search
main
0

ВПР-2025 по русскому языку в 5-8 классах: с чем связаны перемены?

В августе 2024 года Федеральный институт оценки качества образования опубликовал обновленные образцы и описания проверочных работ по русскому языку для проведения ВПР в 2025 году.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

В демонстрационных вариантах 5–8-х классов существенно изменены (по сравнению с предыдущими годами) содержание, структура, количество заданий, система оценки работ.

Класс Количество заданий в работе Количество частей в работе Время на выполнение заданий Максимальный балл за выполнение работы
 

2024 год

 

2025 год

 

2024 год

 

2025 год

 

2024 год

 

2025 год 

 

2024 год

 

2025 год

5 12 5 1 1 60 минут 45 минут 45 24
6 14 5 2 1 90 минут 45 минут 51 25
7 14 7 2 1 90 минут 45 минут 47 23
8 17 10 2 1 90 минут 45 минут 51 29

С чем связаны такие кардинальные перемены? Прежде всего, ВПР по русскому языку приведены в строгое соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО), так как одной из главных задач проведения контрольных работ является оценка качества общеобразовательной подготовки обучающихся. Кроме того, результаты ВПР могут быть использованы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, а это значит, что они помогут освободить педагогов, методистов, администрацию образовательных организаций от очень сложной работы по самостоятельному составлению КИМ или же смогут служить неким ориентиром, методическим подспорьем для самостоятельной разработки контрольных работ.

Содержание КИМ ВПР по русскому языку во всех классах построено с учетом преемственности и перспективности изучения русского языка, а также помогает поэтапно, из года в год, готовиться к государственной итоговой аттестации. Разработчики включили в ВПР такие виды работы, которые хорошо знакомы обучающимся. Давайте рассмотрим некоторые изменениям в содержании КИМ по русскому языку.

В 5-м классе ученикам необходимо прочитать текст и выполнить на его основе следующие задания: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выполнить фонетический и морфологический анализ слов, синтаксический анализ предложения, ответить на вопросы по содержанию. В 2025 году исключен морфемный анализ слова, а также дополнительные тестовые задания, связанные с синтаксисом и пунктуацией. В обновленных ВПР уделяется особое внимание смысловому чтению, поэтому задания 3–4 направлены на понимание содержания прочитанного текста, умения отвечать на поставленный вопрос, применять знания по лексике на практике. Задание 5 демоверсии не связано с прочитанным текстом, оно проверяет орфоэпические навыки (умение правильно ставить ударение в словах).

В 6-м классе проверочная работа предусматривает выполнение заданий 1–4 на основе прочитанного текста: вставить пропущенные буквы и знаки препинания (с учётом ранее изученных правил правописания), выполнить морфемный, словообразовательный, морфологический анализ слов, выполнить задания по смысловому чтению и освоению лексического значения слова. В 2025 году исключен синтаксический анализ предложения, так как в программе по русскому языку и в контролируемых требованиях акцент сделан на изучение словообразования, правописания, правильного употребления изучаемых в 5 и 6 классе частей речи. Задание 5 КИМ ВПР не связано с анализируемым текстом, оно направлено на умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в формах слов различных частей речи и исправлять эти нарушения.

В 7-м классе задания 1–4 также выполняются на основе прочитанного текста. Задание 1 проверяет предметные умения обучающихся соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110–120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания.

Задания 2 и 3 – новые. Задание 2 в 2025 году будет оценивать сформированность навыков смыслового чтения у семиклассников, задание 3 проверяет умение школьников распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст; использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании.

Задания 4–7 не изменились, они не связаны с текстом, проверяют владение базовыми предметными умениями, которые формируются именно в 7-м классе: проводить морфологический анализ причастий, соблюдать правила правописания производных предлогов, сочинительных и подчинительных союзов; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Из проверочной работы для семиклассников в 2025 году исключены морфемный и словообразовательный анализ слова; синтаксический анализ предложения; задание, проверяющее знание орфоэпических норм как повторяющие содержание ВПР в 5-6-х классах. Исключена вторая часть работы из-за сокращения времени на ее написание, а также для того чтобы избежать дублирования заданий ВПР по литературе.

В связи с сокращением времени на выполнение проверочной работы до 45 минут, приведением в соответствие с контролируемыми требованиями ФОП и необходимостью комплексной проверки предметных и метапредметных результатов обучающихся по синтаксису простого предложения, в 8-м классе разработана новая структура проверочной работы. Убран текст для чтения, к которому была привязана основная часть заданий, и предложен один текст для письма, адаптированный под условия новых линий ВПР. В нем пронумерованы все предложения, чтобы ученик мог найти требуемое в заданных параметрах.

Задания 2–9 к данному тексту являются важнейшими в федеральной общеобразовательной программе для 8-го класса, они включены в содержание ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Успешность обучающегося на ГИА в 9 и 11 классах во многом зависит от того, насколько качественно будет изучен синтаксис простого предложения. Так, шесть заданий ОГЭ и четырнадцать ЕГЭ базируются на знаниях ученика, полученных в 8 классе. Достаточно сказать, что в основу лишь одного задания 21 ЕГЭ положены следующие пунктуационные правила, изученные восьмиклассниками и включенными в ВПР 8-го класса (задания 1-9):

  • тире между подлежащим и сказуемым;
  • тире в неполных предложениях;
  • знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающим словом;
  • знаки препинания в предложениях с обособленным определением;
  • знаки препинания в предложениях с обособленным приложением;
  • знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
  • знаки препинания в предложениях с уточняющим обособленным обстоятельством;
  • знаки препинания в предложениях с вводным словом или вводной конструкцией;
  • знаки препинания (тире и скобки) в предложениях со вставной конструкцией;
  • знаки препинания в предложениях с обращением;
  • знаки препинания в предложениях с междометием.

Определение типов словосочетаний, грамматической основы с разными способами выражения подлежащего и сказуемого, типов односоставных предложений, обособленных определений и обстоятельств, однородных членов предложений, построение схем предложений, нахождение и синонимическая замена вводных слов – виды работы, которые должны быть хорошо изучены и знакомы восьмиклассникам к концу учебного года.

Задание 10 демоверсии не связано с текстом, оно проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в рамках изученного и исправлять эти нарушения. Оно также включено в задание 8 ЕГЭ по русскому языку.

При подготовке к ВПР по русскому языку важно учесть главное: в КИМах нет содержания, которое выходило бы за пределы программы и учебников по русскому языку.

Несмотря на то, что сокращены количество заданий в ВПР по русскому языку в каждом классе, время выполнения работы, сами задания переработаны и максимально приближены по содержанию и по формулировкам к используемым в действующих учебниках, возникают закономерные вопросы:

  • Какие пособия можно использовать в течение учебного года, чтобы основательно подготовить учеников к ВПР?
  • Что посоветовать родителям для самостоятельной подготовки детей?
  • Какие возможные варианты заданий, представленных в демоверсиях, будут включены в проверочную работу?

Прежде всего, необходимо использовать пособия, авторами которых являются разработчики КИМ ВПР. Эти пособия выпущены издательством «Экзамен» в сентябре 2024 года, имеют гриф Федерального института оценки качества образования. В них содержатся варианты проверочных работ, которые полностью соответствуют обновленным демоверсиям. Кроме того, в пособиях представлены разнообразные задания по каждой позиции варианта проверочной работы, поэтому они могут использоваться как в повседневной практике изучения русского языка, так и для проведения контрольных работ.

Яркие обложки изданий, интересные тексты и задания, удобный формат с возможностью выполнять работу прямо в пособии позволяет работать непосредственно в классе.

Измененные и дополненные задания ВПР 2025 года позволяют в полном объеме и в соответствии с ФОП оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся.

Егораева Галина Тимофеевна, автор пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, учитель высшей категории, имеет знак отличия «Отличник народного просвещения», руководитель департамента методологии «Национального центра инноваций в образовании». Лектор-методист издательства «Экзамен».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте