search
main
0

Вперед, в пятнадцатый век Сюжетно-ролевая игра. 7-й класс

Сюжетно-ролевая игра “Средневековый город” осуществлялась в рамках эксперимента “Проживание культурно-исторических эпох”, ведущегося 3-й год командой педагогов совместно с детьми 4-х классов.
Можно сказать, что весь процесс подготовки такой игры, разворачивающейся в урочное и внеурочное время (в пределах классов, творческих групп, кабинетов-лабораторий и т.п.), представляет собой большое погружение, с одной стороны, в эпоху средневековья, с другой – в многообразную, многофункциональную деятельность.
Как такое погружение соответствует основным установкам школы? Прежде всего оно дает огромные возможности для развития самостоятельности, проявления индивидуальности, осуществления личного выбора ребенка.
В концепции школы средний возраст определяется как время пробы сил. Каждому ребенку дана возможность лепить из глины, резать по дереву, сочинять стихи, решать сложные задачи и т.п. С этой точки зрения погружение-игра дает возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, организационной и другой деятельности. И, наконец, в концепции кафедры искусств доминантной задачей является введение ребенка в историко-культурный контекст. “Введение” осуществляется нами через “проживание” определенных культурно-исторических эпох, формирование собственного образа культуры.
Сюжет игры-погружения
На площади средневекового города кипит жизнь: ремесленники представляют свои изделия; в аптеке можно получить пакетик со снадобьем и текст подлинного средневекового рецепта; кондитеры торгуют рождественскими пряниками; стражники следят за порядком; бродячие музыканты играют, обходя слушателей с шапкой; горожане толпятся на площади, слушают музыку, обсуждают наряды друг друга, рассматривают изделия ремесленников, узнают, какова технология изготовления того или иного предмета, возьмет ли мастер новых учеников, иногда пробуют что-то делать сами. Под звуки фанфар на площади появляются герцог – сеньор города, герцогиня, свита и знатный гость герцога, приехавший издалека. Герцогская чета обходит всех ремесленников, демонстрируя своему гостю, какими мастерами славится город, задавая вопросы, комментируя ответы. Глашатай объявляет, что герцог приглашает всех горожан в замок на пир по случаю Рождественских праздников. Поднимается решетка, открывая вход на территорию замка. Герцогская чета с гостем поднимается в пиршественный зал замка (актовый зал школы), а толпа гостей задерживается во дворе замка, привлеченная воплями несчастных, пытаемых в подвалах замка (теневой театр). Стражники плотнее закрывают двери подвала, и толпа гостей устремляется по лестнице в зал. Там гости рассаживаются соответственно своему положению. Часть знатных гостей проходит перед герцогом в танце. Последней прибывает графиня со свитой. Она просит герцога быть третейским судьей в споре старого барона и его сына. Разыгрывается инсценировка фрагмента “Скупого рыцаря”. Этот “вставной номер” делался инициативной группой ребят из 7-го “А”. Они хотели обязательно поставить именно этот спектакль и только таким составом. Вячеслав Борисович, учитель истории, классный руководитель 7-го “А”, один из организаторов и исполнителей этой игры, придумал, как вписать этот самостоятельный фрагмент в общее действие в зале, и помог детям написать сценарий. Затем гостей приглашают за столы, а в честь графини (Юли С., у которой этот день – день рождения) музыканты играют на флейтах и лютнях (гитарах). Затем все гости замка поют средневековую балладу и танцуют средневековые танцы. Наконец, герольд объявляет рыцарский турнир. Задумывался он как свободное состязание, но затем превратился в театральный, специально поставленный бой. Ставил его Вадим Семенович, режиссер школьного театра, он же автор Рождественской мистерии. Все рыцари, демонстрировавшие воинское умение и храбрость, награждались правом выбрать достойнейшую из дам и сделать с ней “круг почета” перед герцогом и всеми гостями. После блестящего рыцарского боя простолюдинам было предложено состязание на узкой скамье, с которой надо было столкнуть противника длинной палкой с привязанным на конце мешком, набитым ватой.
Затем герцог напоминал всем о Рождественском празднике, и перед притихшими гостями в полутемном зале появлялись герои мистерии: бредущие в Вифлеем Мария и Иосиф, сияющий ангел, царь Ирод с телохранителем. Двое ведущих рассказывали историю рождения Христа. Постепенно действие сосредоточивается в вертепе, где над яслями, из которых льется свет, склонились Мария и Иосиф, а вокруг них пастухи и волхвы с дарами. В вертепе стоит плошка со свечами. В финале действующие лица мистерии берут по свече и идут к хозяевам и гостям зала, зажигая их свечи (заранее положенные на столе перед каждым). “Загадывайте желание, пока свеча не погасла”, – звучит в зале. Под звуки Рождественской мессы движется в полутемном зале процессия, мерцают в руках свечи, заканчивается игра…
С моей точки зрения, задачи конкретного погружения-игры “Средневековый город” в порядке значимости определяются так:
1. Создание условий, в которых ребенок получал бы опыт самостоятельной деятельности в соответствии со своими интересами и возможностями.
2. Создание условий для широкого выбора видов деятельности, возможности попробовать себя. Педагогическая поддержка в реализации этого выбора.
3. Создание условий, в которых индивидуальные продвижения были бы отмечены и давали бы ощущение успеха.
4. Создание условий для развития универсальных способностей. Прежде всего способности к культурному общению с ровесниками; к пониманию целей и правил общего дела; к “проживанию” какого-либо материала, события.
5. Создание условий, способствующих освоению конкретного культурного материала, рождению собственного образа средневековья.
Если педагогическая задача состоит в создании тех или иных условий, то как определить, удалось ли их создать? Что может служить критериями оценки?
Прежде всего оценивать условия можно по их реальному осуществлению, т.е. если такие условия действительно созданы, то можно на примере конкретных детей или групп отследить, что нового появилось в их способах общения, кто и какую деятельность выбрал и т.д. Таким образом, главный результат – личные продвижения детей.
Итак, как же все вышеперечисленные задачи реализуются на практике?

Задача 1. Опыт самостоятельной деятельности, самостоятельного выбора, индивидуальных проявлений должен накапливаться в течение длительного времени, поэтому каждая наша сюжетно-ролевая игра важна в плане накопления “количества” этого опыта. Кроме того, важны и изменения “качества” этого опыта, расширение границ самостоятельности.
В 5-х классах эту самостоятельность дети могли проявлять на групповой работе в игре “Первобытные люди”.
В 6-х кроме работы в разных группах, появилась еще и индивидуальная творческая работа, которую ребенок создавал длительное время, параллельно с остальной учебной деятельностью, и представлял на суд “публики” в специально организованном действе – защите творческих работ. Особой заботой “команды учителей” была организация помощи ребенку на этапе выбора темы, наиболее интересной именно ему, и формы раскрытия этой темы (спектакль, пантомима, музыкальная композиция, реферат…).
В 7-х классах ребята сами выбирают и время защиты своей творческой работы. Помимо выбора темы и формы своей работы ребенок учится оценивать и свои временные возможности: могу ли я распределить работу так, чтобы показать начало ее в рамках первой игры, а окончательный результат – в самом конце? Могу ли я так напрячься, чтобы представить свою работу сразу в рамках первой игры?
В году заявлены 3 игры. Каждый может представлять свою творческую работу на одной из них, а в двух других – выбирать себе роль в “массовке”.
Возможны двух- или трехчастные формы творческой работы, когда, например, в первой игре представлено европейское рыцарское вооружение, а во второй – русское… Есть дети, для которых стихия такой игры, ее возможности настолько привлекательны, что они хотят выступить достаточно серьезно в разных областях деятельности, не заботясь особенно о том, что именно и в каком объеме им “зачтут” как творческую работу. Так, Паша Р. представлял свой “шедевр” – большой бумажный барельеф. Работая над ним, он одновременно осваивал флейту, был в погружении еще и музыкантом. Никита тоже много сделал для групповой работы строителей (барельеф), одновременно готовил солидные рыцарские доспехи, репетировал бой, изучал рыцарские традиции.
Таким образом, каждый ребенок выстраивал индивидуальный план своего участия в общей деятельности на весь учебный год и на каждый этап игры.
Что для этого делают взрослые?
Во-первых, ими придумана, обсуждена с детьми и принята общая организационная структура на год: три игры, их темы, возможности участия, варианты индивидуального выбора.
Во-вторых, с каждым ребенком или с небольшими группами обсуждены их личные интересы и возможности в организационном плане.
В-третьих, все изменения замыслов, сюжета ближайшей игры, сроков и т.д. постоянно обсуждаются с детьми.
В-четверых, сам сюжет игры строился таким образом, что несколько обязательных ролей играли только взрослые. Все остальные роли появлялись постольку, поскольку их выбирали дети. Например, если Сашу К. интересовало, какими были средневековые аптеки, в сценарий игры сразу включался раздел медицины и фармацевтики. Если по ходу подготовки какая-то часть сюжета не обеспечивалась, ее просто исключали (трактир) или переносили (университет) на последнюю игру.
В последние недели подготовки график работ разных групп был чрезвычайно сложным и насыщенным. Детям, принимавшим в игре активное участие, приходилось жить по собственному личному расписанию, переходя из группы в группу, согласовывая и договариваясь о своем участии, распределяя время и самостоятельно планируя деятельность.
Если анализировать реализацию условий, то можно сказать, что примерно треть всех детей хорошо себя чувствовала в такой активной деятельностной среде, имела собственное понимание ситуации, планировала свое участие, время, при необходимости изменяла планы.
Совершенно выпали из процесса подготовки и не пришли на игру 2-3 человека. Группа человек в десять сознательно выбрала участие в игре по минимуму, объясняя свою позицию либо отсутствием интереса к средневековью, либо желанием выбрать тему для творческой работы в конце года. Поскольку это заявленная позиция, то их поведение тоже можно считать проявлением самостоятельности.
Значительная часть детей, даже среди тех, кто вышел на игру с творческими работами, в процессе подготовки нуждалась в руководстве и большой помощи со стороны взрослых. Это дети безынициативные, имеющие из-за этого проблемы и в обычной учебной деятельности. Их восприятие дискретно, они не удерживают свою цель, не видят общей ситуации, своего места в ней. Для их личностного продвижения в плане самостоятельности важны были следующие условия:
а) заинтересованность выбранной ролью, как бы авансирование успеха в ней;
б) ограничение количества ролей – иногда до одной, но хорошо проработанной;
в) включение таких детей, когда это получается без нажима, в группу более активных учеников.

Задача 2. Обеспечение широкого выбора.
Вот список ролей, составленный вместе с детьми:
1. Цеха ремесленников.
а) Строители, художники: макеты малые и большие для оформления интерьера, росписи, декорации;
б) портные, модельеры: костюмы для себя, средневековый костюм для кукол, альбом моделей карнавальных костюмов;
в) оружейники: макеты рыцарских доспехов, малые и в натуральную величину для костюмов;
г) повара, кондитеры: организация таверны, трактира со средневековым меню, декорациями. Рождественские угощения;
д) ювелиры и художники: чеканка, мозаика, витраж, гобелен, смешанная техника;
е) медальеры: гипсовые медали;
ж) горшечники и керамисты: освоение гончарного круга. Керамические изделия на темы средневековья;
з) книжники: рукописная книга, линогравюра, экслибрисы, монограммы;
и) белошвейки: вышивки на темы средневековья, Рождества;
к) игрушечники: игрушки и рождественские сувениры;
л) аптекари: средневековая аптека, рецепты, лекарственные растения.

2. Замок и турнир.
а) Сценарий празднества или его фрагментов;
б) турнир трубадуров (менестрелей); пение баллад, в том числе и своих сочинений;
в) музыканты, акробаты, актеры;
г) герольды: организация турнира, сценарий турнира, репетиции с рыцарями, консультирование эскизов гербов;
д) рыцари: снаряжение и подготовка к турниру;
е) бутафоры: изготовление “средневековой” посуды, скатертей, светильников.

3. Собор.
а) Рождественская мистерия;
б) духовная музыка.

4. Университет.
а) Философы и богословы: схоластический диспут; доклады о выдающихся личностях средневековья; религиоведческие и искусствоведческие работы;
б) историки и словесники: исторические игры. Хроники;
в) механики, физики: разнообразные устройства, например подъемная решетка;
г) алхимики;
д) математики;
е) астрономы.
Таким образом, каждый ребенок мог самостоятельно выбрать и вид деятельности, который ему по душе, и любую роль.
Выбрали много меньше предложенного и неравномерно. Например, в “строители” записались 7 человек (изготовление бумажного барельефа с видом города – 4 человека; строительство замка – 3), в “игрушечники” – 12 (создание кукол, отражающих языческую мифологию, гномов, фей, кукол с фарфоровыми головами в шитых костюмах средневековья), “оружейники”, они же “рыцари” в варианте “доспехи на себя”, – 8 человек, “витражист” – один, “кулинары” – почти все девочки (кратковременная работа по изготовлению печенья), “портные” – большинство девочек.
Девочки шили себе наряды под руководством учителя труда, продемонстрировав и умение, и трудолюбие, и вкус.
Все рыцари сделали себе мечи и доспехи, что тоже потребовало напряженного труда, поиска подходящих материалов и способов изготовления.
По вечерам у Светланы Борисовны, учителя музыки, классного руководителя 7-го “В”, одного из активнейших членов “команды”, музицировали 10-12 человек. Они разучивали средневековые мелодии на флейтах и лютнях (гитарах), осваивая по большей части новые для них инструменты. С Ларисой Яковлевной, учителем музыкального движения, тоже во внеучебное время учились танцевать, ставили средневековые танцы.
Те, кто выбрал роль горожанина, т.е. минимальное участие в этой игре, кроме костюмов делали декорации – стены с узкими зарешеченными окошками или ставнями, черепичные крыши. Мальчики под руководством Андрея Михайловича, учителя истории, классного руководителя 7-го “Б”, монтировали их над “первым этажом” гардероба. Рисовали, резали, клеили вывески мастерских, гербы для украшения города.
Во время игры среди ремесленников были взрослые мастера-руководители. Татьяна Валентиновна, учитель изо, руководитель мастерской керамики, работала на гончарном круге. Николай Иванович, художник, друг школы, резал гравюру, давая всем желающим штихеля и помогая вырезать монограмму. Это были своеобразные презентации, рассчитанные на 2-е полугодие.

Задача 3. Индивидуальное продвижение.
Для многих детей недостаточно иметь широкий выбор возможностей, недостаточно получать профессиональную помощь мастера – им нужна еще и специальная педагогическая поддержка. Она нужна на этапе выбора, чтобы помочь ребенку соотнести желаемое с достижимым, найти человека, мастера, которого и тема работы увлечет, и личные проблемы ребенка не оставят равнодушным. Многим нужна педагогическая поддержка и на этапе реализации своего выбора, чтобы чувствовать: моя деятельность значима не только для меня, но и для других ребят, для учителей.

З. КАСАТКИНА,
учитель истории

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте