Спору нет: каждый из нас – удивительная и неповторимая индивидуальность. Другое дело, что все мы так или иначе вынуждены сосуществовать в коллективе. А коллектив, как живой организм, имеет свои болезни и закономерные состояния, но все же успешность адаптации в нем в большей степени зависит от каждого из нас. Безусловно, в педагогическом коллективе все гораздо сложнее в силу специфики профессии, преобладания женского начала, однако и здесь спорные ситуации разрешимы. Главное – помнить завет Иоганна Гете: «Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше». На тему «Что делать в коллективе, если…» рассуждает психолог 587-й петербургской гимназии Галина САБУНАЕВА.
Кто на новенького?
Сегодня школа, как никогда, нуждается в молодых специалистах. Что такое молодость в коллективе, где средний возраст 45-50 лет? Это прилив жизнелюбия, энтузиазма, творчества, новых идей и их оригинальное воплощение, задор. И в то же время молодость – это амбиции, максимализм, некая категоричность в суждениях. Довольно часто, недопонимая состояний, свойственных возрасту, люди приходят к разногласиям. Что же делать, если коллектив не принимает нового педагога? Прежде всего совет молодому специалисту – наблюдать. В школе для этого много возможностей: педсоветы, открытые уроки, праздники, совместные мероприятия. Как правило, в действии проглядывает характер человека. И тот, кто только что влился в коллектив, может понять, кто в нем родственная душа.
К сожалению, если у новичка жесткая позиция, он зачастую остается один. Коллектив такого не выживает, но через какое-то время он вынужден будет уйти сам.
Еще одно правило для новичка: самому здороваться первым и улыбаться. Именно при такой подаче себя, ему будет комфортно в школе.
Что касается обращений к психологу или к кому-то из старших за помощью, то лучше проявить инициативу самому. Часто в школу приходят работать выпускники, и старшее поколение относится к молодому педагогу по-отечески. Это замечательно. Мне кажется, с возрождением института наставников можно было бы избежать многих конфликтных ситуаций. Другое дело, что наставник должен быть счастливым человеком. Понимаю, как это трудно, но тем не менее этот человек должен быть готов поделиться радостью, обнадежить новичка: у тебя все получится. Окрыляют открытые уроки молодого учителя и поощрения находок со стороны старшего товарища.
Но если все-таки случилась ситуация, при которой новичок не принимается коллективом, то одна из мер воздействия – общение с детьми. Человек смягчает свою жесткую позицию, работая с детьми. С ними невольно приходится идти на компромисс, отыскивать варианты решений. Кроме того, дети – добрые существа. Доброта способствует раскрытию лучших черт другого человека.
Вторая мера воздействия – наставник. Если он доброжелательно настроен по отношению к молодому специалисту, а зачастую именно так и бывает, то всегда поможет, объяснит, где нужно смягчить тон, где промолчать. Главное, чтобы и тот человек, с кем не совпал во мнении новичок, тоже был готов выслушать чужую позицию.
Как правило, конфликтная ситуация возникает между конкретными людьми. Поэтому есть смысл понаблюдать за коллегами. К примеру, раньше была очередь за зарплатой. Посидишь в очереди, очень многих людей узнаешь. Если отличишь лидера и готов будешь сотрудничать с ним, пожалуйста. Если не чувствуешь в себе потребности быть ведущим, то подбирай себе такого же одинокого, как и ты. Главное помнить: сразу никого не отторгают, не получилось с одним, ищи в другом месте. Люди объединяются и по возрасту, и по интересам.
Важно не закрываться от людей. Если вы обладаете какими-то умениями, постарайтесь их продемонстрировать. Часто бывает, на работе человек один, а в неформальной обстановке – совсем другой. Кто-то раскрывается как замечательный организатор, кто-то как поэт, кто-то как музыкант. Сблизиться можно и делясь впечатлениями от прочитанного, прослушанного, увиденного.
Есть еще один интересный ход со стороны новичка – попросить совет. В какой-то степени это манипуляция, но в данном случае она допустима.
Говорите друг другу комплименты
Лев Толстой говорил: «Для того чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Но вообще проблемы вражды в коллективе – это проблемы внутренние конкретного человека. Если враждебным кажется любой человек, что-то происходит с собственной самооценкой. Значит, нужно искать человека, который вас любит.
В трудной ситуации я обычно спрашиваю у детей: тебе нравится этот человек? Если нет, значит, дружи с тем, кто нравится. А с человеком, который тебе несимпатичен, общайся на уровне элементарной вежливости. Иногда в коллективе враждуют группами. И здесь очень сложно тому, кто ни к одному из кланов принадлежать не хочет. Единственный выход – быть над кланом. А дело администрации – поддерживать клан или нет, культивировать вражду или нет. К слову, враждовать могут только люди свободные, а учителям, как правило, некогда этим заниматься.
Если все же кланы существуют, то важно рассказать враждующим, какие они… хорошие. У них все получается замечательно, они талантливы и добры и поэтому могут спокойно относиться к недостаткам других.
Спасают от угнетающих эмоций чувство юмора и самоирония. Поздравления с днем рождения. Любое проявление внимания рождает внимание ответное, ведь добро и зло ходят по кругу. Хорошо, когда в школе проводятся совместные мероприятия: выезды на природу, экскурсии, походы в театр. К примеру, у нас одна учительница съездила в Прагу с другой и узнала, что ее коллега – удивительный человек. Чья-то болезнь тоже сплачивает коллектив. Приходит понимание, что есть главное, а что второстепенное.
Есть такое замечательное упражнение: говорить комплименты друг другу. Враждующие все равно попадаются в эту ловушку. Ответьте, что хорошего у соседа справа и что хорошего у соседа слева? Что вас с ними объединяет? Думая о другом с позитивом, люди начинают улыбаться. А где улыбка, там атмосфера разряжена.
Сужение круга интересов только до проверки тетрадей, до разговоров с родителями способствует развитию и сплетен, и вражды в коллективе. Интересуйтесь многим и делитесь увлечениями с коллегами.
На мой взгляд, когда учителя собираются попить чайку и «перемыть кому-то косточки», это нормально. Это своеобразная релаксация. Такова натура человека. Ничего в этом нет плохого, если нет желания оболгать, очернить человека. Такие непозволительные приемы используются там, где вражда доведена до апогея. Когда вражда пресекается администрацией, коллегами, то этого не происходит. Посиделки остаются посиделками, появляются общие дела, общие интересы, общие мероприятия. В большом коллективе трудно достичь идеальной сплоченности, но вполне можно создать комфортную обстановку. Тогда ссоры будут носить мимолетный характер.
Комментарии