Опубликованный проект БУПа поверг меня и моих коллег по всей России в состояние полного непонимания, несогласия и неприятия.
Отсутствие в перечне изучаемых школьниками предметов черчения говорит либо об элементарном недопонимании его значения специалистами-реформаторами по школе, либо об их продуманной антигосударственной акции. Такое осознанное или бессознательное движение к уничтожению самостоятельности предмета черчения очень скоро приведет к катастрофическому снижению уровня технического, пространственного, творческого мышления школьников, что наилучшим образом будет способствовать их деградации.
Новаторами уже успешно разрушается гуманитарная сторона системы школьного образования, теперь графическая и техническая. Но, как известно, все человечество делится на лириков и физиков, поэтому такая всесторонняя борьба ученых мужей с традициями школы, можете не сомневаться, приведет не только к уничтожению языка техники (черчения), но и формированию сознания наших детей.
Чем руководствуются министерские чиновники, доходя до такого абсурда? А может быть, они все-таки знают, что делают?
Содержание предмета черчения в школе всегда было базой графической и технической подготовки, на которой строили свои учебные планы технические вузы, техникумы, профессиональные и военные училища, педагогические и сельскохозяйственные университеты и масса других учебных заведений. И эту базу теперь выбивают.
Распространенный лозунг о возможности заменить черчение компьютерной графикой считаю научно не обоснованным, ибо процесс решения графических задач здесь рассматривается только с одной стороны – внешней. Привлекательность компьютерного чертежа несомненна. Она связана с большей наглядностью, скоростью выполнения. Но у процесса работы над чертежом есть еще и внутренняя сторона, которая позволяет утверждать, что никогда “живой” чертеж не может быть заменен компьютерным. Так, проведение двух параллельных прямых линий на экране дисплея обеспечивается нажатием на клавишу. Совсем другое дело – проведение линий на бумаге с помощью остро отточенного карандаша, угольника и линейки. Это не просто движение руки. Именно при выполнении “живого” чертежа формируются такие качества личности школьника, как точность, четкость, аккуратность, упорство, трудолюбие. Ни одна школьная дисциплина не требует столько усидчивости, сосредоточенности, терпения, преодоления лености, твердости характера.
Качественно выполненный чертеж есть результат огромной работы, он имеет свой графический почерк, и автор всегда узнаваем учителем даже при отсутствии его фамилии в основной надписи.
Нетрудно представить себе выпускника 2003-2004 учебного года. Ему семнадцать. Он не может читать чертеж, так как не знает линий чертежа, не может понять внутреннюю конструкцию любой сборочной единицы, так как не знаком с разрезами, ему не доступны соединения, так как он не изучал изображения резьбы на чертежах, у него нет представления о чертежах элементарных болтовых и шпилечных соединений, он не знаком со строительными чертежами. Ему весьма сложно представить себе объемный образ детали по чертежу, как и выполнить чертеж детали. Он уже не способен ничего усовершенствовать и переконструировать. Его мышление было освобождено от решения пространственных задач, оно не развивалось. Ведь всем известно, что развитие пространственного мышления возможно только в процессе решения графических задач. Что будет делать такой выпускник в вузе, техникуме, профтехучилище, на заводе, в армии, наконец?
Все взрослое население России изучало черчение в школе. Оно широко и гармонично вошло в жизнь каждого человека. Ведь мы не всегда оцениваем значение этого предмета в повседневной жизни, когда строим дачный домик, ремонтируем дверной замок, пытаемся по чертежу разобраться с устройством пылесоса, собираем книжный шкаф или делаем выкройку платья. Все это – черчение.
Ущемление предмета “черчение”, лишение его самостоятельности никогда не станет заслугой Министерства образования. Оно очень скоро даст свой негативный результат на общекультурном, умственном, техническом уровнях развития школьников.
Нельзя забывать, что предмет “черчение” и связанная с ним общетехническая подготовка школьников есть путь развития государственного самосознания гражданина России.
Ольга ШАБАНОВА,
доктор педагогических наук, профессор кафедры общетехнических дисциплин Курского педуниверситета
Комментарии