Мы долго не могли встретиться с Андреем Лукутиным, учителем истории и права школы №666. Мне же почти за три месяца виртуального общения – по интернету или телефону казалось, что жизнь его – это нескончаемая карусель, где одно событие сменяет другое, и времени почти не остается. Но позже поняла – в этом залог его молодости, энергии и хорошего настроения. Ни разу за время нашего общения не слышала в голосе Лукутина грустных интонаций и скуки. А вот задумчивость, задоринка и шутка всегда были рядом. И, когда в очередной раз у нас не получалось увидеться я знала, что мы все равно встретимся.
И вот наконец-то мы встретились. Времени у нас на разговор было не так уж много – всего час. А дальше Андрей Владимирович должен был торопиться на совещание. Биография, важнейшие вехи его педагогической жизни – все это было мне уже известно – из интервью, страничек интернета, текстов самого Лукутина. Если попытаться обобщить весь этот материал, то очень сжато его можно сформулировать так: преподаватель истории и права 666-й школы Андрей Лукутин, методист по истории Южного административного округа столицы, учитель года Москвы-2004», а также «Учитель года России – 2004». Андрей Владимирович – автор нескольких пособий, статей и мультимедийных изданий по истории России, Любовь Кезина назвала его бесподобным учителем.
Мне тоже показалось, что это именно так – он самобытен, интересен в общении, умен. Несмотря на то, что говорили мы не так уж много, на уроке Андрея Владимировича мне побывать удалось, хоть и виртуально. Обычный компьютерный диск вместил в себя изображение со звуком, и сорок минут перед экраном заставили меня думать, отвечать на вопросы, хоть и не мне заданные, удивляться и временами просто недоумевать – как это ему удается.
Что это был за урок? Самый обычный в девятом классе, посвященный Ивану Калите и Тверскому погрому, который он учинил в далеком 1327 году. Что и говорить, событие далекое, но урок начался не с банального объявления темы. Нет, в первые минуты ребята вспоминали таблицу умножения, и тут не обошлось без недоразумения. Андрей Владимирович рассказал своим ученикам о том, что дважды два, оказывается, может равняться пяти. Стоит только при выводе ответа упустить, вернее, сознательно изменить знак, и будет в итоге нужная цифра. Какое это имеет отношение к истории? Самое прямое. Если в оценке исторической личности знак плюс вдруг изменить на минус, то вместо демократа получится тиран, а вместо жестокого правителя – прогрессивный политик. Но с оговорками, пожалуй, потому что в истории ничего однозначного нет. К этому выводу, кстати, пришли сами ребята. И помогло им в этом стихотворение Наума Коржавина, который Ивану Калите, будучи студентом, посвятил такие строчки:
Был ты видом довольно
противен,
Сердцем подл, но не в этом
суть –
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.
Вообще-то автор этих строк князя московского клеймил. Но не все так однозначно. Стоит чуть иначе расставить акцентные ударения, и строки перестают быть такими уж разгромными, не правда ли? Поэтому для ребят это задание – прочитать стихотворение с разными интонациями и оттенками стало своеобразной игрой-интерпретацией.
Наверное, стоит напомнить, что произошло в тот 1327 год. Восстание в Твери московский князь Иван Данилович Калита использовал для разгрома своего самого сильного соперника. Приняв участие в карательном походе монголо-татарской рати, посланной ханом Узбеком на Русь, Калита сумел направить ее удар только против Тверской земли. Вместе с монголо-татарами он жестоко расправился с тверичами и подверг Тверское княжество страшному погрому, надолго устранившему тверских князей от активной борьбы за политическое превосходство на Руси. Тверской князь сбежал в Псков, а Калита, заслуживший таким образом доверие хана, получил ярлык на великое княжение Владимирское. Погибло в тот год приблизительно пять тысяч тверичей. И вопрос, оправдана ли такая жестокость, что было бы без погрома, как это событие оценили бы сегодняшние жители Твери, не было бы им обидно за то давнее поражение? Этой страничке истории в учебнике отведено всего несколько строк. Достаточно этого или нет? Учителя по-разному могут ответить на этот вопрос. В теме, которую выбрал для урока Андрей Лукутин, много ресурсов. Это и нравственный аспект – можно ли ради достижения целей жертвовать судьбами людей, оправдывает ли такой поступок последующее возвышение и усиление Московского княжества.
Вопросы, которые Андрей Владимирович задавал постоянно, не только поддерживали внимание школьников, но и помогали им сконцентрироваться на самом важном. Хорошим подспорьем был иллюстративный материал перед каждым учеником, в дополнение к нему все воспроизводилось на экране. Наконец, постоянный, почти непрерывающийся разговор учителя. Именно разговор, в котором звучали голоса его учеников. И пусть некоторые из них выполняли самые простые задания – читали вслух, отвечали на несложные вопросы, но тем самым контакт с учителем не прерывался ни на минуту.
– Андрей Владимирович, – спросила я уже после урока, – в одном из своих интервью вы сказали, что у вас две истории: одна – для души, а другая – для поступления. Как это?
– Как историк, я стараюсь сделать так, чтобы мои ученики идентифицировали себя с прошлым. Поэтому в преподавании стараюсь не ограничиваться только учебниками. В них лишь голая номенклатура, отдельные куски никак не связанных между собой духовной нитью памяти событий. Поэтому мы с ребятами сами написали учебник – с древнейших времен до конца XVII столетия. Работая с источниками, они сами связывали факты в определенную цепочку. Получилась «чувственная» история. А так действительно у меня их две: одна – для души, вторая – для поступления.
– Но все же ваш предмет достаточно точный. В «чувственной» истории место для дат находится?
– А как же! Я это называю так – чтобы не было стыдно. Знать даты Великой Отечественной, годы правления Петра Первого должен каждый образованный человек! Но за этими датами хорошо бы, чтобы ребенок, подросток, выпускник видел события тех лет. Тогда можно будет избежать зубрежки и тупого заучивания. История станет интересной и доступной. Для того чтобы это случилось, школьник должен читать художественную литературу, ходить на экскурсии. Все это мы и делаем с ребятами. А еще постигаем азы исследовательской работы. Конечно, только отчасти, но некоторые приемы – анализ текста с исторической точки зрения, простейшие выводы, навыки работы с документами в ходе учебы – ребята усваивают. Люди, обученные ремеслу историка, неплохо умеют находить правду в потоке неполной, избыточной, искаженной и сфальсифицированной информации, выяснять подлинное положение вещей и вытекающие из него последствия. Историк критически и творчески воспринимает поступающую информацию и склонен к пониманию чуждой позиции. А подобное понимание как раз и является, по моему глубокому убеждению, показателем интеллигентности.
– А что же с оценками. Наверное, только четверки и пятерки?
– Нет, и тройки бывают. Но это нормальный рабочий момент. Просто так я хорошие оценки не ставлю. В 16 лет и 8 месяцев я переступил порог школы в качестве ее работника. Мои первые ученики были младше меня на два года. Мне иногда вспоминается, как я, расхаживая вдоль доски, объясняю зазубренные ночью прописные истины своим ученикам. На дом я задавал прочитать и выучить два параграфа, ответить на поставленные после него вопросы, за два дня подготовиться к семинару или практикуму. Журнал на странице «История» был заставлен двойками. Как стало ясно, правда, не сразу, оценки были поставлены самому себе… Шли годы работы в школе, учебы в университете и у своих мудрых коллег. Очень многое не получалось, а бывает, не получается и сейчас. Но я понял, что главный принцип нашей профессии – верить, надеяться, любить и не навредить!
Мне показалось, что эту формулу успеха Андрей Владимирович нашел не сразу. Понадобилось ему для этого время, но на протяжении всех лет работы рядом с ним была семья. Мама – учительница литературы, папа – историк и старшая сестра – преподаватель словесности. А еще был, хоть и несколько шуточный, но все же мудрый завет отца. Он сказал Андрею когда-то: «Сын! Если в первые две недели твои же ученики не вынесут тебя вперед ногами из класса – будешь работать!» В сентябре 2005 года исполнится семнадцать лет с того момента, как Андрей Владимирович Лукутин стал учителем права и истории.
Москва
Комментарии