Со второй половины ХХ века идет странный процесс – угасание мужских качеств у юношей, снижение детородного потенциала у молодых мужчин и женщин, взаимное отчуждение полов, деградация семейных устоев, рост социальных пороков. Психологи, медики и социологи – во всяком случае многие из них – считают, что, дабы восстановить оборонный потенциал и поставить барьер порокам, нужно гендерное обучение. В России уже более семисот школ, полностью или частично перешедших на него. О том, почему выбрана такая система, как работается и учится в таком учебном заведении, рассказывает Любовь Вилениновна СУДОРГИНА, директор гимназии «Университетская» №14 города Новосибирска.
– Если сказать, что в нашей гимназии реализуется просто система раздельно-параллельного обучения, то это будет слишком узкое направление. Мы реализуем идеи гендерного образования. Подходы заключаются в том, что в учебном процессе мы мальчиков и девочек разделяем, а в воспитательном процессе, наоборот, объединяем. За счет этого получается правильное обучение, потому что идет учет специфики восприятия учебного материала мужского и женского начала каждой из этих групп, а в воспитательном процессе мы их учим правильно общаться. – Любовь Вилениновна, в чем же отличие восприятия учебного материала мальчиками и девочками? – Я проработала в педагогике 22 года и, к своему стыду, только интуитивно ощущала, что когда я работала в классе мальчиков, то мне было гораздо сложнее. Класс мог быть физико-математический, где могли сидеть всего 4 девочки и 22 мальчика, и в таких классах я, как учитель, ощущала очень серьезное напряжение и не понимала, почему это происходит. А вот сейчас, когда мы изучили методические подходы, рекомендации психологов, физиологов, получила ответ на этот вопрос. В классе мальчиков даже темп ведения урока должен быть другой. Мальчикам, к примеру, нельзя сразу начинать объяснять новый учебный материал – они включаются в процесс только на 15-й минуте, таковы особенности мужчины. Это связано с тем, что мальчики очень активно себя ведут на переменах: бегают, прыгают, играют в подвижные игры. Это в них заложено природой. Поэтому с первой минуты урока им не стоит что-то сразу объяснять, а надо сначала подготовить к восприятию нового материала, поэтому эффективная работа с ними начинается только на 15-20-й минуте урока. С девочками – по-другому, они готовы с первой минуты включиться в процесс, выполнять все задания учителя. Дальше – эмоции. Мальчикам противопоказаны эмоциональные учителя, которые выражают эмоции, работают на каких-то эмоциональных примерах. Им нужен размеренный, спокойный учитель, а девочкам, наоборот – чем больше эмоций, тем им интересней. Для мальчиков немаловажна последовательность изложения. Мальчики не любят, когда учитель перескакивает с одной мысли на другую, их это выбивает, им нужна логическая последовательность, операционность, то есть одна операция за другой. А для девочек можно делать вставочки из лирических отступлений.- С чего начался эксперимент по гендерному обучению в гимназии? – Прежде чем начать этот эксперимент, мы изучили подобный практический опыт всех регионов нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, самого известного лицея в городе Железногорске Красноярского края. Мы с ними общаемся постоянно: на семинары друг к другу ездим. Посмотрели уроки, пообщались с педагогами, изучили литературу и только потом приняли решение, что эта система действительно нам подходит. Только начинать надо с 1-го класса, потому что дети, обучавшиеся до 5-го класса по смешанной системе, могут ощущать дискомфорт. Мы 4 года учим мальчиков и девочек раздельно, сейчас их выпустили в 5-й класс. – Можно ли уже говорить о каких-то реальных результатах?- Результаты таковы: у нас 25 мальчиков, из них 15 человек – хорошисты и отличники. В каком смешанном классе вы найдете такое количество хорошистов и отличников среди мальчиков? Там их никогда и не будет, потому в начальных классах, как правило, наиболее активны девочки. В результате мальчики уступают лидерские позиции девочкам и их успешность в начальных классах ниже. А сейчас получаются равные силы пятиклассников на первоначальном этапе обучения в основной школе. И конечно, родители для нас являются самым главным индикатором. Потому что, если бы они были недовольны такими результатами, они не вели бы к нам своих детей. За 4 года поток желающих учиться в классах раздельного обучения возрос в три раза. Но у нас возможности ограниченны, школа старой постройки, поэтому мы набираем только два класса: один класс мальчиков и один – девочек. А желающих на 50 вакантных мест бывает до 150 человек. Когда раньше мы изучали профессиональные интересы детей, то просили их ответить на вопрос: «Кем бы ты хотел стать?» Мальчики либо затруднялись ответить, либо называли женские профессии, либо неопределенные сферы деятельности. Сейчас они по-другому отвечают на вопрос: «Где ты хочешь работать?» – В МЧС, милиции, строителем, разведчиком. То есть появились названия мужских сфер деятельности. – Ну а как же быть с отчуждением полов? Разве раздельное обучение не способствует этому процессу? – Именно поэтому мы создали единую воспитательную программу для каждой параллели классов мальчиков и девочек. Не каждый классный руководитель пишет свой план работы, как это традиционно бывает в школе. Два классных руководителя вместе поразмыслили, какие у их подопечных есть общие интересы, обобщили эти идеи и создали единые программы сроком не на 1 год, а сразу на 4. Мы увидели особенности каждой параллели, потому что они отличаются: интересы девочек 1-го класса не совпадают с интересами второклассниц. Эта единая программа позволяет создать общие мероприятия. Это традиционные классные часы, когда девочки и мальчики приходят друг к другу в гости, собираются в одной аудитории и проводят классный час на единую тему. Кроме этого, у нас проходят такие праздники, как день гимназиста, гимназический бал. Это занятия совместными делами: игрой в шахматы, музыкальные и художественные часы. Есть мальчики, которые вместе с девочками любят заниматься бисероплетением, кстати, это развивает и мелкую моторику, что немаловажно для младшеклассников. В ходе совместных занятий формируются культура поведения и правильное взаимоотношение полов. Что же касается спорта, то здесь также есть разделение: мальчики занимаются футболом, а девочки – гимнастикой и танцами. В школе полного дня дети у нас пребывают до 18 часов – проходят и оздоровительные мероприятия, и воспитательные. Так вот мамы девочек вспоминают, что в их бытность мальчики очень часто дергали девочек за косы. А вот их дочки об этом слушают с большим удивлением. Одна мама так и говорила: у меня были длинные волосы, и я из-за этого страдала. А у дочери тоже длинные волосы, но она чувствует себя в школе комфортно. Так что воспитательная система тоже дает результаты. Еще мы заметили, что старшие мальчики любят ходить в гости к младшим девочкам, то есть появляются интересные возрастные контакты. А вот в смешанных классах редко такое случается, когда мальчики-третьеклассники ходили бы в гости к первоклассницам, обычно они общаются с одноклассницами. Что касается девочек, то в последние годы мы замечали: в смешанных классах девочки были какие-то возбужденные. А вот наши девочки ведут себя как дамы – спокойно, уравновешенно и достойно. Мальчики их не зовут девчонками, а называют нашими дамами, девочками. У нас не увидишь лохматых девочек, они стремятся быть красивыми. Ну и конечно, игры, в которых поддерживается женская и мужская среда: мальчики играют в мужские игры, девочки – в женские. Это очень важно. Я наблюдала во время группы продленного дня, когда мальчики приходят в гости к девочкам, они не хулиганят, не разбрасывают куклы в разные стороны. Они либо наблюдают за процессом, как девочки играют в «дом», либо даже принимают в нем участие. Возникает уважение к интересам друг друга. – Наверное, в эксперименте велика роль психолога…- Ну конечно, мы добиваемся хороших результатов, потому что идет постоянное психологическое сопровождение. Проводится всевозможная диагностика, даются рекомендации родителям. Работает логопед. Логопедические проблемы для мальчиков типичные, и решить их проще в классе – специалист даже может дать рекомендации учителю, как это лучше сделать на уроке. В смешанном классе данные проблемы зачастую оказываются размытыми. – Любовь Вилениновна, вас не смущает, что гендерное обучение – это в каком-то смысле возврат в прошлое?- Конечно, это далеко не новая идея, сейчас идет возврат к давно забытым моделям, которые были в свое время достаточно эффективными. Я рада, что мы возвращаемся в прошлое, которое не было таким уж плохим, как у нас принято считать. На самом деле в этом прошлом есть немало разумных педагогических идей, они сейчас имеют право на жизнь, их можно использовать с учетом современных обстоятельств и условий. Мы изучаем исторический опыт, у нас есть и специальная литература, и видеофильмы – постарались создать такую методическую копилку – это все находится в арсенале наших педагогов. Кроме этого все школы раздельного обучения Новосибирска объединены – все работаем в рамках модульной лаборатории при городском центре развития образования. Это школа №82, женская классическая школа, наша гимназия №14, гимназия №11, Сибирский кадетский корпус. Кроме того, проводим ежегодную конференцию, на которую приглашаем педагогов и родителей. К нам приезжают ученые, которые поддерживают идею гендерного образования, выступают с докладами. Мы обмениваемся опытом внутри нашего городского и областного сообщества. Очень часто на наших семинарах бывают педагоги из Колывани. Общались также с педагогами Бердска, сейчас думаем об объединении таких учреждений в районах нашей области. Это помогает увидеть положительные моменты. У нас уже выпущено два издания «Педагогического обозрения», одно из которых было полностью посвящено опыту гендерного образования. Поэтому еще и пропагандируем наш опыт. Безусловно, никого насильно не заставляем делать так, как делаем это мы. Тем не менее показываем те моменты, которые заставляют людей задуматься – может быть, надо попробовать…Новосибирск
Комментарии