В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, который очень часто родители, педагоги, воспитатели – все те, кто окружает ребенка, – вовремя не замечают. Дополнительное технологическое образование, которое уже много лет успешно развивается в колледжах, стимулирует многообразные творческие способности студентов и школьников, дает толчок для раскрытия природных задатков.
Во всем многообразии профессий сегодня особое место и значение для молодых людей приобретают специальности в сфере транспортных технологий, так как индустрия транспорта связана со всеми областями деятельности человека. Мотоциклы, автомобили, дроны стали сегодня не только инструментами перемещения, но и творческим, вдохновляющим началом. При этом транспортная отрасль постоянно находится в развитии, появляются высокоэффективные двигатели внутреннего сгорания и электродвигатели, энергоемкие аккумуляторы и композитные материалы, беспилотные системы управления. Все это вызывает живой интерес подростков и может способствовать выбору профессии.
Совсем недавно целью профориентации была помощь в выборе профессии, сегодня наша цель – научить осознанно выбирать профессию, помочь увидеть свою карьерную траекторию. Заинтересовать ребят, дать им первые профессиональные навыки можно, разговаривая с ними на языке цифровых технологий, что обеспечивает открытость и доступность колледжа даже в условиях временных санитарных ограничений.
Так, например, проект «Континентальная образовательная лига (КОЛ)», которым я руковожу в колледже, предполагает развитие профессиональных и цифровых компетенций, а также творческих способностей у ребят в области диагностики, поиска неисправностей в автомобилях.
Первоначально идея внедрить в образовательный процесс элементы виртуального тренажера-симулятора возникла в период организации дистанционного обучения по специальностям и профессиям укрупненной группы «Транспорт». Сейчас проект продолжается уже второй год, он объединил ребят и педагогов, так как на цифровой платформе собраны самые лучшие практики крупнейших компаний мира, передовые автомобильные тренды в области электроники и электрики. Не прошли мимо нас и разработки Tesla, что готовит наших студентов к изменениям транспортной системы Москвы.
Использование электронной учебной платформы Electude позволило в апреле 2021 года провести матч КОЛ между студентами Политехнического колледжа имени П.А.Овчинникова и Узынагашского профессионального колледжа имени Жамбыла (Казахстан) по теме «Электротехника, коммерческий транспорт, ДВС». Самым главным результатом проекта стала возможность стереть границы и пообщаться с ровесниками, ощутить соревновательный дух, почувствовать себя командой и проявить профессионализм.
Электронная учебная платформа Electude интересна не только для обучающихся колледжа, она может широко использоваться как часть подготовки школьников, возможность их профессиональной ориентации. Теоретический виртуальный базис погружения в профессию дополняется практическими занятиями в колледже на площадке центра проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс», компетенция «Кузовной ремонт». Здесь школьники на практике знакомятся с профессией – от стамески до стапеля, от поста шиномонтажа до электронной диагностики автомобиля и измерения геометрии кузова. Девиз компетенции «Кузовной ремонт»: «Врачи лечат людей, а мы – автомобили».
Важно отметить, что занятия в колледже дают школьнику не только опыт в слесарной и кузовной практике, но и понимание взаимосвязи реальной профессии и школьных дисциплин – физики, математики, химии, формируют грамотную профессиональную речь. Игровая форма работы, где можно увидеть результат своей деятельности в индивидуальном и командном заданиях, увлекает ребят и заставляет их работать над собой, мотивирует к познанию. Сегодня мы можем гордиться первыми итогами своей работы. Квалификационный экзамен сдан ребятами на «хорошо» и «отлично», а значит, скоро они получат свой первый документ о профессиональном образовании.
Профессия «слесарь по ремонту автомобилей» сегодня одна из самых востребованных в проекте «Профессиональное обучение без границ». На протяжении всего года ребята участвуют в самых важных событиях жизни колледжа, обсуждают актуальные вопросы развития транспортных систем и агрегатов, примеры автомобильного тюнинга. Возможно, кому-то покажется удивительным, что слесарь может быть занят тюнингом, но это так. «Тюнинг» в переводе с английского – «регулировка», «настройка», «изменение», «подвижка». Ребята узнают, что тюнинг – это не только внешние изменения автомобиля, но и перепрограммирование электроники, изменение общей концепции транспортного средства.
И пусть для школьника техническое обслуживание автомобилей в дальнейшем не станет профессией, но поможет быть просто грамотным, культурным человеком, умеющим осознанно и связно изложить мастеру проблемную ситуацию с собственным автомобилем, владеющим знаниями в области современных технологий, имеющим образное технологическое мышление.
Сергей ТОЛКАЧЕВ, мастер производственного обучения Политехнического колледжа имени П.А.Овчинникова, менеджер компетенции WorldSkills «Обслуживание грузового транспорта»
Комментарии