Я поднялся на Яйлу (так в Крыму называют горные плоскогорья), и открылась даль – светлая и ясная. В разные стороны разбегались дороги, но я точно знал, куда какая ведет. И вдруг из северных ущелий выкатились туманные клубы, потянуло сыростью и мир погрузился в промозглую мглу. Везде призрачный свет, обманчивое мелькание скрытого за серой пеленой солнца, пути, ведущие в никуда. Я остановился, задумался. Потом спустился в ложбинку и развел костер. Был спокоен: будет день – будет и путь. Тут в горах. А внизу? Там туман поплотнее. И не так просто костер развести на обочинах асфальтовых протяжений. И вряд ли пламя его согреет, а отблески укажут дорогу.
Где правда? Какая она? В чьих устах правдивее? Кто судьи? Ответа как не было, так и нет. И все же поиск его не прекращается. И ясным днем, и ночной порой, и в сплошном тумане. Неправдой, обманом, ложью мы возмущаемся часто. Вполне праведно. Вполне справедливо. И даже, пожалуй, разумно. Но между тем без сокрытия, искажения истины как бы и не представляем свою жизнь. Прошлое окутано туманом обмана, будущее скрыто за его пеленой, по настоящему бредем на ощупь, обманными стежками-дорожками. И однажды подумалось: может быть, обман – суть нашей жизни, как сон или еда? Может, он вообще – суть нашей природы? Не будь лжи, не стало б и правды.Попробуем призвать на помощь «великий, могучий, свободный», а главное – «правдивый» русский язык. Ложь, заблуждение, гипотеза, миф, небылица, надувательство, мошенничество, подделка, подлог, лукавство, хитрость, мистификация, фальшь, выдумка, вымысел, притворство, иллюзия – это далеко не полный перечень того, что без преувеличения правит миром. Как миром природы, так и миром людей. Однако в природе все, что связано с обманом, – это не то, что подразумевают под этим словом люди, а одно из главных условий выживания, естественная поведенческая (для добычи пропитания или защиты) реакция. Не соврет птаха песней своей и зобу не набьет. Сом из норы выставляет ус, а проплывающая мимо рыбка принимает его за червячка. Хвастает овца, что у нее хвост, как у жеребца, свинья в болоте хрюкает, считая себя первой красавицей, комар силой похваляется, а сова детьми, муха, сев на рог воловий, оповещает весь белый свет, что она вместе с волом пахала.Так в природе. Так и среди людей. И если человек – это все-таки (в первую очередь!) слепок природы, то и обман есть, может, и не первое, но, безусловно, одно из главных условий выживания как конкретных людей, так и всего общества. В природе это, правда, инстинкт, среди людей тоже, конечно, бессознательное действо, но и в большой степени душевный порыв, четкий вектор разума, здравый смысл которого, правда, порою трудно обозначить. Американский актер Тим Рот, главный герой фильма «Теория лжи», в основу которого положен научный труд психолога Пола Экрана, который выяснил, как можно раскрыть ложь, анализируя мимику, жесты и даже дыхание любого человека, на вопрос корреспондента «Каким бы был наш мир, если бы каждый говорил правду?» ответил: «Он был бы ужасен! Я не думаю, что мы смогли бы долго жить. Думаю, что наша ложь, все наши рассказы и наши выдумки, факты, все это перемешалось и создает очень интересный мир».Базар, рынок (рыночная экономика!), вообще торговля – родная стихия обмана. Не солгать, так и не продать. Похвала продавца, как и хула покупателя – это еще цветочки, своеобразная игра: кто кого перетянет, чей обман пересилит. Торг потеху любит. Ягодки начинаются, когда торговец прибегает к откровенному мошенничеству, фальсификации. У охотников и рыбаков своя особая похвала и выдумка. Один поймал плотку, что не лезет и в глотку, второй – карася с порося, третий целил в орла, а попал в вола, четвертый одним выстрелом сорок уток нанизал. Ученый муж в поисках истины (и одновременно, а часто и в первую очередь, в потугах подняться по карьерной лестнице, удовлетворить свои амбиции, потуже набить кошелек) выдвигает все новые и новые гипотезы, доказывает теории, заведомо зная, что они могут быть ошибочными, ложными.Как же вести себя людям в стихии обмана? Как разобраться в ней, а разобравшись, противостоять? Человечество в растерянности. Если «призрачно все в этом мире бушующем», если от обмана не спрячешься, не скроешься и тем более не убережешься, то как же быть, как жить не по лжи? Вопросов больше, чем ответов. Можно попытаться все-таки отделить так называемую ложь во спасение, заблуждение от злонамеренного обмана, откровенного мошенничества. Кукушка кладет яйца в чужие гнезда ради спасения своих детей. Так часто поступает и человек. Каждый кулик свое болото хвалит и обманными маневрами отводит врага от своего гнезда, каждый хуторянин свою хижину выставляет как самую нарядную, самую уютную и готов защищать ее любыми способами. И если он при этом немного тумана напустит или позволит себе какую-нибудь невероятную выдумку, хитрость, то краснеть, а тем более посыпать пеплом голову бедолаге не придется. Кто на что, а голь на выдумки хитра. Сладкая, а тем более умная ложь бывает лучше горькой голой правды. Обещание (а именно в нем часто лжи хоть отбавляй) – это игрушка, а дураку радость. Впрочем, и далеко не глупые люди видят в «спасительном» обмане панацею. «Если к правде святой мир дороги найти не умеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» Но, увы, этот «сон золотой» нередко вдруг оборачивается кошмарными сновидениями. И, очнувшись, стряхнув остатки сна, люди вновь и вновь продолжают торить путь к «правде святой».Правда не в устах, а в деяниях. Русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев предлагал брать пример с Христа. С его помощью можно оценить истинность любого поступка человека. Он своеобразный духовный поводырь на пути к истине. Правда рано или поздно восторжествует. Без Божьей правды ни на этом, ни на том свете не живут люди, а только маются. Слабое бывает утешение, но все-таки утешение, хоть какая-то соломинка, свет в конце туннеля.«Брехней свет обойдешь, а назад не вернешься», – говорила моя бабушка. Постранствовал я немало по белу свету, повидал всякое. Нередко судьба забрасывала в дикие медвежьи углы, края, где не ступала нога человека. И вот, болтаясь в лодке посреди пустынного моря, обозревая с перевала, которого достиг, дальние хребты, отдыхая у костра на таежной опушке, я мысленно отвечаю давно покинувшей этот свет бабушке: «А мне и не хочется возвращаться…» Однако возвращаться приходится. В том числе и к обману. Увы, все мы в той или иной мере заложники государств, партий, родственных связей, традиций, убеждений, своего характера. Фридрих Ницше назвал «гениальностью справедливости» попытку все-таки познать истину, даже несмотря на свои убеждения, и в связи с этим «ярко освещать каждую вещь и заботливо осматривать ее». Даже ради истины, познав ее, «гений справедливости» готов воздать должное и сугубо субъективному, что все-таки имеет место быть (более того, сильно влияет на нашу жизнь). Популярно это можно так сформулировать: познав истину, не пытайся ее втолковывать каждому встречному, не мечи ее бисер направо и налево. Правдоискательство – это, конечно, не парадный мундир, не судейская мантия, но и не повседневная рабочая одежка. Тем более может оказаться, что твоя истина вовсе и не является таковой. Искать и добиваться правды можно и нужно, но при этом не забывать и про дело, правота которого бывает порою важнее правоты самой истины…В Вильнюсе жители городского района объявили свою территорию «республикой». Даже сочинили собственную конституцию, один из пунктов которой гласит: «Человек имеет право понимать». В другом же пункте, следуя принципу свободного волеизъявления, начертали: «Человек имеет право не понимать». Что ж, так часто в жизни удобнее. Лучше не знать правды. Не то чтоб согласиться с обманом, но и до истины докапываться необязательно. Что делать с правдой, куда с ней? Многие не знают, теряются. Ни хлеба она не прибавит, ни покоя. Самообман в этом случае своеобразная защитная реакция. Человек, конечно, имеет право на непонимание, но все-таки, наверное, больше на понимание. Причем понимание, поиск правды не всегда должны вести к немедленному действию или, скажем так, противодействию неправде. Понимание того, что тебя обманывают, что кроется на самом деле за лживыми речами, – уже действие. Вернее так: это уже душевная готовность совершить действие или на таковое действие подвигнуть другого.
Комментарии