search
main
0

Врач рекомендует пещеру В Новосибирском экономическом лицее и учат, и лечат

В Новосибирский информационно-экономический лицей собиралась приехать не раз: то у них городская конференция по критериям профессионализма учителя, то на их базе профсоюзные лидеры учатся работать с коллективным договором, то директора школ обсуждают нормативно-правовую базу организации безопасного образовательного пространства в школе. Все это интересно и для наших читателей. Но “вмешивались” другие события, намерения мои оставались не осуществленными.
Не скрою, мешало скорому свиданию и расположение школы: ехать надо было с двумя пересадками, неясным транспортом, на новостройку – юго-западный поселок индустриального района Новосибирска. “Там, где кончается город, есть озеро на месте отработанного карьера. Когда едешь из Москвы, его видно из окна вагона. Там и надо искать 174-ю школу, она теперь в лицей преобразилась”, – говорили люди сведущие.
Словом, оставалось ждать командировки в столицу, чтоб на обратном пути…

В педагогическом университете слышу: в лицее начали готовиться к проведению “круглого стола” для педагогов России по проблемам здоровьесберегающих технологий. Конечно, устремляюсь в лицей немедленно. Хочется услышать, какой же будут меркой мерить здоровьесберегаемость той или иной технологии на уроках математики, физики, химии, русского языка…и, конечно, информатики и экономики, являющихся сквозными дисциплинами с 1-го по 11-й класс.
Добиралась весьма долго и трудно. Но главный сюрприз ждал на конечной остановке автобуса: пришлось совершить марш-бросок по рыхлой снежной целине. Каково же было мое удивление, когда на подступах к микрорайону меня стали обгонять то лыжники, то полуобнаженные спринтеры, то…велосипедисты, устремившиеся навстречу весне по ледяным надолбам стихийных тропинок. Такое вот тут выросло спортивное поколение, обожающее сибирский экстрим: дешево и сердито! В конце зимы молодой народ уже загорает; кто на лыжах, кто на велосипедах. Готовятся к весенне-летнему сезону: оказывается, экологи 174-й школы провели исследование санитарного состояния озера и его берегов, обнародовали свои выводы на научной конференции, направили запрос депутату Семенову, и вот – возле озера оборудовали пляж, вместо санитарной зоны здесь теперь – санаторная.
А вот обширный парк и стадион, а здесь и сам санаторий: расчищенные дорожки прихотливо вьются вокруг многоблочного здания, многочисленные крылечки и двери которого украшены крупными плакатами, стендами, вывесками. “Парикмахерская, маникюр, педикюр, косметолог, массаж – для всей семьи!” – приглашала одна реклама. “Бассейн,сауна, душ Шарко, подводный массаж” – гласила табличка у другого крылечка, за которым зеленел зимний сад. “Зал греко-римской борьбы, восточные единоборства” – звали разноцветные надписи на железных створках, уходящих под бетонный козырек. Рядом с коричневой неприметной дверью таблички не было, но аромат ванильных булочек подтверждал догадку: здесь пищеблок, кулинария, столовая. На втором этаже – кафе.
Спрятавшееся в аллеях здание – бывшая теплица – украшено заманчивым “Горячий хлеб” – самый вкусный и дешевый в поселке. Дверь в углу – реабилитационный центр. Еще один блок – спортивный зал, зал тренажеров, танцевальный зал…словом, все признаки санатория. И вдруг дверь за очередным поворотом – запасный выход начальной школы. Все ясно – лицей окружен маршрутами здоровья.
Через эту дюжину дверей тысяча школьников могут покинуть здание за считанные минуты. От МЧС – отдельное спасибо!
Может, с этого и начинается безопасность жизнедеятельности в школе – со строительного проекта, в котором архитектор предусмотрел все на всякий случай, а директор добивается ежедневно, чтобы каждая мелочь (от нее жизнь ребенка может зависеть) работала не на устрашение и социальные репрессии, сдерживающие шалунов, а на здоровье, развитие ребенка. Не только глобальные концепции, а точность, грамотность, ответственность в мелочах – это чувствуешь на каждом сантиметре организации жизненного пространства лицея.
Простой пример: итоги медицинского осмотра в школах остаются тайной не только для учителей, но и для семьи, а в этом лицее и учитель, и семья получают от врача рекомендации по итогам такого же осмотра. Во многих школах протовогриппозные прививки делают всем детям подряд, если нет высокой температуры. Пришел в школу – получи прививку. В результате многие дети, уже имевшие тонзиллит, насморк или аллергию, после прививки тяжело заболевают. И так – каждый год. В лицее подобное невозможно. Опытный врач Евдокия Ивановна Колотина – она и педиатр, и семейный врач, и физиотерапевт – создала обширный банк данных, где отслеживается здоровье ребенка по годам, а также свою “оперативную сеть” – знает всех детей и ежедневно следит за их самочувствием в разных ситуациях, обсуждая свои наблюдения с учителем и родителями.
– Вы сегодня напрасно пришли на уроки, – останавливает она в коридоре молодую женщину с мальчиком лет десяти, – я пригласила Никиту походить на тубусный кварц и ингаляции. А на уроки еще рано. Надо долечиться. Потом он неделю походит в соляную пещеру, и начнем работать с дыхательным аппаратом Фролова. Бронхита больше не допустим, правда, Никита?
Весной и осенью все склонные к простудам и вегетососудистой дистонии проходят лечение в соляной пещере и фитобаре травяными настоями. По индивидуальным спискам, а не по классам. Вот витаминные чаи пьет вся школа – результат отслеживают медики из московского научного института.
Индивидуальный подход и система – принципы работы Евдокии Ивановны. После медосмотра каждая семья получает от школьного врача карточку с результатами анализов, рекомендациями по поводу лечения и оздоровления, планом-графиком профилактических мероприятий в школьном реабилитационном центре. Например, при сколиозах, поразивших большую часть детей, обязательно два раза в год проводится массаж, назначаются плавание, сауна, лечебные ванны, ЛФК. Существенно: лечебная физкультура проводится не “раз на показ”, а несколько раз в неделю и не подменяет собой уроки физкультуры (дополнительный урок физкультуры для всех классов – еженедельное плавание). А как же хилые, ослабленные “хроники”, которые “висят сосиской” на перекладине и не справляются с нормативами?
Вот здесь и проявляется тот самый индивидуальный подход, который невозможен в условиях формализма и авторитарного стиля управления. Более 10 лет в лицее действует система учительского “оздоровительного всеобуча”. Директор школы Надежда Ивановна Зулина, заслуженный учитель школы России, ее заместитель по науке Оксана Викторовна Гудымова и научный руководитель школы доктор педагогических наук, профессор НГПУ Надежда Павловна Абаскалова (автор пособия “Здоровью надо учить”, по которому в лицее проводят для желающих уроки здоровья) вместе с университетом, КИПКиПРО центром здоровья “Магистр” и клубом “Ювентус” создали в лицее постоянно действующую систему обучения учителей здоровьесберегающим технологиям, ориентированным на особенности ребенка, сибирских условий и повышенного уровня программы. Это трудная постоянная работа, формирующая новый менталитет учителя. Раскрепощенную, эмоционально зрелую и свободную личность самого учителя, без чего невозможна на уроке обстановка творчества и психологического комфорта: зажатый учитель психологически зажимает учеников, психологически давит на них, получая зубрилок и неврозы.
Обучение педагогов направлено на то, чтобы они давали ребенку право на ошибку, право на фантазии и эксперимент. Создать на уроке творческую свободную атмосферу, индивидуализировать нагрузку, напряжение – такова задача психологического сопровождения учебного процесса. Физическая активность на уроке, юмор, смена позы, смена психических видов деятельности, разумное расписание, интерактивные методы обучения и много других методических решений и приемов педагоги осваивают на семинарах, конференциях и открытых уроках.
Конечно, можно создать комфортные зоны отдыха в классе, игровые комнаты для продленки и тренажерные залы, но так затиранить детей требованиями “хорошего поведения”, что они будут страдать от той же гиподинамии и психологического дискомфорта. (“Кувыркаться на коврике нельзя – это плохое поведение”, – сказал мне малыш в одной начальной школе, а в другой – учительница объяснила отсутствие игрушек в продленке тем, что “они передают инфекцию”). Очевидно, самое сложное – не мягкая мебель и ковры, не бассейн и современное оборудование, а сам учитель. От него в первую очередь зависит, повредит ли школа здоровью ребенка или укрепит и разовьет его.
Учитель – ключевая фигура, на него и направлены все школьные “мероприятия безопасности”. Мудрость управления, создание внутренней мотивации учителя на сбережение здоровья каждого ребенка, стимулирование технологий, не изнуряющих подростка, а вдохновляющих, окрыляющих его… вот этот резерв борьбы с перегрузками и пробует задействовать коллектив лицея.
Руководство лицея несколько лет разрабатывает эффективную модель управления образованием, директор работает над диссертацией, с 2000 года лицей участвует в международной программе “Школа укрепления здоровья”.
При аттестации учителя, утверждении авторских программ и экспертизе технологий непременно оценивается прежде всего здоровьесберегающая направленность их. “Безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе неблагоприятным условиям жизни, быта и труда. Обеспечить высокую работоспособность, гармонически сочетать физические качества, исключающие однообразное развитие…” – это обоснование целей авторской программы по физкультуре. “Профилактика заболеваний и вредных привычек, обучение здоровому образу жизни, моральная и экономическая привлекательность здорового образа жизни” – это компонента всех программ, в том числе по физике, экономике, информатике…
Словом, образовательно-оздоровительное пространство школы (а во всех ее “подразделениях” школьники проходят летнюю практику) выстроено так, что хочешь не хочешь, а здоровым станешь. Этому способствует и своя санаторно-оздоровительная летняя программа.
Более того, школа оздоравливает и среду, формирующую здоровье и характер ребенка. Реабилитационный центр, бассейн, лечебные ванны, ЛФК, соляная пещера, сауна и все другое предоставляются также и родителям, и учителям. Работникам лицея – бесплатно, по всей санаторной программе, предупреждая неврозы, гастриты и ларингиты.
А здоровый учитель, бодрый, веселый, дружелюбный, без признаков склероза и ипохондрии – это же мечта каждой семьи, доверяющей свое ненаглядное чадо в полное распоряжение казенного учреждения.
В лицее, кстати, немало многодетных семей, в каждой из которых ребятишек более десятка – так сложился этнос поселка. “Это замечательные дети, – говорит директор, – все они так рвутся к образованию, нам, кроме того, удается обеспечить им хорошее питание и хорошее здоровье”. Кормят здесь отменно и дешево: свои поставщики, свое производство. Горячие ароматные манты – мясное блюдо в тесте и соусе – стоит всего четыре рубля. (Для сравнения – то же блюдо в городском киоске стоит двадцать рублей). Никаких чипсов и прочей канцерогенной еды в лицее не купишь : такое вот воспитание через здоровое питание. А на истории и литературе еще и рассказывают о народных традициях, о необходимости и роли общей трапезы, о психологическом значении обрядовой кухни и т.д.
Учителей, а также семьи, в которых дети не болеют, лицейское сообщество всегда умеет поблагодарить и популяризировать: такая установка – здоровый ребенок это и есть гарантия жизнеспособности общества и безопасности нации. Думаю, здесь с удовольствием бы работал Сухомлинский, который еще сорок лет назад рекомендовал учителю прежде, чем ставить двойку, убедиться, что у ребенка нет насморка. В этом лицее с насморком вызывают не к доске, а к физиотерапевту. Может, поэтому здесь некого оставлять на второй год и некого отчислять из школы.

Галина ФРОЛОВА
Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте