мини-музея. Методическая разработка этого занятия может применяться на экскурсиях в музее детского сада с детьми старших и подготовительных групп, школьниками младших классов. Лауреатом I степени в номинации «Интерактивное занятие для детей дошкольного возраста» стала воспитатель школы №494 им. Рожкова Ирина Архипова, которая показала интерактивное занятие «Волшебный клубок». Это занятие в виде сказочного путешествия вели воспитатели в народных костюмах. С помощью волшебного клубка дети смогли осуществить виртуальную экскурсию по городам Золотого кольца России и ознакомиться с такими народными промыслами, как гжель, хохлома, павловопосадские платки. Дети могли на занятии придумать наряд для матрешки и раскрасить ее, спеть «Во кузнице» и сыграть на народных инструментах. Это занятие в детском саду проводят в системе развивающих занятий в виде семейных гостиных, которые нравятся не только детям, но и их родителям.Важной номинацией «Традиционный урок для учащихся начальных классов», в рамках которой были представлены интегрированный урок математики и технологии в музее боевой славы «Ветераны Великой Отечественной войны 15-го микрорайона Зеленограда»; урок в школьном музее «От гусиного пера до шариковой ручки»; урок в школьном музее «Русская изба». Лауреатом III степени стала учитель начальных классов школы №494 Светлана Замотайкина с уроком литературного чтения «Дедушкин орден». На этом уроке учащиеся читали и обсуждали рассказ «Дедушкин орден», ознакомились с такими музейными экспонатами, как планшет, фронтовые письма, ордена и медали, которые бережно хранят в школьном музее. Тема Великой Отечественной войны красной нитью проходила у многих участников городского конкурса. Урок «Музыка в жизни учеников 2-й московской артиллерийской спецшколы» представила учитель музыки школы №1231 им. В.Д.Поленова Ирина Данилина, участники конкурса вместе с экспертами и зрителями в зале исполнили на мотив «Ты одессит, Мишка…» песню специальной артиллерийской школы «Ведь ты, москвич, друг мой, а это значит…». Учитель начальных классов школы №479 Екатерина Тихонова (лауреат II степени) показала мастер-класс с представлением своего урока на тему «Что мы знаем о войне» в музейном комплексе «Боевой путь 628-й гвардейской ордена Ленина армии», который был создан по инициативе и активном участии дважды Героя Советского Союза Маршала В.И.Чуйкова. Ребята отправились в путешествие по школьному музею, получили новые знания о Великой Отечественной войне, исполнили гимн Российской Федерации, песню «Катюша», а также прочитали стихотворения о войне, объяснили понятия «мир» и «война». Мальчики научили девочек складывать фронтовое письмо (была организована работа в парах), увидели копии настоящих писем от дочерей и сыновей отцам на фронт, приняли участие в командной интерактивной игре «Собираем посылку на фронт». Учитель гимназии №1542 Ирина Попова (лауреат II степени) провела урок изобразительного искусства «В гости к нам пришли матрешки» в школьном этнографическом музее «Бабушкин сундук». Дети ознакомились с украшением матрешки в технике декупаж, а также использовали графические планшеты и компьютеры для подготовки эскиза и реализации творческих замыслов учащихся в образе матрешки. Учитель школы №1944 Светлана Хлопьева стала лауреатом I степени и представила урок «Слово в языке и речи» в школьном музее «Русская изба».Номинация «Интерактивное занятие для учащихся начальных классов» удивила всех многообразием форм работы с учащимися: это и спектакль-сказка «Народные промыслы России» Ирины Шестаковой (школа №1970), игра-экскурсия «Москва пушкинского детства» Елены Ахмелкиной (школа №345 им. А.С.Пушкина), игра-викторина «В гости к русской печке» Елены Фалалеевой (школа №2093 имени А.Н.Савельева). Педагог-организатор гимназии №1569 «Созвездие» Ирина Лытаева (лауреат III степени) провела для всех интерактивное занятие «Весна пришла – капель принесла», на котором дети узнали о причинах перемен в природе с наступлением весны, отгадывали весенние загадки, читали стихи, дополняли пословицы, отвечали на вопросы викторины, играли и участвовали в конкурсах, активно при этом используя музейные предметы. В конце занятия участники мастер-класса, как и учащиеся на занятии в школьном музее, сделали символ весны – поделку «Птичка» из салфеток – и оставили себе на память. Тема войны была основной для педагогов, которые представили интерактивное занятие «День Неизвестного Солдата» (лауреат II степени Ирина Циброва, лицей №1793), «Животные – герои Великой Победы» (учитель начальных классов школы №1739 Ирина Турова). На этом занятии дети узнали, что во время Великой Отечественной войны на фронтах служили 40000 собак, была и «мяукающая дивизия» из 5000 кошек и котов, на фронте использовали лошадей, лосей и даже более 350 верблюдов. Голуби во время войны доставляли сведения, их использовали для уничтожения объектов противника. Дети на занятии отвечали на вопросы викторины, решали математические задачи и делали голубя мира в технике оригами. Лауреат I степени городского конкурса Наталья Гривачева (школа №1286) подготовила и провела интерактивное занятие «Мы за чаем не скучаем», на котором ребята ознакомились с такими музейными предметами, как сундук, самовар, подстаканники, узнали много пословиц, загадок о чае и чаепитии, сделали из них интересные книжки-малышки. Кандидат педагогических наук Людмила Скрипник из школы №2101 «Филевский образовательный центр» (лауреат I степени) представила интерактивное занятие «Сказка учит безопасности», показала на примере знакомых с детства русских сказок («Гуси-лебеди», «Крошечка-Хаврошечка») актуальную проблему безопасности поведения в социобытовых ситуациях.В номинации «Традиционный урок для учащихся основной школы» педагоги представили уроки истории, музыки, МХК, литературы, геометрии. Лауреатом III степени стала учитель музыки и МХК Государственной столичной гимназии Марина Конорева с уроком музыки «И нету жизни без судьбы, и без судьбы нет песни», показав значимость песен военно-патриотического жанра для формирования боевого духа советских воинов во время Великой Отечественной войны: учащиеся вспомнили названия песен войны, прослушали патефонные записи, а затем и инсценировали эти любимые песни. Лауреатом III степени также стала Юлия Русова из школы №2086, которая подготовила удивительный квест «Великая Отечественная война. Подвиг 13-й гвардейской стрелковой дивизии имени дважды Героя Советского Союза А.И.Родимцева». Ребята получили рабочие листы с заданиями по портретной галерее Героев уникального школьного музея, по реликвиям с полей сражений. Были задания с QR-кодами и азбукой Морзе. Все музейные предметы этого квеста стали объектами пристального изучения учащихся и надолго останутся в их памяти. Теме войны были посвящены уроки «Письмо с фронта» учителя школы №609 Татьяны Беликовой (лауреат III степени), «Образ войны в ленинградской симфонии Шостаковича» учителя школы №2091 Инги Руденко. Лауреатом II степени стала учитель школы №1747 Елена Филимонова с уроком «Узоры Русского Севера». Наибольшее количество использованных музейных предметов в этой номинации продемонстрировала учитель истории школы №904 Светлана Аленина (лауреат I степени) при проведении урока «Культура и быт Руси Средних веков». Сначала экскурсоводы рассказали о музее «Мы – россияне» и показали, как правильно надеть лапти и разгладить льняной холст с помощью рубеля, потом все участники подбирали народный костюм, узнали, чем отличается южный девичий костюм от северного женского, угадывали, какие инструменты использованы в оркестре, исполнившем «Русские наигрыши», и находили их среди музейных экспонатов. В конкурсном задании «Хозяин и хозяйка» учащиеся должны были назвать такие части крестьянской избы, как красный угол, бабий кут, мужской угол, и, используя музейные предметы, их обустроить. Самым вкусным конкурсным заданием стал конкурс по определению с закрытыми глазами на вкус, из какого зерна приготовлена традиционная русская каша. При подведении итогов урока была использована викторина, за правильные ответы дети получали вкусные баранки.Один из конкурсных дней городского конкурса «Времен связующая нить – урок в школьном музее» состоялся в Центре толерантности. Педагоги образовательных организаций провели мастер-классы в номинации «Традиционный урок для учащихся старшей школы»: урок истории «Московская битва», Г.Рогоманова, школа №2000; урок литературы «Творчество Фадеева. Роман «Молодая гвардия», Э.Заливина, школа №1499; урок истории «Вооружение Советской армии в годы Великой Отечественной войны», Е.Антипина, школа №14 СП №2; урок физики «Физика и век технического прогресса», О.Морозенко, школа №1191; урок истории «Защитники твои, Москва», А.Кузнецов, гимназия №1528; урок истории «Герои – гордость страны», С.Голдырева, школа №2122; урок ОБЖ «Вооруженные силы РФ – основа обороноспособности страны. Боевые традиции и ритуалы ВС РФ», И.Головихин, школа №2030; урок литературы «Тургенев и Россия: культурологический и патриотический аспекты», А.Орлова, ЦО №1858; урок-диспут по литературе «Ломоносов: читать нельзя забыть», Е.Страхова, гимназия №1530 «Школа Ломоносова»; урок географии «Тульская фауна серпуховского яруса карбона палеозойской геологической эры», А.Баландин, ЦО №1601; интерактивный урок-экскурсия для учащихся старших классов, В.Белов, школа №520.Высший пилотаж педагогического мастерства показали педагоги в номинации «Интерактивное занятие для учащихся основной школы» и затем были удостоены Гран-при конкурса. Победителями стали Наталья Лузикова из школы №2109 и Надежда Кажурова из гимназии №1619. Наталья Лузикова подготовила историческую игру «К 100-летию начала Первой мировой войны», класс разделился на команды, которые стали выполнять различные задания, самым интересным для учащихся стало задание «Черный ящик». Ребятам необходимо было достать предмет из «черного ящика», назвать его, связать его с экспозицией в музее и построить рассказ экскурсовода. Творческий конкурс заключался в переодевании капитанов команд в исторический костюм, после чего нужно было от первого лица рассказать о себе как о персонаже Первой мировой войны (о сестре милосердия, об офицере Российской императорской армии), пофантазировать в рамках исторического задания. Следующим заданием был анализ шести пар карточек, поиск между ними логической связи, искусство писания пером и чернилами забыто, но учащиеся с удовольствием вспомнили его и смогли скопировать подпись императора Николая II, в рамках интересных конкурсов и заполнения кроссвордов ребята по-новому посмотрели на историю Первой мировой войны. Надежда Кажурова подготовила интерактивное занятие «Создание экспозиции в школьном музее» в рамках школы юного экскурсовода. Двум командам учащихся нужно было из музейных предметов создать экспозицию, то есть собрать предметы одной темы, сделать этикетку, узнать легенды предметов и подготовить экскурсию уже по новой экспозиции. Музейные предметы вновь «ожили» и появились такие новые экскурсии в школьном музее, как «Окопное искусство» и «Романтики моря», теперь после экскурсий в школьном музее многие дети знают, как можно сделать портсигар, почему тельняшка полосатая и сколько на ней полосок.Обладателем Гран-при стал мэтр – педагог дополнительного образования школы №709 Михаил Потапов, он подготовил и провел музейное занятие «Москва и москвичи. Испытание войной», выступив в номинации «Интерактивное занятие для учащихся старшей школы». Занятие начинается в школьном музее, напоминающем старую московскую квартиру, на стенах которой вся история московской семьи в фотографиях в рамках. Ребята сами заводят патефон, слушают «Рио-риту». С началом войны обстановка в квартире меняется, появляются военные вещи: фуражка командира РККА, гимнастерка, фляжка, ремень командира РККА, пилотка, письма с фронта… В ходе занятия ребята узнали, что 850000 москвичей в годы войны ушли на фронт защищать свою Родину. Учащиеся смогли подержать в своих руках подлинные документы 1940-х годов: газеты 1941 года, советские и немецкие письма, хлебные карточки, советские рубли и червонцы, немецкие листовки. В ходе занятия ребята получили ответы на вопросы: почему жители Москвы ходили с вещмешками; что такое светомаскировка; почему в московских квартирах появились старые керосиновые лампы, кроме того, необходимо было найти предметы в музейной экспозиции и ответить на вопросы викторины. Победители викторины получили призы – красные звезды, которые все бережно держали в руках как символ будущей Победы, вклад в которую внесли и обычные москвичи, воевавшие, ушедшие в ополчение, рывшие окопы.В номинации «Интерактивное занятие для учащихся старшей школы» выступил еще один обладатель Гран-при, руководитель школьного музея школы №2053 полковник запаса Михаил Михайлов. Он, как настоящий военный, показал на конкурсе познавательную стратегическую игру «Битва за Берлин», во время которой учащиеся класса, разделившись на команды, по очереди отвечали на вопросы викторины. Победила та команда, у которой было больше правильных ответов. Вопросы были разными по степени сложности и охватывали действия разных родов войск во время Берлинской наступательной операции. Игра была познавательной, увлекательной и иногда захватывающей. Михаил Владимирович стал и автором гимна конкурса, где рефреном звучат слова: «…времен связующая нить пролегает через наши души, сердце и судьбу!»Торжественная церемония награждения победителей и призеров городского конкурса состоялась 22 апреля 2015 года в Большом зале префектуры Центрального округа, на ней присутствовали почетные гости, эксперты, педагоги, руководители музеев образовательных организаций. 34 педагога стали победителями конкурса, 4 из них получили Гран-при городского конкурса и специальные призы Центрального музея Пограничных войск ФСБ России.Светлана МЕЛИНА, методист Городского методического центра
Комментарии