search
main
0

ВПР по английскому языку 2025 – важнейший инструмент диагностики

В начале 2024-2025 учебного года Федеральный институт оценки качества образования опубликовал обновленные образцы и описания проверочных работ по иностранным языкам для проведения ВПР в 2025 году. Что нового?

Фото: obrnadzor.gov.ru

Во-первых, классы. Теперь пишут ВПР по иностранному языку ученики 4-8-х и 10-х классов.

Во-вторых, формат. Предполагается выполнение работы на бумажном носителе и без устной части.

В-третьих, содержание: ребятам необходимо написать электронное письмо другу, что само по себе прокладывает дорогу к ГИА-9, 11.

ВПР в 10 классе представляет собой версию, приближенную к ГИА-11, его содержание не является предметом обсуждения этой статьи.

В конечном счете, мы имеем 4 задания по аспектам и навыкам: аудирование, чтение (смысловое), грамматика и электронное письмо (в 4 классе – заполнение анкеты). Задания 1–3 предполагают краткий ответ в виде комбинации цифр или слов; задание 4 – развернутый ответ, который оценивается по критериям, сходным с теми, что используются при проверке электронного письма в 9-х классах. Уровень сложности всех заданий – базовый, время выполнения – 1 школьный урок (45 минут).

С чем связаны такие перемены? Как учителю-практику мне видится здесь желание привести к общему знаменателю все входные и выходные данные. А именно – привести ВПР в строгое соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО соответственно) и федеральных образовательных программ начального общего и основного общего образования (ФОП НОО и ФОП ООО соответственно).

Кроме того, результаты ВПР могут быть использованы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а это значит, что они помогут освободить педагогов, методистов, администрацию школы от работы по самостоятельному составлению КИМ для проверочных работ.

А теперь к практике.

Сегодня учитель может не тратить время на разработку типовых заданий ВПР с нуля, ему достаточно обратиться к пособиям, авторы которых заслужили доверие в профессиональном сообществе и сами являются разработчиками ВПР. В этом отношении мне хочется рекомендовать сборники типовых вариантов ВПР, вышедшие в издательстве «Экзамен», например, новое пособие для 7-го класса Светланы Юрьевны Ховановой (серия «ВПР. Типовые задания» 2025 года).

Данное пособие полностью соответствует ФГОС и имеет положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования. В нем представлены 25 типовых вариантов ВПР, что вполне достаточно для подготовки к успешному выполнению семиклассниками этой работы по английскому языку.

Один из самых сложных навыков для школьников – навык аудирования, то есть понимания речи на слух. У каждого учителя свои секреты, как научить своих подопечных слушать и слышать запрашиваемую информацию: кто-то работает со скриптами аудиозаписей, кто-то тренирует shadowing. Это делает работу над формированием навыков понимания связной речи на слух очень трудоемким процессом.

Задание 1, проверяющее умение школьников понимать запрашиваемую информацию в прослушанном тексте, безусловно, вызывает определенную сложность, ведь необходимо не только понять контекст, но и принять решение – из трёх вариантов ответа выбрать верный. На уроках по аудиозаписи обсуждаем, какие слова и выражения из вариантов ответа упоминались в записи, и в каких ситуациях, особенно уделяя внимание числительным (ведь именно на датах, времени по часам, ценах пытаются подловить авторы КИМов ребят на ВПР).

Кроме того, мы учимся держать в голове перед прослушиванием только вопрос (а не варианты ответов, так как это усложняет концентрацию). Прослушав запись и получив информацию для ответов на вопросы, сопоставляем их с вариантами ответов, выбирая правильный. Прототипы задания 1 в пособии С.Ю. Ховановой содержат актуальный аутентичный материал для тренировки навыка понимания речи на слух с учетом поставленной учебной задачи. Все аудиозаписи доступны по QR-коду, что очень удобно для пользования. Можно подключить и прилагаемый в пособии скрипт аудиозаписей (что тренирует смысловое чтение с поиском запрашиваемой информации – навык для задания 2 ВПР).

Всероссийская проверочная работа. Английский язык : 7 класс : 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ / С. Ю. Хованова. — М. : Издательство «Экзамен», 2025, стр.5

Чтобы ответить на вопросы к тексту, задание 2 предполагает применение учащимися навыков смыслового чтения с пониманием нужной информации. В заданиях 1 и 2 ВПР ученики понимают текст (озвученный/напечатанный), находят запрашиваемую информацию и отвечают на вопросы в тестовой форме. Да, всегда будут те, кому легче читать, чем слушать, и наоборот, но в сухом остатке оба задания 1 и 2 тренируют обучающегося не ждать готового (дословного) ответа, а побуждают понимать содержание, применяя навыки перефразирования. Кроме того, подобные задания учат выделять фокус вопроса (о ЧЕМ спрашивают?) и ограничения (о чем ИМЕННО спрашивают по этому поводу?), чтобы таким образом распознавать указатели времени, отрицательные частицы и префиксы, степени сравнения – все то, что пригодится при решении заданий соответствующих блоков в КИМах ОГЭ и ЕГЭ.

Всероссийская проверочная работа. Английский язык : 7 класс : 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ / С. Ю. Хованова. — М. : Издательство «Экзамен», 2025, стр.9-10

Если с заданием 3 все более и менее понятно, поскольку оно предполагает проверку сформированности навыков оперирования языковыми средствами в коммуникативно значимом контексте (иначе говоря – знание грамматических форм с проверкой в форме теста на множественный выбор), то на задании 4 хотелось бы остановиться чуть подробнее. Это самое весомое задание во всей работе: 10 баллов против 5 баллов за каждое из заданий 1-3.

Задание 4 ВПР – это задание с развернутым ответом, в котором от ученика предполагается написание электронного сообщение личного характера в ответ на письмо-стимул. Умение грамотно выражать свои мысли связно в устной и письменной речи (суть коммуникации) является одним из самых сложных в изучении иностранного языка, а обучить этому не менее трудоемко. Сколько прекрасных тестов, но при этом абсолютно безграмотных писем и записей устных ответов попалось мне во время проверки пробников и даже в рамках работы экспертом в региональной предметной комиссии по проверки ГИА, увы.

Всероссийская проверочная работа. Английский язык : 7 класс : 25 вариантов. Типовые задания. ФГОС НОВЫЙ / С. Ю. Хованова. — М. : Издательство «Экзамен», 2025, стр.16

Научить ребят вытаскивать единицы знаний из памяти и пускать их в речь – задача № 1 для учителя иностранного языка. Даже с универсальным шаблоном (плюс-минус 40 слов от требуемых 80-90 слов по заданию) практически половина объема – собственные мысли ученика. Да, это 5-6 предложений, но их же еще сформулировать и написать надо – в идеале без лексико-грамматических ошибок и недочетов в орфографии и пунктуации.

Чтобы не остаться с пустым бланком, как мне видится, подготовка к подобному заданию, равно как и формирование навыка письма в общей сложности, предполагает отработку тематической и универсальной лексики, а также речевых клише с учетом норм вежливости и правил оформления письма. Далее в своей работе с детьми мы тренируем руку и речь – проговариваем и прописываем различные варианты писем в рамках темы (по сути отличающиеся только 3 вопросами, на которые необходимо ответить). Почему проговариваем? Учителя, работающие в выпускных классах, знают, что вопросы в письме – это те же вопросы электронного ассистента из устной части (задание 2 УЧ ОГЭ, задание 3 УЧ ЕГЭ): навык тот же, но форма презентации – разная (письменная/устная речь). Поэтому и тренируем вкупе: проговорили, потом поработали с таймером, затем прописали. Есть единая коммуникативная компетенция, которую необходимо развивать. В конце, разумеется, тренировка прототипов, в чем упомянутые в статье пособия, выпущенные издательством «Экзамен» с грифом ФИОКО, оказывают большую помощь.

Таким образом, пособия по подготовке к ВПР по английскому языку для 5-8 классов от издательства «Экзамен» существенно облегчат учителю работу по организации подготовки к ВПР, позволяет школьникам самостоятельно готовиться к ним (ответы и скрипты удобно извлекаются из пособия), а родителям – контролировать процесс.

ВПР уже давно стали неотъемлемой частью системы диагностики и контроля качества знаний учеников по различным предметам в течение длительного периода их обучения. Понимание системы подготовки и прозрачность критериев проверки помогают учителям – методически, а обучающимся – психологически, без боязни, но решительно и продуктивно подготовиться не только к ВПР, но и заложить основы подготовки к будущим экзаменам.

Анастасия Борисовна Ляховец, учитель иностранного языка школы № 10 Ессентуки, Ставропольский край, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте