Начальная школа – то место, где можно раскрыть свои таланты, достичь успехов в учебе, научиться быть внимательным и интересным собеседником, стать достойным гражданином своей страны, понять, в чем заключается слово «Родина» и как важно стать ее неотъемлемой частью. Все это порождает желание извлекать знания из всего, что нас окружает, и научиться использовать их в достижении поставленных целей.
В новом учебном году первым испытанием выпускников начальной школы станут всероссийские проверочные работы, которые Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по согласованию с Правительством Российской Федерации перенесла с весны на осень. ВПР запланировано провести в школах нашей страны с 19 сентября по 24 октября 2022 года. Исключением станут только те школы, которые написали их в конце прошлого учебного года, им надо будет внести результаты в соответствующую систему. Новое расписание всероссийских проверочных работ будет сформировано до 5 сентября нового учебного года.
В связи с этим понятно легкое волнение как самих учеников, так и их учителей и родителей. Каждому школьнику хотелось бы показать свои заслуженные успехи в обучении. Думаю, не стоит забывать о том, что за три летних месяца без повторения дети успевают забыть многое, что учили в четвертом классе. Необходимо немало времени, чтобы восстановить в памяти знания по нескольким предметам. Ведь ребятам предстоит написать работы сразу по трем: математике, русскому языку, окружающему миру. Для того чтобы школьники успешно справились с этим испытанием и в ускоренном режиме повторили весь материал за прошлый учебный год, издательство «Экзамен» выпустило учебные пособия для подготовки к выполнению ВПР.
По опросам коллег-учителей, данные пособия чаще других находятся в приоритете у учителей начальной школы. Это связано с тем, что они созданы разработчиками вариантов ВПР, что значительно повышает качество подготовки детей к такому испытанию. Теперь учитель не ждет подвоха со стороны разработчиков, а, изучив требования, возможные варианты, старается более интересно и плодотворно проводить уроки, используя пособия издательства «Экзамен» в качестве дидактической и методической литературы. Даже взрослый человек теряется, если перед ним возникает незнакомая задача, с которой он никогда не встречался. Что тогда говорить о детях?!
Множество различной литературы по подготовке к ВПР появилось на сегодняшний день, но не все подобные издания получают положительную экспертную оценку. Пособия издательства «Экзамен» имеют положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования.
«ВПР. Типовые задания» от издательства «Экзамен» выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников.
Еще одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит очень подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.
Из года в год авторы пособия «ВПР. Типовые задания» удивляют разнообразием интереснейших заданий, не нарушая структуры подачи информации, обычной и понятной как для ученика, так и для самого учителя. Нынешний год не исключение. Проведя обзор «ВПР. Типовые задания. Математика» под редакцией И.В.Ященко, Г.И.Вольфсон, И.Р.Высоцкого, я обратила внимание на задание 3, где с помощью изображения карты местности необходимо выбрать более краткий путь. (Рис. 1.)
Введение нового ФГОС отводит особую роль развитию различных метапредметных компетенций. Данное задание поможет оценить не только предметные знания, но и уровень умения анализировать, строить алгоритм выполнения задания, работать со схематическими моделями, выстраивать логические цепочки. Такие задания можно использовать на уроках не только математики, но и окружающего мира. Все задания основаны на реальных ситуациях, что позволяет подготовиться к решению жизненных задач. Нахождение времени, цены, площади, объема, работа с табличными значениями, всевозможные арифметические действия – основа обучения в начальной школе, и все это в полном объеме присутствует в данном пособии (задания 4-9).
Небольшое затруднение может вызвать задание 10 (семейное древо), так как оно требует умения понимать и анализировать текст, визуализировать полученную информацию в виде схемы. Тем не менее задание интересное и может использоваться как в урочной, так и во внеурочной работе.
Из опыта своей работы замечала: большие сложности вызывает задание 12, где необходимо найти ответ с помощью логических рассуждений. Такие задачи помогают выявлять одаренных детей с особым, математическим складом ума.
Обзор пособия «ВПР. Окружающий мир. Типовые задания» авторов Е.В.Волковой и Г.И.Цитович порадовал разнообразием интереснейших заданий. Чаще всего сложности при выполнении ВПР по окружающему миру вызывают задания, в которых необходимо описать последовательность или проанализировать опыт. (Рис. 2.)
Данное пособие позволяет использовать такие задания при выполнении опытов в классе или самостоятельно дома, чтобы закрепить умение сопоставлять действие и описание, научиться мысленно обрисовать ситуацию для решения поставленной задачи. В каждом из представленных в пособии вариантов есть задание, для выполнения которого необходимо применить умение работать с картой. Хочется отметить, что различные варианты таких заданий помогают расширить знания школьников в области географии и использовать их в качестве работы с контурными картами.
Отрадно, что из года в год задания на знание собственного края, его символики, местоположения в стране и мире, особенностей культуры родного края все так же актуальны. Пособие «ВПР. Окружающий мир. Типовые задания» помогает закрепить их и может использоваться во внеурочной деятельности. Календарь и работа с ним также часто вызывают затруднения, но с помощью задания 9 учащиеся учатся ориентироваться в календаре. Особого внимания требует работа с погодными таблицами. Это помогает учащимся закрепить знание символов, обозначающих климатические явления, выявляет пробелы в умении эти явления анализировать и описывать. Задания на знание строения человеческого организма дают возможность в сжатые сроки и с интересом повторить пройденный материал.
Издание «ВПР. Русский язык. Типовые задания» помогает учителю определить слабые места каждого учащегося при изучении государственного языка.
Структура вариантов ВПР в данном издании практически не изменилась. В первой части любого варианта находятся бланк для написания диктанта и основные задания, определяющие орфографическую и пунктуационную грамотность. Во второй части каждого варианта присутствуют задания на постановку ударения и звуко-буквенный анализ. Практически вся вторая часть любого варианта строится на работе с текстом. Пособие «ВПР. Русский язык. Типовые задания» позволяет тренировать ребят в умении анализировать прочитанное для получения различной информации, учит выявлять главную мысль текста. В любом из вариантов эти тексты всегда очень интересные и несложные для понимания. Часто ребята затрудняются выполнять задания, где необходимо объяснить значение какого-либо крылатого выражения или пословицы. (Рис. 3.)
Благодаря такому разнообразию вариантов у учителя есть возможность заинтересовать учеников, достигая при этом не только учебные, но и воспитательные цели. Ведь в основе воспитания лежат мудрость народа, его ценностные ориентиры, которые с годами не теряют своей актуальности.
От лица учителей начальной школы выражаем огромную благодарность авторам пособий «ВПР. Типовые задания» и от всей души хотим пожелать дальнейших успехов в их профессиональной деятельности!
Наталья МИРЗОЕВА, учитель начальной школы высшей категории лицея №1 имени К.С.Отарова, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, г. п. Тырныауз, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии