Одно из направлений историко-краеведческой работы – педагогическая археология. Археология находится на стыке гуманитарных и естественных наук. В нашей стране археология рассматривается как историческая наука.
Другое – создание и функционирование музея клуба. Здесь деятельность ребенка получает оценку большого числа людей, особенно сверстников, посещающих музей. Только представьте себе, что чувствует ребенок, когда вещь, найденная им в земле, превращается благодаря его же работе в экспонат, привлекающий внимание посетителей!Создание и функционирование учебно-воспитательной среды внутри клуба – важнейшее работы педагога и его воспитанников. Включение ребенка в особую клубную среду начинается со знакомства с традициями и законами клуба. Традиция, если она полезная, добрая, еще и веселая, имеет большое психологическое воздействие. Быть посвященным в традиции – важный момент на пути включения детей в среду клуба.
Как следствие, специалисты-археологи готовятся на исторических факультетах вузов. Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но эта наука весьма притягательна для детей, что позволило ей прочно войти в систему дополнительного образования.
Археология обладает огромным образовательным потенциалом. Она исследует самые разнообразные области эволюции человека, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребенок видит, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.
Никакой рассказ учителя или рисунок не даст ученику того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с орудиями древних людей, особенно когда школьник самостоятельно обнаружил их в земле. Как показывает опыт, знакомство детей с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяют горизонты познания, правильно формируют систему ценностей, углубляют формирующееся мировоззрение.
Клуб юных археологов «Резерв» Центра детского творчества г. Уссурийска – специализированное детско-юношеское объединение, реализующее оригинальные программы образовательной и социально-адаптационной направленности в системе дополнительного образования. Клуб успешно работает уже четырнадцатый год. С 1991 года он является лучшим среди объединений юных археологов Приморья, что подтверждают победы на краевых слетах юных археологов, успешное участие в различных краеведческих конференциях.
Моя педагогическая деятельность как руководителя клуба подчинена следующим основным принципам:
целостный системный характер работы;
перспективность;
использование передовых достижений науки.
Исходя из этих принципов выделяются главные цели работы:
предоставление школьникам среднего и старшего звена широкого спектра образовательных услуг для формирования основных общекультурных и методологических компетентностей;
организация комфортной среды для наиболее полной реализации творческого потенциала, социальной активности детей.
Если классифицировать описываемый опыт по направлениям деятельности, то можно выделить образовательную, исследовательскую и социально-педагогическую линии. Каждое направление, исходя из преобладающих видов деятельности, разбивается на несколько структурных единиц (таблица 1).
Образовательное направление
Обучение школьников археологии – сложный процесс, насыщенный разнообразными формами и методами работы. Это разнообразие является необходимым условием для организации эффективной познавательной деятельности широкого круга обучающихся детей.
Образовательный процесс преимущественно направлен на решение следующих задач:
изучение археологии, ее исследовательских методов;
изучение первобытной археологии своего края, основных вех древнейшего прошлого Восточной Азии и основ мировой археологии;
развитие продуктивного мышления и научного мировоззрения;
развитие креативных способностей детей;
развитие ценностных ориентаций и восприятие идей гуманизма;
развитие способности осмысливать явления прошлого;
создание условий для удовлетворения образовательных, культурных потребностей учащихся;
воспитание у школьников любви к своему краю и уважения к его истории и природе;
формирование адекватных экологических представлений, мотиваций и стратегий.
Для решения поставленных задач используются два компонента образовательной программы – археологический (таблица 2) и палеоэкологический (таблица 3). Основной запас базовых теоретических и практических знаний школьники получают на занятиях.
Большая часть учебного времени отводится теоретическим занятиям. Это наименование в известной мере условное, поскольку происходит комплексный процесс получения знаний, развития умений и навыков и решения практических задач. Изучается общая археология, ее методы, история первобытного общества, археология первобытного общества на территориальном, региональном и мировом уровнях.
В первый год обучения первые три месяца дается ознакомительный курс, введение в науку. На этом этапе я пробуждаю у детей познавательный интерес, а также даю минимально необходимый набор знаний о предмете. Далее изучается археология и история Приморья от каменного века до этнографического времени. В последующие годы первобытная археология изучается как отдельная дисциплина с привлечением данных большого количества смежных наук.
Содержание занятий в течение года имеет следующую общую последовательность: методика, основной курс первобытной археологии, основы полевой жизнедеятельности. Учитываю следующие требования: новизна содержания, обновление знаний, практическая необходимость в знаниях, показ учащимся современных научных достижений, интеграция знаний, системность.
Среди методов обучения, используемых на занятиях, преобладают эвристические. Динамичность частично-поисковой деятельности особенно активно используется на первом-втором годах обучения. В то же время, исходя из возрастных особенностей 13-летних подростков, реализуется объяснительно-иллюстративная методика.
Познание новых явлений обязательно проходит через их образное восприятие. Для этого их необходимо ассоциировать с чем-то привычным и понятным, отталкиваться от реальной жизненной практики ребенка. А поскольку она невелика, а изучаемые явления – остатки «мертвой», давно не существующей культуры, надо очень серьезно подходить к формированию образов. Во-первых, максимально используются все возможные аналогии с реальной практикой и ретроспективный анализ явлений. Во-вторых, обязательно эмоциональное описание явлений. А в-третьих, самое главное, изучаемые явления рассматриваются в связи с человеком, причем не только абстрактным предком из прошлого. Явления проецируются на конкретный субъект познавательного процесса. «Антропный» подход, таким образом, определяет целостность познания.
Проблемное изложение материала и исследовательские методы используются на занятиях с ребятами первого-второго года обучения, однако их применение наиболее эффективно в группах третьего-пятого годов обучения, где дети старше, у них есть багаж знаний по предмету.
Поощряется тяга детей к самоанализу. Археология – очень вероятностная наука, отличающаяся многообразием интерпретаций. Мнения и варианты решения предлагаемых проблем бывает трудно верифицировать, что заранее обрекает рассуждающих подростков на «ситуацию успеха».
Обязательный компонент археологии – иллюстративный. Тем более он важен в данном случае. Особая роль принадлежит наглядности. Использую в первую очередь коллекции реальных артефактов (кстати, собранные самими детьми), различные технологические, структурные схемы, типолисты культур, фото-, видеоматериалы.
Среди отдельных приемов, используемых на занятиях, отмечу этимологический разбор терминов, дифференцированные групповые задания, упрощенно-юмористическое объяснение сложных явлений с неожиданными аналогиями, постановку интригующих задач, вопросов, ответы на которые даются в конце занятия или на следующем занятии, использование ТРИЗ-методики.
Успешное повторение пройденного материала является одним из условий его усвоения, формирования умений и навыков. В системе курса «Первобытная археология и палеоэкология» занятия, посвященные повторению, проходят после изучения каждого раздела. Какие задачи ставятся на этих занятиях?
1. Закрепить в памяти базовые понятия и проблемы курса.
2. Обобщить, систематизировать полученные знания.
3. Развивать умения и навыки анализа и синтеза.
4. Прививать логику научного мышления.
5. Развивать навыки свободного владения специальной терминологией.
Но даже такое занятие не должно сводиться к простому воспроизведению ранее известных фактов, а быть продуктивным. Надо стараться, чтобы с помощью вопросов ребята получили новое знание о рассмотренном предмете.
В системе повторения большую роль играет работа по развитию навыков владения терминологией. Успешное усвоение археологической терминологии – залог правильного и быстрого понимания текущей темы, важный шаг на пути формирования научного мышления. Я использую три варианта игры «Алфавит»:
1. Вспомнить и записать на листе бумаги любые слова, связанные с археологией и начинающиеся на три предложенные буквы.
2. Перечисляются буквы алфавита, а дети вспоминают несколько терминов на каждую букву.
3. Педагог использует археологический словарь. Зачитывается определение термина, а дети должны этот термин назвать.
Знание терминологии можно закрепить и так: задания на создание логической связи между несколькими случайно отобранными терминами, веселая игра «Сплетни» (последовательный пересказ двумя соревнующимися группами текста). Необходимо максимально использовать возрастную особенность 13- летних подростков – они легко запоминают термины и понятия.
Большую роль в повторении играет решение проблемных задач. Самый простой вариант – объяснение какого-либо факта, полученного в процессе полевых работ. Например, на известном бохайском поселении случайно были обнаружены несколько каменных грузил для сетей. Задача – объяснить эту находку, т.е. объяснить, могут ли грузила относиться к бохайскому времени, и если да, то с какой вероятностью, если нет, то необходимо доказать двухслойность памятника. Более сложными задачами могут быть такие: объяснить смысл нанесения на керамический сосуд узора в виде имитации рыболовной сети и спирального орнамента; на основании стратиграфии двух – трех памятников, используя стратиграфический метод датировки, определить примерный возраст одного из слоев.
Обязательным элементом повторения выступает работа с коллекциями или отдельными артефактами. Можно давать задания, варьирующиеся по степени сложности от самых простых (например, определить название изделия, прием его изготовления) до более сложных (определить дату изготовления, тип изделия, дать описание). Более сложными будут задачи на сравнение разновременных и разнокультурных артефактов или их групп, классификацию, выявление в смешанной коллекции подобных групп находок.
Разнообразны лабораторные работы. Основная их задача – дать необходимые практические навыки, которые стимулируют интерес, в сочетании с новизной содержания и многообразием форм самостоятельной работы.
Если в процессе изучения теоретического материала различные артефакты привлекаются в качестве наглядных пособий, отражающих основные признаки археологической культуры, то лабораторные занятия позволяют школьнику работать с массовым материалом на уровне анализа и синтеза.
Во время лабораторных занятий закрепляются знания об основных признаках археологических культур, на массовом материале рассматриваются характерные и нехарактерные черты. Предоставляется возможность научиться на практике отличать артефакты одной культуры от другой, хотя на качественное закрепление этого умения требуется не одно занятие. Проводятся отдельные лабораторные занятия с керамикой как наиболее массовой категорией артефактов на приморских памятниках. Из массы черепков школьники выделяют гончарные и лепные фрагменты, замечают особенности теста и отощителей, рассматривают различные типы венчиков и способы их изготовления. Та же самая работа проводится с доньями, изучаются различные приемы нанесения орнамента, особенности ручек и т.д.
Часть лабораторного занятия может быть посвящена рисованию артефактов. Овладение методами научной графики – важная задача, требующая целенаправленной длительной работы.
В конце учебного года проходят лабораторные работы с различным оборудованием – нивелиром, теодолитом, буссолью и обычным компасом. Освоение специальных приборов дает детям профессиональные знания, стимулирует их дальнейшую активность.
Еще одна лабораторная работа, которая проводится в конце учебного года, – обучение разметке раскопа. Для этого во дворе школьниками проводится весь объем необходимых работ: ориентирование по сторонам света, построение прямых углов по теореме Пифагора, метровая разметка, натяжка сетки. Овладение этими умениями экономит время в экспедициях. Ребята узнают основные правила ведения раскопочной документации, но поскольку это персональная работа начальника раскопа, то в полном объеме ее изучают лишь школьники, участвующие в краевых соревнованиях.
На камеральных занятиях отрабатываются навыки обычной будничной работы археолога, требующей большой усидчивости и внимания. В данном случае только первое занятие является обучающим, остальные, как правило, сугубо практические.
Поскольку 7-8-й класс – возраст, когда детей начинают привлекать занятия, требующие упорства, то использование камеральных занятий считаю вполне оправданным.
Найденный артефакт нуждается в промывке или иной очистке, шифровке (маркировке) и упаковке. Эти операции дети выполняют в полном объеме.
Еще одна форма камеральных работ – реконструкция изделий. Обычно это работа по реконструкции сосудов, которые склеиваются из кусочков, иногда собранных не в одном, а в ряде походов на какой-то памятник. В этом случае срабатывает принцип головоломки, когда по ряду признаков, многие из которых очень незначительны, приходится определять, в каком месте сосуда находился тот или иной черепок. Увлеченные школьники могут очень долго заниматься этой работой. Привлекает маленькое чудо, когда из груды черепков получается ваза, кувшин или горшок, конкретное изделие древних людей, разрушенное природой и восстановленное твоими руками.
Без реконструкции невозможно дальнейшее использование артефактов ни в музейной экспозиции, ни в качестве наглядного пособия, ни при дальнейшей научной обработке. Эта работа позволяет детям ощутить маленький, но собственный вклад в длительной череде обработки артефактов.
Одним из результатов камеральной обработки коллекций является их экспонирование в музее. Создание учебного музея – одна из важнейших задач в системе моей работы. Музейные занятия направлены на освоение теоретических основ музееведения, на подготовку витрин, отбор и составление экспозиций. Важно выстроить цепочку: находка ребенком артефакта – камеральная обработка – экспонирование. Образовательная ценность музея состоит в возможности использования экспозиций для иллюстрации теоретических занятий. На музейных занятиях дети закрепляют не только специальные знания, но и разнообразные навыки прикладной деятельности.
Полевые занятия представляют собой одно- или многодневный поход или экскурсию.
Полевые занятия имеют большие педагогические возможности: конкретизация понятия; содействие созданию ярких, образных представлений; привлечение разнообразных источников знания; воспроизведение изучаемых явлений и событий, реконструирование прошлого.
Этот тип занятий способствует развитию мышления и воображения учащихся; активизирует и обогащает познавательную деятельность; возбуждает и развивает интерес к далекому прошлому; формирует мировоззрение; расширяет кругозор; повышает культуру; решает воспитательные задачи.
Важнейшая задача полевого занятия – научить детей видеть в объекте его прошлое. Эмоционально насыщенный, образный рассказ помогает школьникам перенестись в ту или иную эпоху.
Экскурсии проводятся в наиболее известные музеи с археологическими коллекциями Приморья – краевой музей им. В.К. Арсеньева, музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Музей археологии и этнологии ДВГУ) и в с. Сергеевка Партизанского района (школьный музей, частный музей С.Н. Гарпенко). При посещении владивостокских музеев я знакомлю детей с артефактами, на основе которых написана древняя история края. Важнее увидеть вещь, чем ее рисунок или фотографию. Кроме того, появляется возможность познакомиться с учеными, о которых ребята столько слышали или читали.
Поход – основной тип полевых занятий. Походы подразделяются на учебные, исследовательские и мониторинговые. Учебные походы проводятся для школьников первого-второго годов обучения. Их основная задача – научить ребенка ориентироваться в особенностях микрорельефа, определять искусственные изменения ландшафта, отличать археологические памятники от иных объектов.
Самый первый поход проводится на Краснояровское городище (с. Утесное Уссурийского района). Городище существовало в XII-XIII вв. Открыто в 1868 году. Исследования велись до революции, в 60-е, 80-е годы и продолжены с 1995 г. Сегодня памятник отождествляется с г. Кайюань, столицей государства Восточное Ся. Поход полностью пеший (13 км). Развернутая история этого памятника рассказывается по пути на городище. На месте перед подъемом на городище выясняются причины поселения людей на отдельной труднодоступной сопке, затем осматриваются валы, рвы, следы жилищ, раскопы последних лет. Основная цель этого похода – научить определять на местности крупный город и следы сооружений в нем. После знакомства с памятником дети обедают, затем проводится игровая программа, и пеший переход домой завершает поход.
Учебные походы проводятся и на другие археологические памятники, они связаны с изучением определенной теоретической темы. Изучение теории сопровождается посещением памятников изучаемой эпохи. Эти походы могут быть вводными, итоговыми или обзорными. В окрестностях Уссурийска есть археологические памятники, которые являются опорными при изучении всех эпох.
Туристские навыки передвижения в тех или иных условиях отрабатываются в каждом походе, они необходимы для будущих исследовательских работ. Чем разнообразнее учебный поход, тем он более интересен для школьников. Археологические походы интересны старшим школьникам. Для их проведения необходим «Открытый лист» – документ, дающий право проведения археологических исследований. Помимо всего, походы являются прекрасным средством укрепления здоровья и развития физической подготовки.
Практика показывает, что в клубе всегда есть дети, которым интересны не теоретические занятия, а походы. К ним используется индивидуальный подход для развития интереса к науке. Они дети с большим удовольствием занимаются какими-то практическими делами, что им обычно и предлагается.
Помимо решения учебных задач походы позволяют лучше узнать детей. В походах возникают как физические, так и психологические проблемы, которые ребенок должен решать самостоятельно, проявляя свои лучшие качества. В таких ситуациях дети оценивают своих товарищей и педагогов. Зачастую именно благодаря походам складывается наиболее активное ядро клуба.
Краевые слеты юных археологов проводятся в период летней полевой практики в июле. Программа слета, разработанная при моем непосредственном участии, подразделяется на основные (профилирующие) и дополнительные виды соревнований и предусматривает групповые и индивидуальные конкурсы.
Краеведческие конференции также являются итогом образовательной и исследовательской деятельности школьников. Доклады наглядно и объективно демонстрируют уровень обученности детей.
В заключение отмечу целостный, интегрированный характер образовательного процесса. Даже простой керамический горшок рассматривается не только как археологический раритет. Он помогает раскрыть философские вопросы бытия вещей, их создателей и исследователей, рассматривается древняя технология с привлечением нескольких естественных наук, раскрываются эстетические вопросы, ставятся проблемы миропонимания.
Исследовательское направление
Знакомство с археологией и ее методами – первый шаг в развитии интереса школьников к миру древностей. Второй шаг – приобщение школьников к исследовательской работе, это уже иной уровень – продуктивный, творческий. Это открытие нового или расширение представлений об известном. Такая форма работы практикуется с первого года обучения, используется шире на втором-третьем и становится основной на четвертом-пятом годах обучения в клубе. В процессе работы формируются основные исследовательские умения – критическое отношение к источникам, способность раскрывать причинно-следственные связи.
Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся превращаются из потребителей готовой информации в соучастников креативного процесса.
Объект ученических исследований – малоизученные краеведческие объекты. Пробуждение глубокого интереса к исследовательской работе во многом зависит от выбора темы. Самая перспективная в археологии тема, которую успешно разрабатывают школьники, – «Выявление новых археологических памятников». Вообще одним из важных условий осуществления исследовательской работы является ее перспективное планирование и доведение поставленных целей до всего коллектива.
Исследовательскую работу, проводимую школьниками, условно можно разделить на три части: полевую (археологические разведки и раскопки), кабинетную и научно-практическую.
Археологическая разведка – поиск новых памятников археологии. Обычно разведки проводятся осенью и весной, хотя есть практика зимних разведок. К настоящему времени «резервовцами» открыто около 350 памятников, из них около 320 – в Уссурийском районе. Этой работе обычно посвящаются отдельные походы. В них школьники определяют перспективные территории, на которых могут располагаться памятники, составляют описание и план памятника.
Поскольку обследуемые территории велики, большая часть работы по их изучению проводится именно детьми. Я лишь направляю исследовательские группы и констатирую результаты.
В отдельных случаях школьники проводят разведку самостоятельно, отдыхая с родителями на природе, в гостях у бабушки и т.п.
Археологические раскопки – коллективная работа по исследованию археологического памятника, проводимая только под руководством специалиста-археолога. Школьники осваивают азы раскопочных методик. Они принимают непосредственное участие в разборке культурных слоев, первичной обработке материала. Во время раскопок дети в полной мере могут применить теоретическое знания. Если юным археологам первого года обучения поручаются наиболее простые виды работ, то ребята постарше успешно справляются с расчистками объектов, проявляя вполне профессиональные качества.
Еще раз отметим, что процесс полевых исследований является органической частью всего образовательного процесса.
Цель кабинетных археологических исследований – анализ археологических источников и получение новой научной информации. Этим они отличаются от простой камеральной обработки, которая является их необходимой предпосылкой. Часто исследования проводятся и на камеральных занятиях.
В кабинетном исследовании есть возможность показать в полной мере интеграционные связи археологии с точными науками. Особенно эффективны лабораторные исследования технологии производства керамической посуды, планиграфических реконструкций.
Также дети могут применить все полученные знания по анализу предметов, их интерпретации, описанию, классификации, типологии, зарисовке.
Основные результаты кабинетного исследования – ежегодные научные отчеты, представляемые в отдел полевых исследований Института археологии РАН (г. Москва), и научные доклады и статьи, подготовленные для печати и обсуждения на научно-практических конференциях.
Подготовка школьниками научных докладов для выступления с ними на различных конференциях является одной из важнейших составных частей в процессе подготовки юных археологов. Именно здесь ребенок может применить на практике все полученные знания и провести самостоятельное научное исследование. Как показывает опыт, большинство детей с удовольствием занимаются подготовкой докладов. Так как надо не только написать работу, но и защитить ее, школьники получают дополнительный стимул к творчеству.
При подготовке докладов к любому мероприятию прежде всего важен психологический настрой ребенка и осознание им смысла предстоящей работы. Обязательно объясняется цель работы, ученик должен представлять, какое значение имеет проделанный им труд для науки. Конечно, на первом месте остается задача развития ребенка, его мышления, умений и навыков, но любая работа должна быть продуктивной и в научном плане. Когда дети приходят в клуб первый раз, я говорю им о том, что археология – это такая наука, где открытия, в том числе и очень важные, могут делать такие школьники, как они. Поэтому научная важность, новизна каждой исследовательской работы – непременное условие, причем оценивать эту новизну будут судьи, слушатели, читатели, т.е. оценка будет объективной.
Мои школьники готовят работы четырех уровней сложности:
1. Компилятивное исследование. На этом начальном уровне основное содержание работы состоит в изучении опубликованных (библиографическая часть) и архивных материалов (научные полевые отчеты). Дети учатся проводить анализ письменного источника, отбор необходимых материалов. При работе с архивными данными (чаще всего используются полевые отчеты руководителя) происходит отбор и анализ фактов, делаются обобщения, выводы. Обязательной частью является знакомство с самой коллекцией, описанной в полевом отчете.
2. Компиляция с элементами самостоятельного исследования. Здесь используются все вышеназванные виды работ, но какая-то часть обязательно носит самостоятельный характер – ребенок сам при помощи методических рекомендаций проводит описание археологических источников (находок). В работах первых двух уровней допускается участие педагога в создании текста, необходимо на практике показать, как это делается, как выглядит структура исследования, где необходимо использовать сноски, как строить логику изложения. Подобные подходы допустимы, так как в любом случае ученики будут самостоятельно защищать написанную работу.
3. Самостоятельное исследование. На этом уровне полностью выполняется весь объем работ, связанных с созданием доклада, – отбор источников, их обработка (используя методические рекомендации), зарисовка, анализ, работа с литературой, построение выводов. Роль педагога как участника исследования уменьшается.
4. Научная статья. Это высший уровень исследовательской работы школьников. Непременным его условием является предварительная подготовка работы третьего уровня, на основании чего и пишется статья. Поскольку данная работа уже выходит за рамки обучения, относится к профессиональной деятельности и предназначается для публикации в научном издании, здесь действуют иные принципы подготовки. Во-первых, чаще всего статья бывает совместной, т.е. в числе авторов научный руководитель. Весь объем работы может быть поделен между авторами. Обязательными являются совместная подготовка выводов и корректировка текста.
Работа над докладами очень трудоемкая. Для учащихся 4-5-го годов обучения она обязательна, входит в учебную программу. С некоторыми учениками первого года обучения к краевым слетам готовятся работы первого уровня. Учащиеся второго года обучения также готовят такие работы к слетам и конференциям. Поскольку данный вид деятельности в клубе считается престижным, происходит специальный отбор участников соревнований. Темы работ – результаты полевых исследований клуба.
Социально-педагогическое
Важнейшей задачей клуба является активное включение детей как в особую внутриклубную среду, так и в социально значимую деятельность вообще. Наиболее ощутимым социально значимым результатом является работа, связанная с выявлением и постановкой на государственную охрану памятников археологии. Ребенок, включаясь в охрану памятников родной земли, получает богатый опыт.
Другое направление – создание и функционирование музея клуба. Здесь деятельность ребенка получает оценку большого числа людей, особенно сверстников, посещающих музей. Только представьте себе, что чувствует ребенок, когда вещь, найденная им в земле, превращается благодаря его же работе в экспонат, привлекающий внимание посетителей!
Создание и функционирование учебно-воспитательной среды внутри клуба – важнейшее направление работы педагога и его воспитанников. Включение ребенка в особую клубную среду начинается со знакомства с традициями и законами клуба. Традиция, если она полезная, добрая, еще и веселая, имеет большое психологическое воздействие. Быть посвященным в традиции – важный момент на пути включения детей в среду клуба.
Коротко остановлюсь на некоторых традициях и символике. Клуб имеет свой флаг – разделенное по диагонали полотнище. Правая верхняя часть – синяя, левая нижняя – зеленая. Синий цвет символизирует чистый цвет неба, зеленый – чистый цвет земли. Это означает, что те, кто собрался под этим флагом, имеют чистые помыслы. Девиз клуба: «Мы – резерв науки». Эмблема клуба включает в себя изображения важнейших для приморской археологии находок, сделанных «резервовцами», – чжурчженьского шлема и концевого диска корсаковского храма бохайского времени, а также надпись: «Вперед, в прошлое!»
Один из законов, исполнение которых требуется в клубе, – высокая культура общения. Запрещены любые оскорбления и многие другие «нехорошие«слова, ставшие ныне обыденной речью. Практика показывает, что достаточно года активных занятий в клубе, чтобы скорректировать этот процесс. Более того, старшие дети начинают исправлять младших.
Важнейшей является традиция подведения итогов. Совместное подведение итогов любого мероприятия, дня, проведенного в «поле», приучает детей говорить от своего имени, высказывать свою точку зрения, быть соучастником всех событий.
Хорошей ежегодной традицией является система посвящений – каждый ребенок, занимающийся в клубе, проходит определенные стадии роста, выражающиеся в соответствующих титулах.
Традиция может быть и очень полезной для здоровья, например, традиция утреннего обливания холодной водой для мальчиков. С этого начинается каждое утро в полевых условиях – и летом, и зимой.
Сильнее всяких педагогических методик воспитывает среда, в которой находятся дети. Поэтому важной составляющей моей социально-педагогической работы являются конструирование и коррекция психологического климата в коллективе, создание такой среды, которая бы формировала нужные личностные качества. С этой целью проводится цикл психологических тренингов, игровых мероприятий, большая часть которых реализуется в период деятельности полевых лагерей и на учебно-тренировочных сборах.
Сборы являются выездными (в зимовье или палатках) и проводятся в период весенних каникул или майских праздников. Все три-четыре дня сбора проходят как одно большое тренинговое мероприятие. Я использую адаптированные к возрасту и ситуации методики Н. Козлова и В. Петрусинского.
Ощущение принадлежности к особой среде складывается и благодаря клубным праздникам, отмечать которые совместно стало доброй традицией. Это День рождения клуба (11 ноября), День «Резерва» (19 марта), День археологов (15 августа). Заметьте, как важно – дети отмечают профессиональный праздник!
Мы всегда отмечаем дни рождения детей, Новый год, День защитников Отечества, Международный женский день. Особо, в виде военного парада с элементами маскарада, празднуется День независимости России. Специфика его в том, что он приходится на время работы летнего лагеря. Благодаря полевым условиям и разнообразию тем один парад никогда не похож на другой.
Традиционным и важнейшим праздничным мероприятием является подведение итогов полевого сезона, совпадающее с Днем рождения клуба. Именно в этот день собираются вместе все члены клуба и его выпускники – «ветераны».
Один из основных стимулов, привлекающих школьников в клуб – участие в работе летних полевых лагерей. Деятельность лагеря носит научно-исследовательский, а также оздоровительный характер. Научный поиск вместе с романтикой путешествий создает хорошие условия для учебной и воспитательной работы.
Обширна и программа лагеря, при этом каждая экспедиция имеет свои особенности. Общей является работа на раскопах, обследование окрестностей археологических памятников, поиск новых археологических памятников, овладение комплексными методами изучения археологических памятников, камеральной обработкой материала в полевых условиях, экскурсии на интересные объекты в окрестностях (монастырь, курорт, монументы и т.п.). В июньской экспедиции (1-я смена лагеря) большая часть свободного времени уделяется подготовке к краевому слету юных археологов. В ходе июльской экспедиции (2-я смена) школьники участвуют в слете. Августовская экспедиция (3-я смена) более плотно насыщена досуговыми мероприятиями, что весьма полезно перед началом учебного года.
Лагерь работает на принципах самоуправления. Жизнь лагеря строится на принципе самообслуживания: обеспечение дровами, водой, приготовление пищи и т.п. Перед началом полевого сезона клубным собранием избирается Великий Вождь, на котором лежит основной груз комендантских проблем. Я стараюсь не вмешиваться в деятельность Великого Вождя, если он не допускает явных нарушений своих обязанностей. Великий Вождь самостоятельно разрабатывает график дежурства по кухне и столовой, организует работы по благоустройству лагеря, наведению порядка, подводит итоги дня и прочее.
Каждый вечер коллективно анализируется прожитый день, действия каждого подростка и педагога, планируется грядущий.
Экспедиция проводится в различных уголках Приморья, длится 20-25 дней. Кроме всего вышеперечисленного, это прекрасная возможность для самореализации школьников, возможность самостоятельно определить основное русло своей деятельности на эти три недели.
Есть в «Резерве» такая шутка. Для чего мы едем в экспедицию? Конечно же, чтобы поесть! Шутка шуткой, но смысл в ней глубокий. Поскольку в любых поездках мы всегда готовим сами, т.е. дежурят по кухне дети, процесс приготовления пищи и все, что с ним связано, приобретает для ребят очень близкое личностное значение. Подавляющее большинство первокурсников, приходя в клуб, не имеют никакого представления о кухне, в том числе и девочки.
Выезжая в поход или экспедицию, ребенок сознательно берет на себя обязанность обеспечивать себя и других здоровой едой. Иначе нельзя, поскольку дежурство происходит по очереди и достается всем без исключения.
Нельзя просто доверить Вождю назначение дежурных и удалиться. Необходим постоянный контроль, обучение, вплоть до полного участия в приготовлении блюда. Особенно это важно во время первой в году экспедиции, когда больше половины ее состава – новички. Как правило, большую часть времени приходится отдавать кухне. Зато в августе можно будет расслабиться и положится на подготовленные кадры.
Как показывает опыт, дети с энтузиазмом воспринимают идею приготовить какое-нибудь необычное для полевого лагеря блюдо. Так, например, мы всем лагерем можем делать вареники. Последние годы, после длительной подготовки, традицией стало приготовление на вечерний чай пирожков или булочек из дрожжевого теста. И делают это мальчишки, только закончившие 7-й класс! Ребята постарше создают и более сложные «произведения», например пирог к дню рождения друга.
Некоторые дети вдруг обнаруживают, что готовить пищу – интересное дело, начинают экспериментировать. Другие просто «отбывают» дежурство. Но равнодушно к кухне никто не относится.
Можно с уверенностью сказать, что дежурство по кухне в археологической экспедиции играет большую воспитательную, дисциплинирующую роль. Поэтому я не боюсь тратить время на обучение дежурству.
Так уж сложилось в полевой жизни, что гитара и песни под нее являются обязательным атрибутом. Без них не обходится ни один вечер в экспедиции, ни одна дальняя поездка.
В течение многих лет мне приходилось самому играть и петь в наших экспедициях, готовить номера художественной самодеятельности для слетов. А три года было решено в свободное время обучать ребят игре на гитаре (вот уж где пришлось потрудиться!). В результате 70% мальчишек заиграли и за
Комментарии