search
main
0

Вперед надо двигаться поэтапно

По данным Росстата, зарплата наших педагогов за 2010 год составляла 15430 рублей. По сравнению с 2008 годом переход на НСОТ дал увеличение в 1,4 раза (на 4,5 тысячи рублей). Однако если говорить только о дневных общеобразовательных учреждениях без учета коррекционных, вечерних (сменных) учреждений, детских домов-школ, то заработная плата в них 16167 рублей. В 2010 году зарплата наших учителей составила 80,4% по отношению к заработной плате в экономике, что выше, чем в 2008 году, на 15,1%. Всему этому есть объяснение.

Сегодня НСОТ введена в 60% (447) общеобразовательных учреждений, где работают 13 тысяч учителей. Из них более 23% учителей получают заработную плату свыше 20 тысяч рублей, а это превышает среднюю зарплату в экономике области – 19170 рублей. С одной стороны, это стало возможным, потому что в кризисный период (2002-2010 годы) существенно снизился уровень зарплаты в основных отраслях экономики – угольной, металлургической, и это не очень хорошо само по себе. С другой стороны, было многое сделано для изыскания дополнительных источников внутри отрасли для повышения эффективности расходов на образование. Несмотря на то что наша область не участвовала в КПМО и дополнительных средств из федерального бюджета мы не получали, все направления этого проекта мы отрабатывали целенаправленно и, я считаю, результативно. Все преобразования у нас проведены за счет собственных резервов отрасли.

Основными факторами роста заработной платы стали: 10-процентная индексация фонда оплаты труда в 2009 году; мобилизация финансовых ресурсов за счет оптимизации сети ОУ и штатов; введение НСОТ.

За последние 5 лет значительно изменилась структура образовательной сети нашей области. Общее количество школ уменьшилось на 259, на 309 сократилось число средних школ, но одновременно на 61 школу возросло количество основных. Всего за 2006-2010 годы было ликвидировано 269 и реорганизовано 329 общеобразовательных учреждений всех видов. Численность работников школ за этот период сократилась на 18,1 тысячи человек, в том числе учителей – на 4,2 тысячи человек. Безусловно, эти мероприятия связаны с социальными рисками, поэтому для нас было очень важно проводить такую реорганизацию поэтапно и сопровождать процесс комплексом мер социальной поддержки всех участников образовательного процесса. За 4 года мы вывели за штат ОУ около 14 тысяч работников из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. В этом есть как положительные моменты, так и риски. Главный плюс в том, что обслуживание школьной инфраструктуры (пищеблоки, охрана, уборка помещений) осуществляют специализированные организации, однако сеть таких организаций только развивается, далеко не всегда в сельской глубинке находятся необходимые школам поставщики услуг. В крупных населенных пунктах, где много предприятий малого и среднего бизнеса, есть возможность на конкурсной основе выбирать организации, гарантирующие качество предоставляемых услуг. По результатам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере образования за 2009 год Кемеровская область признана лучшей – первое место по РФ. Но мы не остановились на достигнутом и в 2010 году предложили дополнительные меры, направленные на повышение качества образования, престижа педагога. Например, за счет высвобождаемых средств стало возможным создание фонда стимулирования школ, обеспечивающих высокий уровень качества образовательных услуг. На эти цели на конкурсной основе были выделены из областного бюджета 50 млн рублей для 10 образовательных учреждений. Средства мы направляем на укрепление материальной базы, оплату труда и повышение квалификации педагогов. Эта инициатива была поддержана и большинством муниципалитетов.

Сегодня, чтобы выполнить поручение Владимира Путина, важно понять, как это сделать. Необходимая потребность в средствах на 30-процентное повышение зарплаты учителей Кемеровской области составляет 1,4 млрд рублей в год, а мы затратили в 2010 году на оснащение учреждений, приобретение оборудования, повышение квалификации педагогов около 90 млн рублей, или 5,45% от общего фонда оплаты труда в образовании (18% от фонда оплаты труда учителей). Даже если расходы на эти цели будут субсидированы из федерального бюджета, нам потребуется еще не менее 0,5 млрд рублей. Изыскать дополнительные источники сейчас невозможно, так как бюджеты регионов сверстаны и на одну треть уже исполнены, в том числе по расходам на приобретение оборудования. На оставшуюся часть бюджета уже проведены конкурсы и заключены контракты. Есть опасение, что средства федерального бюджета поступят к концу 2011 года и, следовательно, не смогут быть использованы в полном объеме на указанные цели. Свои же дополнительные средства мы направить на повышение зарплаты не сможем, так как в бюджете области уже были заложены 10% на повышение оплаты труда с 1 июня 2011 года. Поэтому, наверное, более целесообразно проводить повышение зарплаты учителей на 30% поэтапно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте