Существуют ли сегодня российские бренды, выступающие единицами измерения качества в своих сферах деятельности?Что же создано нынче масштабно-инновационного в ведущих отраслях экономики и производства РФ? В памяти всплывает лишь один эталон европейского качества – скоростной поезд «Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород» – «Сапсан», который полностью заимствован и адаптирован немецкой компанией «Siemens» как единственный по масштабу и значимости европейский эталон качества транспортных услуг, предоставляемых населению. Поэтому я предлагаю для измерения качества российских брендов всех отраслей российской экономики ввести новую единицу измерения наивысшего качества – сапсан.
Какие же системные инновации качественного СПО можно сегодня хотя бы условно назвать педагогическими сапсанами? Анализ инноваций российской систем СПО позволяет утверждать, что к таким масштабным инновациям относятся прежде всего три взаимосвязанные подсистемы: – региональная система независимой оценки качества профессионального образования и сертификации профессиональных квалификаций; – региональные, межрегиональные отраслевые образовательные кластеры;- региональная сеть автономных образовательных учреждений НПО и СПО, организационная структура которых максимально интегрирована с инновационной системой менеджмента качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000. Правительство Российской Федерации 24 декабря 2008 г. приняло постановление «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (№1015), в пункте 3 которого предусмотрено создание системы независимой оценки качества профессионального образования в РФ. 31 июля 2009 года в рамках соглашения Министерства образования и науки РФ и РСПП были утверждены положения о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (№АФ-318/03); об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (№АФ-317/03); о системе сертификации квалификаций. Этими документами пользуются сегодня все регионы, организации, отраслевые министерства, создающие у себя структуры – независимые системы оценки качества профессионального образования.В регионах РФ за редким исключением пока бессистемно создаются центры сертификации на базе университетов, колледжей, отраслевых министерств, а предприятия, корпорации, организации, имеющие зарубежных инвесторов, партнеров, проходят сертификацию за рубежом. Составляющие центров сертификации – это индивидуальная сертификация, корпоративные стандарты, участие в аттестации, органах сертификации, региональные стандарты. В настоящее время можно выделить три уровня систем оценки качества профессионального образования в регионах РФ. Первый – итоговая государственная аттестация выпускников учреждений профессионального образования (традиционно сложившаяся система). Второй – региональные органы власти, которые выдают лицензии на создание на базе ОУ Центра сертификации. Третий – системный – региональные системы независимой оценки качества профессионального образования. Москва пока реализовала первый и второй уровни. В соответствии с имеющейся нормативной базой независимая система оценки качества профессионального образования Москвы должна иметь две подсистемы. Первая подсистема – это Региональное агентство развития квалификаций, состоящая из головного органа – Общественно-государственного совета и исполнительного механизма – экспертно-методических центров и центров оценки и сертификации квалификаций, сформированных по отраслевому, межотраслевому и региональному признаку. Агентство должно иметь возможность для оперативного привлечения и координации деятельности около 1000 предприятий и организаций города Москвы, реализующих различные виды экономической деятельности; проведения независимой оценки качества профессионального образования всех типов, уровней ОУ профессионального образования Москвы независимо от их ведомственной принадлежности; взаимодействия со всеми государственными и негосударственными структурами Москвы, обеспечивающими прогнозирование, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и трудоустройство профессиональных кадров; системной финансовой поддержки работодателей Москвы; использования многолетнего опыта торгово-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, которые окажут содействие в проведении сертификации на международном уровне. Вторая подсистема – специальные службы сертификации ОУ профессионального образования Москвы, обеспечивающие подготовку и проведение сертифицирования ОУ, преподавателей и выпускников в центрах первой подсистемы.Создание такой структуры в городе Москве имеет существенную специфику – в столице более 200 учреждений среднего профессионального образования, и только 88 колледжей – в системе профессионального образования Департамента образования, остальные имеют различную ведомственную принадлежность. А впереди у нас еще и создание автономных образовательных учреждений и последующая очередная оптимизация (реструктуризация) сети ОУ СПО. Сегодня образовательные кластеры – прообразы советской системы взаимодействия образовательных учреждений НПО и СПО с базовыми отраслями отрасли экономики, хотя яркий пример современного кластера – Силиконовая долина в США. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство региона данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Крупнейшие промышленные предприятия обязуются при этом обеспечить учащимся оплачиваемую практику на современном оборудовании и гарантировать последующее трудоустройство. Таким образом, в состав образовательных кластеров входят головной вуз, среднее и начальное профессиональные образовательные учреждения, а также базовые предприятия. Система образовательных кластеров региона призвана повысить уровень подготовки выпускников, в особенности рабочих специальностей, а также предоставить им гарантии последующего трудоустройства на базовом предприятии кластера. Кстати, на этих же предприятиях учащиеся проходят практику, тем самым набираясь опыта работы именно в своей будущей профессии. С введением системы образовательных кластеров госзаказ формируется только исходя из потребностей работодателя в тех или иных рабочих специальностях – по заявке в отраслевые министерства. Первую скрипку в системе образовательных кластеров должны играть работодатели, так что подготовка никому не нужных специалистов исключена. Государство же в системе образовательных кластеров лишь способствует решению вопросов, возникающих у «основных игроков» – работодателя и головного вуза. В Москве проблема создания образовательных кластеров пока только обсуждается.Сегодня Москва приступает к созданию новой сети автономных ОУ СПО. С 1 января 2012 года в статусе АОУ начинают работать несколько колледжей. За последний год обсуждений на всех уровнях системы образования и педагогической общественности определили три основных подхода к созданию системы менеджмента качества профессионального образования в АОУ СПО, основанных на приоритете и логике решения поставленных задач. Первый подход (бессистемный) – последовательное, возможно, параллельное или одновременное решение задач, в числе которых и создание системы менеджмента качества профессионального образования, это очень длительный процесс, со многими ошибками, только сегодня, к сожалению, пока не происходит осмысление проблемы большинством педагогов и руководителей. При втором подходе (экономическом) за основание построения единой системы, способной обеспечить качество профессионального образования, берется экономическая составляющая, а именно изменение статуса колледжей – переход в новую форму – автономную или бюджетную (с 1 января 2012 года). Уже после создания АУ или БУ колледжи решают все остальные задачи, в том числе создают систему менеджмента качества профессионального образования. Такой подход, безусловно, результативен, но он не исключает быстрое сокращение числа колледжей, изначально рассматривающих систему менеджмента качества профессионального образования как структурное подразделение образовательной организации. Если изначально в организационно-педагогическую структуру АОУ не заложить инновационную систему менеджмента качества профессионального образования, то такие образовательные учреждения не смогут за контрольные три года обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников. Есть и третий подход (системный – «управление по результатам») – за основание построения организационной структуры управления автономного или бюджетного образовательного учреждения берется система менеджмента качества профессионального образования ГОСТ Р ИСО 9001-2008.В 2006-2009 годах на базе политехнического колледжа №8 им. И.Ф.Павлова работала городская экспериментальная площадка (ГЭП) «Разработка системы управления качеством профессионального образования подготовки кадров машиностроительного профиля» (первая по данной проблематике в Москве). Мы вплотную подошли к созданию системы менеджмента качества «управления по результатам», реализующего третий подход. Но этот процесс постоянно сдерживался отсутствием в традиционной образовательной системе «колледж» тех возможностей, которые представляет нормативная база: возможности самостоятельного выбора АОУ штатного расписания и организационной структуры управления, прямого обязательного участия работодателей в определении профессиональных стандартов профессионального образования выпускников (наблюдательный совет, совет по качеству, инвестиции), возможности привлечения бюджетных и внебюджетных средств на создание структурных подразделений системы менеджмента качества, ранее не предусмотренных уставом и штатным расписанием.Для того чтобы в колледжах Москвы реализовать подход «управление по результатам», основанный на требованиях стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000 руководству колледжа и инженерно-педагогическому коллективу необходимо, во-первых, овладеть компетенцией создания СМК в колледже и выбрать один из двух регламентов создания АОУ СПО на основе системы менеджмента качества. Один регламент предполагает приглашение на платной основе специалистов из центров проектирования СМК колледжа, основанного на требованиях стандартов качества ISO 9000:2000 и ISO 9001:2000, второй – самостоятельную инновационную деятельность колледжа без создания организационной структуры СМК, встроенной в организационную структуру управления АОУ, невозможно внедрять инновации во все виды деятельности колледжа, и прежде всего осуществлять финансовый менеджмент. (Срок создания такой системы – 5-7 лет, доведения до оптимального функционирования – 10 лет.) Второй вариант предполагает поэтапное создание внутриколледжной группы разработчиков инновационной СМК, аудит всех видов деятельности колледжа, анализ и оптимизацию видов деятельности колледжа, проектирование собственной структуры СМК видами деятельности колледжа, разработку локальных актов, нормативное «встраивание» структуры СМК в организационную структуру управления колледжа (создание служб СМК и введение новых должностей в штатное расписание колледжа), разработку и принятие локальных актов и должностных инструкций руководителей и сотрудников СМК, повышение квалификации работников СМК, интеграцию СМК колледжа в создаваемую региональную (московскую) систему независимой оценки качества подготовки рабочих кадров и специалистов, реализацию международных стандартов ИСО.Анализ создаваемых СМК в вузах и колледжах РФ, а также наш собственный опыт работы в рамках ГЭП позволил выявить проблемы создания СМК в колледжах и вузах РФ. Это то, что в большинстве бюджетных ОУ СМК создана как специальная служба, что отсутствуют специалисты по проектированию СМК и регламент создания и работы СМК в колледже и АУ, не предусмотрено финансирование создания СМК в колледжах. Наша проблема еще и в том, что в Москве пока не создана региональная система независимой оценки качества профессионального образования, но в этом есть резон, так как мы можем максимально использовать опыт регионов с полиструктурной экономикой, адаптируя его к условиям столицы. Вот такой педагогический сапсан нам необходимо создавать в Москве, только он сегодня позволит реализовать ранее нереализуемые и даже порой пугающие по материальным затратам, масштабу модернизации и темпам автономизации (реструктуризации) цели: выполнить заказ отраслевой региональной экономики и создать отраслевые промышленно-образовательные кластеры; внедрить новый нормативный и финансовый менеджмент колледжей и техникумов, переходящих в статус автономных образовательных учреждений, активизирующий внебюджетную деятельность АОУ; обеспечить свободный выбор новых технологий профессионального обучения (замену классно-урочной системы обучения на индивидуальное и вариативное продуктивное обучение); обеспечить создание вариативной материальной базы учебного процесса АОУ по решению учредителей, наблюдательных советов, советов промышленно-образовательных кластеров, создание электронного информационного образования, преемственность и создание новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, преподавателей и мастеров п/о в специальных профильных инженерно-педагогических вузах региона.Людмила АРТЕМЬЕВА, доцент НИИРПО
Комментарии