search
main
0

ВПР по информатике в 7 классе: организуем системную работу

Весной 2025 года впервые будут проведены Всероссийские проверочные работы по информатике в 7-8-х классах. Но если 8-классникам этот предмет уже знаком, то 7-классники только начинают его изучать.

Фото: obrnadzor.gov.ru

По ФГОС предмет информатика изучается в школе с 7 по 11 класс, а значит, большинству детей, которые только знакомятся с азами этого сложного, но очень важного предмета, предстоит серьезное испытание. Чтобы успешно его пройти, нужно начать подготовку заранее и подойти к ней со всей ответственностью. И начать лучше всего с изучения формата самой работы, перечня затрагиваемых тем и типовых заданий.

С этой информацией можно ознакомиться в разных источниках, однако лучше использовать официальные ресурсы профильных ведомств. Я, как учитель информатики, на протяжении 12 лет готовящий к экзаменам 9-ти и и 11-классников, порекомендовал бы сборники типовых заданий, разработанные опытными авторами издательства «Экзамен». Для подготовки своих 7-классников я буду использовать издание авторского коллектива Ю. С. Путимцевой и А. П. Козловой «Всероссийская проверочная работа. Информатика: 7 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ», в котором есть все необходимое для качественной подготовки к ВПР.

Любой опытный педагог знает: самая лучшая подготовка к любым проверочным мероприятиям, будь то ВПР, РДР, ГИА – это системная работа. Она включает в себя уроки, на которых можно полноценно познакомить обучающихся с теоретической информацией, отработать необходимые умения и навыки, проконтролировать степень усвоения и внести необходимые коррективы, внеурочные, факультативные и элективные занятия, которые позволят расширить кругозор, более глубоко погрузиться в отдельные сложные темы, научить максимально эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы компьютера при выполнении заданий разной сложности, самостоятельная работа учащихся, и, конечно, разбор самих типовых заданий из работ. Каждый учитель сам выбирает формы и методы, но все мы используем дополнительные методические пособия, которые позволяют сделать нашу работу более эффективной. Задания из вариантов сборника помогут удобно и качественно организовать этот процесс.

ВПР для школы – дело обычное, но в информатике все-таки есть ряд особенностей, которые необходимо учитывать:

  • работа состоит из двух частей: первая выполняется на бумаге, вторая – за компьютером
  • каждая часть строго регламентирована по времени (не более 45 минут);
  • ответы на часть заданий второй части сдаются в виде файлов.

Давайте и мы, следуя логике авторов-разработчиков, взглянем на каждую часть этой работы в отдельности. Начнем с первой (теоретической) части. Можно выделить важные моменты, на которые обязательно нужно обратить внимание при подготовке. Всего в нескольких заданиях от обучающихся потребуется «сухое» знание теории, хотя и эти задания потребуют дополнительного анализа для безошибочных ответов.

Например, в первом задании требуется не только знание названий большого количества устройств, которые могут взаимодействовать с компьютером, но и понимание, к какой категории они относятся: устройства вывода, ввода, обработки информации, памяти. Чтобы не запутаться в этих устройствах, ученик должен визуально их представлять и четко знать цель их использования. А решение третьего задания потребует от ребят не менее грамотного представления о файлах, их типах и расширениях.

В остальных заданиях к теории нужно применить определенные алгоритмы действий, чтобы получить ответ на поставленный вопрос.

В задании 2 тоже потребуется теория из темы «Файлы и папки», но к этой теории нужно будет применить навыки перемещения по каталогам, чтобы смещаться в правильном направлении в соответствии с алгоритмом действий из задания (рис. 1).

Рис. 1

А в задании 6 потребуется решить простую логическую задачу. Эта задача относится скорее к информационным процессам и способам представления информации, а значит, может быть решена табличным способом, который учитель должен обязательно рассказать и показать обучающимся, чтобы отработать навык решения подобных задач. А ребята дома должны закрепить этот способ, чтобы он стал понятен и прост (рис. 2).

Рис. 2

И самое интересное: первая часть ВПР по информатике – это большое количество расчетных задач. Их сразу четыре: три на кодирование и поиск информационного объема и одна на передачу. Они собраны в одном блоке с 8 по 11 задание. Детям нужно будет потратить много времени и сил, чтобы в текстах этих задач научиться находить исходные данные, правильно их обозначать, не путать единицы измерения, научиться их без ошибок переводить и производить операции над ними. Конечно, на ВПР по информатике для решения задач первой части разрешено использовать непрограммируемый калькулятор, но он сможет помочь только тем, кто научился всему вышеперечисленному (рис. 3).

Рис. 3

Зато умение решать подобные задачи пригодится не только для этой работы, во всех экзаменационных вариантах по информатике (и не только), всегда присутствуют расчетные задачи.

Финальным, 13 заданием первой части, является задание базового уровня про текстовый процессор. Обращу на него особое внимание по двум причинам: первая – такого нет ни в одной экзаменационной работе, вторая – за него дают целых 2 балла! Это задание интересно тем, что по изображению набранного на компьютере текста надо выбрать из предложенных вариантов редактирования и форматирования такие, которые были применены к этому тексту (рис. 4).

Рис. 4

Теперь после перерыва в 10 минут или в другой день переходим к трем практическим заданиям. Первое, под № 14, почти дублирует двухходовое 11-е из ОГЭ. Только в ВПР это задание в один ход. С помощью поисковых средств прикладных программ (чаще всего текстового процессора) необходимо в тексте произведения, указанного в задании, найти ответ на поставленный вопрос.

Задание 15 на все 100% дублирует 13-е из ОГЭ по информатике, даже в части оценивания (максимальный балл – 3). От учеников требуется набрать на компьютере фрагмент текста, содержащий разные способы выделения, элементы форматирования и, конечно, таблицу. Безошибочным считается такое выполнение, при котором соблюдены все требования, указанные в задании, а текст и таблица имеют форматирование, как в образце.

И, наконец, задание № 16. В нем ребята должны продемонстрировать умение работать с графическим редактором (рис. 5).

Рис. 5

Компьютерная графика по программе изучается в конце года, и часов на ее изучение отводится не так много, поэтому даже столь несложное задание может вызвать трудности без должной подготовки. Я всегда даю практические работы и на уроках, и в качестве домашнего задания, чтобы навыки рисования на компьютере выработались у всех, а не только у тех, кто в раннем детстве самостоятельно осваивал Paint.

Выполнить 3 подобных практических задания за 45 минут вполне реально для каждого ученика 7-го класса, если он тренировался в течение года и не стеснялся задавать вопросы учителю по всем неизвестным и сложным для него моментам.

Для организации успешной подготовки к ВПР преподавателю нужно учитывать особенности тех классов, с которыми он работает. В каждом классе есть ученики с разным уровнем мотивации. Есть одаренные, которые схватывают все на лету. Есть середнячки, которые не вызывают опасений, но и звезд с неба не хватают. Есть дети «группы риска», которые не всегда понимают материал с первого раза и порой не справляются даже с простыми заданиями. Конечно, наибольшие усилия на уроке учитель прикладывает для активного вовлечения в процесс решения заданий детей именно последней группы. Но и этого может оказаться недостаточно, поэтому учитель проводит с ними дополнительные занятия, дает множество однотипных заданий на отработку алгоритмов.

Сборник «Всероссийская проверочная работа. Информатика: 7 класс: 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ» – отличное подспорье для учителя в подборе таких заданий и прекрасная возможность для использования учениками при самостоятельной работе дома. А постоянные тренировки – это наиболее эффективное средство для приобретения школьниками устойчивых навыков для быстрого и правильного выполнения заданий.

Главное для учителя – начать заблаговременно готовить учеников к работе, показывая какого рода задания в ней будут встречаться, при этом мотивируя детей к самостоятельной проработке с последующим консультированием. А ребятам нужно быть внимательными, собранными и готовыми к решению разных задач, тогда всё получится. Профессионалами не рождаются, профессионалами становятся! И мы, коллеги, должны ребятам в этом помочь!

Антон Александрович Лагутин, директор Образовательного центра «Лидер», учитель информатики, победитель конкурса «Учитель года России» – 2016, заслуженный работник образования Московской области, лауреат премии Губернатора Московской области «Лучший учитель информатики» – 2018.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте