В настоящее время в странах Европейского союза усилились интеграционные процессы в сфере профессионального образования и обучения. Эта тенденция обусловлена целым рядом причин. Одна из главных – необходимость реализации стратегии обеспечения конкурентоспособности европейской экономики в ситуации экономической глобализации. А это требует повышения мобильности рабочей силы, обеспечения сравнимости квалификаций граждан разных стран, расширения возможностей освоения квалификаций, признания квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности.
Западные системы профессионального образования и обучения объединяет общая интегрированная система квалификаций, которые в настоящее время во все большей мере ориентированы на компетенции, а не на освоение конкретных программ обучения.
Именно это позволяет обеспечить гибкость образовательных траекторий и возможности горизонтальной мобильности. А именно – смены траектории при обеспечении зачета всех ранее полученных компетенций, необходимых для новой специальности, независимо от того, где и как они были получены.
В настоящее время российская система профессионального образования еще не осуществила переход на компетенции. Именно они позволяют измерить соответствие работника требованиям рабочего места. Учет компетенций обеспечит также гибкость образовательных траекторий и возможность оптимального и экономически эффективного «доучивания» или переобучения работников при переходе с одного рабочего места на другое.
Российская система образования, включая профессиональное образование, ориентирована на интеграцию в европейское образовательное пространство. Поэтому необходимо разрабатывать соответствующие стратегии, учитывая при этом особенности собственной системы образования, формировать реалистичные пути ее сближения с европейской.
Решение большого количества проблем, обострившихся в последние годы в области профессионального образования, приобретает особую важность в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию, когда на рынке труда будут востребованы трудовые ресурсы в основном высокой квалификации.
В современных условиях роль и участие потребителей кадров – работодателей в развитии профессионального образования крайне низки в силу сложившейся в 90-е годы ситуации на рынке труда, при которой спрос на рабочую силу складывался ниже, чем его предложение.
Понимая крайне важную роль профессионального образования, ведущие страны с развитой рыночной экономикой в последние 10-15 лет вкладывали серьезные инвестиции в развитие этой образовательной подсистемы.
И именно поэтому в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной Правительством РФ, обозначена необходимость опережающего развития профессионального образования.
В концепции, одобренной распоряжением Правительства РФ в мае 2003 года, определены приоритетные направления действий на рынке труда в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда. Это прежде всего разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах, а также развитие профессиональной ориентации школьников, системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, системы профессиональных стандартов.
Прочная база навыков становится решающим фактором улучшения международной конкурентоспособности и создает благополучные условия для прочного устойчивого экономического роста общества, в котором люди имеют равные возможности в совершенствовании навыков в течение всей жизни и получении доступа к рынку труда.
Комментарии