Снова и снова предпринимаются попытки изжить из общеобразовательной школы все искусства. От сокращения часов и лет обучения дело идет к вытеснению искусств в дополнительное, фактически необязательное, а в дальнейшем и платное образование. «Для одаренных», а фактически для элиты.
Рядовым гражданам России, видимо, считают, достаточно только основ точных наук, технических знаний. Современных, новых учебных предметов все больше. Искусства воспринимаются как развлекательные, отнюдь не обязательные предметы для интеллектуального развития, которые не требуют серьезного умственного и духовного труда.
В то же время не случайно все так называемые цивилизованные страны уделяют визуальным искусствам (живописи, графике, скульптуре, дизайну, архитектуре, декору) не менее двух часов в неделю с первого по последний год обучения.
Мы опять впереди планеты всей – только с конца списка? Даже существующие часы искусств сегодня ведут неспециалисты. Дирекция школ ясно понимает – «для этого большого ума не надо и не нужны особые знания». Такого не допускают в иных учебных предметах.
Не пора ли Министерству образования и науки РФ и Академии образования задуматься над причинами такого, мягко говоря, бессмысленного решения проблемы нехватки часов? Не пора ли разобраться, зачем же все виды искусства вообще-то существуют со дня формирования человеческого общества в нашей жизни? И почему ни один народ не живет без искусства? Ради чего они нужны каждому обществу и каждому человеку?
И именно отсюда прямой путь к пониманию, зачем же общеобразовательной школе необходимы учебные предметы искусств. И осознание того, что наивно понимать преподавание этих предметов как технологию изготовления «поделок». Здесь – «технологии» развития духовно-нравственной, ценностной культуры выпускника школы, каждого гражданина общества. Это основа самоидентификации человека, целостности народа.
Не математика, физика или компьютер, одинаковые для всех народов в современной цивилизации, создают самость каждого народа. Только искусства могут выработанные веками национальные духовные ценности сделать подлинно личностными и государственными.
И если мы хотим, чтобы традиционные духовные ценности не угасли под растлевающим влиянием СМИ и золотого тельца и стали объединяющей силой страны, нам не уйти от использования огромной силы искусств. К их восприятию ребенка нужно готовить. И создание подобной компетентности будущих граждан – всех и каждого – возможно только в системе общего образования, только на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы. И с первого по последний класс школы. Сегодня предмет «Изобразительное искусство» существует с 1-го по 9-й класс. Номинально. Задача государства – хотя бы сохранить и сделать реальным для искусства сегодняшний учебный план. Меньшее – это дальнейший провал в эмоционально-нравственную тупость, в примитивизацию духовной жизни, в пошлость масскульта, в потерю народом самоидентичности.
Педагогическому сообществу и его решающим организациям необходимо осознать, что само мышление человека имеет два крыла, две не заменяемые друг другом равносильные стороны. Это логическое (научное) и эмоционально-образное (художественное) мышление. Это и два пути познания и освоения действительности жизни человеком. У этих крыльев весь инструментарий мышления и познания принципиально разный.
И попытка подняться лишь на одном крыле не просто нереальна – приведет к трагедии самопотери любой народ, любое государство.
Борис НЕМЕНСКИЙ, народный художник России, действительный член Российской академии художеств и РАО, профессор, лауреат премии Президента РФ
Комментарии